Первого августа в Общественной приемной главы Коми прошла прямая линия по теме «Устройство пожилых граждан и инвалидов в дома-интернаты». Почти каждая семья либо уже сталкивалась с проблемой обеспечения пожилых родственников уходом, либо решает ее сейчас, либо столкнется в будущем. Поэтому тема вызвала интерес. На вопросы жителей республики отвечал начальник отдела стационарных учреждений Министерства труда, занятости и социальной защиты РК Ромэн Галимов.
По данным Росстата, продолжительность жизни россиян растет рекордными темпами благодаря улучшению питания, развитию медицины и другим факторам. Однако у этой вроде бы позитивной тенденции есть и обратная сторона: зачастую качество жизни пожилых людей падает из-за возрастных заболеваний. В результате растет потребность в увеличении количества интернатов для пожилых людей.
Ромэн Галимов пояснил, что в республике есть интернаты для людей с теми или иными ментальными расстройствами и дома-интернаты для престарелых и инвалидов, куда помещаются пожилые люди без изменений в психике. Единственным учреждением в регионе, которое предназначено для детей с ментальными нарушениями, является Кочпонский интернат. Также в сыктывкарском местечке Лемью есть центр имени Морозова, где помощь получают дети со всеми видами инвалидности.
Специалист констатировал, что по объективным причинам в учреждения психоневрологического профиля образовалась очередь. Сегодня в ней 96 человек. Основной причиной возникновения очереди стало закрытие интернатов, располагавшихся в ветхих зданиях. Минтрудсоц предпринимает все необходимые меры для сокращения очереди. Например, республика вошла в адресную инвестиционную программу, и в ближайшие годы запланировано начало строительства Летского интерната на 200 мест. Помимо этого, уже было увеличено количество мест в ряде интернатов благодаря открытию новых корпусов. Проблема очередности есть не только в Коми, поэтому и на федеральном уровне выработали комплекс мер по ее снижению, добавил Ромэн Галимов.
В интернаты общего профиля очереди нет. Чтобы по каким-либо причинам определить туда человека, его родственникам необходимо для начала обратиться в комплексный центр соцзащиты населения. Специалисты центра займутся сбором документов.
– Стационарная форма является конечной, то есть человек почти полностью утрачивает способность к самообслуживанию и о нем нужно круглосуточно заботиться. Помимо этого, есть формы соцобслуживания, которые не требуют ежечасного ухода. Например, надомное обслуживание. Есть полустационарные формы. Кстати, Коми – один из немногих субъектов России, где действует такой региональный закон, согласно которому нуждающимся в стационарном обслуживании могут оказывать помощь сторонние граждане за плату. Причем эта плата с января текущего года была существенно увеличена, – сказал специалист.
Для республики такая мера очень актуальна. Часто родственники находятся друг от друга на большом расстоянии. При этом и соцработник не может добраться до какой-нибудь отдаленной деревни. Тогда за вознаграждение помощь пожилому человеку могут оказывать соседи. Но, как пояснил Ромэн Галимов, тут есть свои нюансы. Во-первых, обслуживать можно не более двух граждан, во-вторых, у них должна быть невысокая степень утраты способности к самообслуживанию.
– Ведь уход предполагает не только колку дров и походы в магазин. При центрах соцзащиты есть школы ухода, где обучают пеленать, менять памперсы, – пояснил он.
Ромэн Галимов отметил, что многие ошибочно считают, что пожилые люди отправляются в интернаты общего профиля «доживать». На самом деле многие живут там счастливо многие годы. Есть даже случаи, когда они создают семьи. В интернатах организован досуг, питание, оказывается вся необходимая помощь, в том числе и психологическая.
– Они выходят на прогулки, в сельских интернатах они еще и работают в подсобных хозяйствах: выращивают овощи, ухаживают за животными, – рассказал Ромэн Галимов.
Во многих случаях людям отказывают в предоставлении социальной помощи в виде помещения пожилого родственника в интернат на постоянное проживание. Потому что причина для такой меры должна быть веской, а если ее нет, то именно родственники, а не государство в первую очередь несут ответственность за человека. Государство берет на себя эту ответственность, только если близких у такого человека нет или они находятся далеко.
Если вообще в России есть коммерческие дома-интернаты, то конкретно в Коми их нет.
– Это не самый доходный бизнес, – пояснил Ромэн Галимов. – Должно быть помещение, персонал. В Коми была попытка создания коммерческого интерната, но он оказался невостребованным из-за высоких цен, то есть бизнес-план фактически провалился. А в интернатах общего профиля платных коек нет.
Одной из проблем специалист также назвал попадание в дома-интернаты людей, злоупотребляющих спиртным. Они часто нарушают режим, так как имеют возможность свободно выходить в соседние магазины и приобретать алкоголь. Если на территории интерната им запрещают пить, то они вполне могут сделать это за его пределами. Потом эти люди возвращаются и начинают «кошмарить» соседей. Раньше для нарушителей режима существовал отдельный специнтернат, но его закрыли. Теперь, как считает Ромэн Галимов, его необходимо восстановить.
Ярослав СЕВРУК
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "Осень жизни – с заботой и комфортом"