«Сообщать нельзя молчать»

Общественники обсудили новый закон о вознаграждении за информацию о пьяных за рулем

В конце минувшего года Общественная палата Коми запустила новый медиапроект «Люди на связи», цель которого – привлечение жителей республики к обсуждению остросоциальных вопросов, выработка общего мнения и рекомендаций для власти. Первым на обсуждение вынесли принятый на декабрьской сессии Госсовета РК закон о денежном вознаграждении граждан, сообщивших в полицию о пьяных за рулем автомобиля. Депутаты приняли закон единогласно, а вот среди жителей республики единодушия нет, некоторые считают это поощрением доносительства или даже «стукачества».

Поэтому тему дискуссии сразу вынесли в название состоявшегося круглого стола – «Сообщать нельзя молчать», чтобы в конце обсуждения поставить запятую в нужном месте.

Модератор мероприятия, член Общественной палаты РК, первый заместитель генерального директора телеканала «Юрган» Геннадий Левицкий, открывая встречу, объяснил, чем была продиктована необходимость принятия закона о выплатах за информирование органов внутренних дел: количество пьяных за рулем в Коми значительно выросло.

Поскольку на заседании Госсовета документ представляло министерство строительства и ЖКХ, пояснения на круглом столе дал представитель этого ведомства, начальник управления дорожного хозяйства Дмитрий Гордейчук. Он напомнил, что в соответствии с федеральным законом «Об участии граждан в охране общественного порядка» граждане вправе информировать правоохранительные органы о правонарушениях. В поправках к республиканскому закону говорится о том, что делать это теперь может любой гражданин, а не только участники народных дружин. Решено, что первоначально денежное вознаграждение будет выплачиваться за информацию о фактах управления транспортом лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения, не имеющими прав либо лишенными прав, а также за сообщение о лицах, оставивших место ДТП. Это продиктовано тем, что Республика Коми, к сожалению, занимает лидирующие позиции в СЗФО по числу ДТП по вине нетрезвых водителей. В 2019 году было 2982 таких случая, в 2020-м – 3215, в 2021-м – 3016, за полгода 2022-го – 1870. В 2022 году выявлено 4509 водителей, находящихся в состоянии опьянения либо отказавшихся от медицинского освидетельствования. За аналогичный период прошлого года – 3760. Рост составил 17 процентов. В то же время, по данным ГИБДД, в 2021 году по доверительной информации, полученной от граждан, было отстранено от управления транспортным средством по причине алкогольного опьянения 306 водителей. То есть сообщения поступают и без денежного вознаграждения. Люди сигнализируют потому, что видят нарушение и хотят предотвратить беду.

Врио заместителя начальника управления ГИБДД МВД по РК майор полиции Сергей Гуляев подчеркнул, что с самого начала, когда только обсуждалась возможность принятия такого закона, полиция была однозначно за. Так называемая «палочная система» уже давно не практикуется, сейчас главная задача автоинспекции – это профилактика и оперативное реагирование. В ГИБДД не исключают наплыва звонков, в том числе от «доброжелателей», но независимо от того, сколько поступит заявлений, все они будут проверены.

– А если начнется вал мстительности? – задал коварный вопрос модератор. – Например, во дворе гражданин постоянно паркует свой автомобиль на место, где привык ставить машину сосед. Тому надоело, и он «настучал», что гражданин ездит без прав.

– Такие факты не исключены, – согласился Сергей Гуляев. – Но всю поступившую информацию мы будем отрабатывать в полном объеме.

О том, как именно будут производиться выплаты, пояснила заведующая отделом законодательства и правового сопровождения ГКУ «Управление автомобильных дорог Республики Коми» Ольга Черкасова.

– Гражданин видит пьяного за рулем, сообщает об этом по телефону на горячую линию ГИБДД, указывает направление, по которому движется автомобиль, называет себя. Патруль выезжает на место, останавливает машину, проверяет, и, если факт подтвердился, об этом уведомляют позвонившего гражданина, после чего тот может обратиться за вознаграждением. Для этого потребуются документы: паспортные данные, реквизиты, куда можно перечислить денежные средства, ИНН и согласие на обработку персональных данных. После проверки сотрудники ГИБДД направляют ходатайство в министерство строительства и ЖКХ, которое затем перечисляет гражданину деньги. За каждое подтвержденное сообщение выплачивается три тысячи рублей. В бюджете на эти цели предусмотрено один миллион 200 тысяч рублей, то есть ожидается, что поступит примерно 400 сообщений в течение года.

