В конце прошлой недели в Постоянном представительстве Республики Коми в Москве состоялась встреча с сотрудниками поискового центра «Информбюро». Повод – необычный и торжественный: постпреду РК Сергею Мамонову руководитель Московского отделения Службы розыска «Информбюро» Лариса Ложкина передала капсулу с грунтом с места затопления базового тральщика БТЩ Т-204 «Фугас». На судне в годы Великой Отечественной войны проходил службу и погиб в 1942 году краснофлотец, уроженец Коми края Максим Трофимов. Служба «Информбюро» нашла внуков и правнуков матроса, которым будет передана памятная капсула.
Об этом на своей странице в соцсети «ВКонтакте» сообщил глава Коми Владимир Уйба. «Республика» связалась с Ларисой Ложкиной и правнучкой матроса Максима Трофимова Татьяной Ганя, чтобы узнать подробности этой истории.
В августе 2022 года исполнилось 80 лет со дня трагедии 1942 года, когда во время набеговой операции на остров Большой Тютерс в Балтийском море на минах подорвались и затонули сторожевой корабль «Буря» и базовый тральщик «Фугас». «Буря» и «Фугас» стали самыми крупными потерями Балтийского флота с 1942 по 1945 год.
В рамках уникального по масштабам проекта, начатого в 2021 году в память о кораблях Таллинского прорыва, в водах Российской Федерации было найдено пять судов. На них погибло около трех тысяч человек. На каждом из этих судов, а также на других затонувших объектах времен Великой Отечественной войны командой были обнаружены судовые колокола, что натолкнуло на идею инициирования на территории Кронштадта мемориала «Голоса погибших кораблей» в память о моряках, упокоенных в Финском заливе и найденных подводными исследователями. Памятник состоит из опор, образующих большой колокол. Под его сводом на каждой опоре висит копия судовой рынды, поднятой с конкретного корабля.
В числе тех, кто служил на «Фугасе», был наш земляк, уроженец села Ношуль Прилузского района Максим Трофимов. По документам, хранящимся в минобороны, матрос проходил службу в составе Краснознаменного Балтийского флота с 1937 года. В августе 1942-го командование приняло решение провести набеговую операцию на побережье и острова, занятые противником. В ходе операции 24 августа базовый тральщик затонул. Сегодня «Буря» и «Фугас» – два самых крупных боевых корабля Балтийского флота, лежащие в территориальных водах России.
В августе 1942 года командование Краснознаменного Балтийского флота приняло решение провести набеговую операцию на побережье и острова, занятые противником, выставить мины и блокировать Нарвский залив, нанести удар по кораблям и береговым батареям на островах Большой Тютерс и Гогланд.
23 августа 1942 года около 23.00 отряд из четырех торпедных катеров с минными заграждениями, пяти сторожевых катеров МО, СКР «Буря» и БТЩ Т-204 «Фугас» вышел с острова Лавенсаари в направлении Нарвского залива. Головным был базовый тральщик «Фугас». Это были основные ударные силы, которые своими действиями обеспечивали действия отряда катеров-заградителей, шедших с минами на борту к входу в порт Нарва.
В 2.00 24 августа СКР «Буря» был вынужден застопорить ход, поскольку БТЩ «Фугас» потерял оба паравана (параван – буксируемый подводный аппарат для защиты корабля от якорных контактных мин). В 2.12 «Буря» дала малый ход, через минуту с правого борта у первого кормового отсека взорвалась мина. Корабль накренился на 25° на правый борт, переломился на две части и через 3 минуты затонул в 15 километрах юго-восточнее острова Большой Тютерс. Вместе с кораблем погибли 74 члена экипажа. Через 2 часа 7 минут, в 4.19, в том же районе, в 9 километрах юго-восточнее острова Большой Тютерс, подорвался на мине и затонул базовый тральщик БТЩ Т-204 «Фугас». Погибли 30 членов экипажа.
В августе 2022 года исполнилось 80 лет трагедии 1942 года. «Буря» и «Фугас» – самые крупные потери Балтийского флота с 1942 по 1945 год в Финском заливе и на Балтике. Эта трагедия стала для Краснознаменного Балтийского флота столь знаковой, что до самого окончания войны командование Балтийского флота не решалось послать в подконтрольные противнику воды ничего крупнее катера МО. Сегодня это два самых крупных боевых корабля Балтийского флота, лежащие в территориальных водах современной России. Разведывательно-водолазная команда под руководством Константина Богданова обнаружила места гибели кораблей. 24 августа 2022 года провела отдельную экспедицию в район гибели СКР «Буря» и ТЩ «Фугас» с целью увековечения памяти погибших экипажей.