Геннадий Левицкий добавил, что подобный закон с 2020 года действует в ЯНАО, и там выплачивают по четыре тысячи рублей. В итоге количество преступлений, совершенных пьяными водителями, сократилось в два раза – с 60 до 30.

Заведующий наркологическим отделением наркодиспансера Андрей Никитин в свою очередь акцентировал внимание участников круглого стола на том, что вводимая мера направлена в первую очередь на сохранение жизней. По его мнению, затраты государства на поощрение и траты за последствия преступления несопоставимы. И сообщив о пьяном водителе, может быть, мы спасаем и самого этого водителя от совершения преступления и наказания за это.

Включившийся в разговор депутат Госсовета РК Андрей Климушев подчеркнул, что при обсуждении законопроекта между фракциями не было никаких разногласий, все были за принимаемый закон.

Правда, как напомнил модератор, некоторые депутаты отмечали, что в сельской местности все друг другу родственники и не захотят «подставлять» односельчанина, севшего за руль пьяным.

– Закон не обязывает гражданина сообщать, – возразил член Общественной палаты РК Игорь Зибарев. – Лично я считаю, что сообщать, безусловно, надо, но плата за это – лишнее. Должна быть гражданская совесть.

Геннадий Левицкий предложил:

– Можно сообщить, но не подавать заявление и документы на вознаграждение. Или же можно получить эти деньги и отдать на благотворительные цели. Кстати, не везде за такие действия платят деньги. В частности, так происходит в Москве.

После этого по видеоконференцсвязи выступил член Общественной палаты России, вице-председатель межрегиональной общественной организации защиты прав потребителей «Комитет по защите прав автовладельцев» Александр Холодов. Он сообщил о готовящемся новом административном кодексе, в котором будет предусмотрена возможность гражданам через специальное приложение в смартфоне сообщать о нарушениях, допустим, о неправильной парковке. Нарушителя оштрафуют. И хотя закон еще не принят, есть поручение президента правительству разработать такие специальные приложения.

В связи с этим возник вопрос, а кто чаще всего бывает свидетелем того, что пьяный садится за руль.

– Думаю, что прежде всего это сотрудники общепита, кафе и ресторанов, официанты, охранники. Они же видят, кто в пьяном состоянии садится за руль автомобиля. В том числе это и таксисты, – отметил Геннадий Левицкий и задал вопрос координатору движения «Стоп, нелегал!» Владимиру Вишневецкому. – Скажите, таксисты заинтересованы в таком законе?

Владимир Вишневецкий рассказал, что в 2013 году подобная практика взаимодействия служб такси и ГИБДД существовала, взаимодействие происходило через приложение Зело-канал. Таксисты, а это порядка 200 человек, сообщали по рации о правонарушениях пьяных водителей. К сожалению, такая практика продлилась недолго, приложение запретили использовать. И ничего другого взамен не появилось. Впрочем, возможность передать сообщение в ГИБДД есть через сайт, можно сфотографировать нарушение и отправить, автоинспекция постфактум направляет на электронную почту ответ, выявлено нарушение или не выявлено.

Далее участники круглого стола узнали о неудачном опыте Курска, где попытались принять похожий закон. Как пояснил председатель правления курской общественной организации «Инспекция общественного контроля» Олег Погожих, для этого города более актуальна проблема неправильной парковки, и общественники надеялись законодательно ее урегулировать. В местной администрации есть административная комиссия по нарушению норм благоустройства и парковки на газонах.

– Вы решили изначально заложить в бюджете определенную сумму на вознаграждение, а мы стали делить шкуру неубитого медведя, пытались из штрафов выделить какие-то деньги, которые можно было бы пустить на поощрение гражданина, заявившего о нарушении. И на этом мы споткнулись. Конечно же, мы будем наблюдать за вашим опытом. Очень интересно посмотреть на подзаконные акты, на постановления правительства Коми, каким образом вы будете реализовывать это, чтобы, возможно, нам использовать ваш опыт, – отметил Олег Погожих.

Еще один участник встречи, общавшийся по видеоконференцсвязи из Москвы, координатор движения «Стоп, нелегал!», советник главы профсоюза таксистов Евгений Грэг высказал несколько ценных предложений.

– Ваша инициатива очень похвальна. Такие нарушения, как нахождение за рулем в состоянии наркотического и алкогольного опьянения, неадекватное вождение, вождение без прав, приносят большие беды, и очень важно выявление подобных случаев. В ряде регионов проводился эксперимент, когда с помощью рации, телеграм-каналов происходило прямое взаимодействие правоохранителей и участников дорожного движения. В эти каналы добавлялись люди, которые в состоянии определить правонарушение: водители большегрузов, торгово-курьерских служба, скорой помощи, машин МЧС, то есть те, кто профессионально смотрит на дорогу и может оценить степень опасности обстановки на дороге, – рассказал Евгений Грэг.

Одновременно подключали к таким каналам и всех желающих, и вот здесь, по словам Евгения Грэга, происходили подчас неприятные вещи: люди с психическими отклонениями и такие, кто хочет кому-то за что-то отомстить, перегружали информацией канал. То есть, сделал вывод эксперт, если практиковать сообщения в электронном виде, необходима модерация, и обязательно надо вводить авторизацию лиц – либо через Госуслуги, либо через личную авторизацию в органах и уполномоченной общественной организации, чтобы было понятно, кто обращается. Надо вести статистику тех, кто передает достоверную информацию и, значит, заслуживает доверия, и тех, кто сознательно вводит в заблуждение, чтобы кого-то подставить.

В российской столице уже несколько лет работает электронное приложение «Помощник Москвы», но, как показал мониторинг этого чата, очень много молодежи увидели в этом способ заработать, они гоняются за баллами для того, чтобы получить монетизацию, и друг другу советуют, в каком ракурсе сфотографировать автомобиль, якобы нарушающий ПДД. Словом, этот ресурс себя дискредитировал.

– Если в вашем регионе внедрять такую идею, надо сразу предусматривать возможность оперативного оправдания водителей и предусматривать наказание для тех, кто пытается извлечь из этого коммерческую выгоду, – посоветовал координатор движения «Стоп, нелегал!». – Давайте представим себе человека, который сообщает о 20-30 автомобилях в день в надежде, что вдруг в одном из них окажется пьяный водитель. Возможно такое? К сожалению, да.

– Вы рассказали о настоящих подводных камнях, – поблагодарил эксперта модератор круглого стола.

Врио заместителя начальника управления ГИБДД МВД по РК майор полиции Сергей Гуляев заверил, что каждое сообщение обязательно записывается на аудионоситель и проверяется. Возможно, будут люди, которые захотят на этом заработать, но это покажет время.

Подытоживая сказанное, Геннадий Левицкий предположил, что людям в погонах потребуются помощники. Важно, чтобы этот закон был не способом заработать максимально, а чтобы сохранить человеческие жизни и повысить уровень выявляемости тех, кто нарушает закон.

– Просто представьте, что за рулем лицо в нетрезвом состоянии, а перед этой машиной в автомобиле ваш ребенок, ваша мама, ваша сестра, ваш брат. Вы же не захотите, чтобы этот человек в нетрезвом состоянии сидел за рулем. И, сообщив о нем, за деньгами не обратитесь. Но если кому-то важно получить за такую информацию вознаграждение, то он может его получить. Соответствующий нормативный акт в нашей республике принят, – заключила заведующая отделом законодательства и правового сопровождения ГКУ «Управление автомобильных дорог Республики Коми» Ольга Черкасова.

Галина ВЛАДИС

Фото autonews.ru

В Коми за выходные и праздничные дни сотрудники Госавтоинспекции устранили от управления автомобилем 115 нетрезвых водителей и возбудили 16 уголовных дел в отношении тех, кто решил повторно сесть за руль в состоянии алкогольного опьянения.

Оставьте первый комментарий для "«Сообщать нельзя молчать»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.