К 80-летию этой трагедии было решено провести мемориальную акцию на месте гибели кораблей с приглашением представителей Краснознаменного Балтийского флота, родственников погибших матросов и СМИ. Но этому предшествовала большая поисковая работа.
Как рассказала нам Лариса Ложкина, поиском затонувших в годы Великой Отечественной войны кораблей и подводных лодок занимается разведывательно-водолазная команда под руководством Константина Богданова. Первые попытки найти эти два корабля предпринимались еще в 2015 году, и вот к 2021 году место, где они затонули, было обнаружено.
– Оба корабля затонули с разницей в два часа, на «Буре» даже сохранилась надпись. По техническим данным и всем документам было достоверно определено, что это именно «Буря» и «Фугас». Мы сотрудничаем с разведывательно-водолазной командой, и после всей этой большой проведенной работы основной нашей задачей стал поиск родственников погибших моряков. В похоронках ведь писали: «Погиб в море», «Погиб при подрыве корабля на мине», а место гибели – только ориентировочно, – рассказала Лариса Ложкина.
На корабле и тральщике погибло больше ста человек, но разыскать пока удалось только 15 родственников моряков. Дело в том, что поиск велся на основании указанных в донесении от 1942 года адресов, по которым были прописаны матросы. Слишком много утекло с той поры лет, родственники могли переехать или их уже не осталось. Но в случае с Максимом Трофимовым необыкновенно повезло.
– В донесении, которое мы подняли из архивов минобороны, было указано, что Максим Трофимов холост. Но у нас была задача в любом случае найти родственников, и в ходе поиска выяснилось, что он все-таки был женат. Как раз перед его отправкой на службу родилась дочь Татьяна. Так мы узнали, что у Максима Алексеевича есть внуки и правнуки. Для нас это стало большой радостью, – рассказала Лариса Ложкина.
Всех родственников матросов, кого удалось отыскать, пригласили на памятную церемонию, приуроченную к 24 августа – дню гибели кораблей.
– Есть такая традиция – брать с места гибели воина горсть земли. Родственники хранят ее дома или захоранивают к могилам родных на кладбище. Люди могут место гибели солдата посетить. А у погибших в море история совершенно другая, – продолжила рассказ Лариса Ложкина. – Поскольку место, где затонули судна, находится далеко от берега, и это приграничная зона, попасть сюда родственникам моряков невозможно, никто их туда не доставит. К тому же корабли находятся на глубине 50-60 метров. И действительно, несмотря на прошедшие 80 лет, там до сих пор лежат останки погибших воинов. Поэтому было решено провести памятную церемонию непосредственно на Балтийском море.
Из 15 обнаруженных поисковиками родственников на церемонию смогли приехать лишь представители пяти семей – 11 внуков и правнуков моряков сторожевика «Буря» и тральщика «Фугас». Они прилетели в Санкт-Петербург и приехали в Кронштадт, где вместе с участниками поисковой экспедиции и представителями Северо-Западного военного округа вышли на учебном корабле «Перекоп» в открытое море. На месте, где покоятся затонувшие корабли, состоялись панихида и церемония отдания воинских почестей, на водную поверхность возложили памятные венки. Здесь же выступила группа «Ва-банк».
Из Коми на церемонию приехали внук Максима Трофимова Алексей Валентинович Можегов и правнучка Татьяна Ганя. Они, как их геройский предок, – уроженцы села Ношуль.
– Словами не передать чувства, которые мы испытали, когда нам сообщили, что обнаружено место гибели нашего деда и что нас приглашают приехать на памятную церемонию, – рассказала «Республике» Татьяна Ганя. – Сначала нам позвонили из администрации Прилузского района, мол, ищут родственников Максима Трофимова. Мы откликнулись. Когда добрались до Кронштадта, пришлось дождаться приезда других родственников матросов. Затем на учебном корабле «Перекоп» отправились в путь. В восемь вечера отплыли и утром, через десять часов, были на месте.
Все родные получили памятные капсулы с грунтом, поднятым водолазами со дна Балтийского моря, где покоятся корабли. Однако привезти домой капсулу у внука и правнучки Максима Трофимова не получилось: с капсулой их не пропустили на борт самолета. Именно поэтому было решено организовать торжественную ее передачу, доставив в Сыктывкар. Артефакт Лариса Ложкина принесла в постпредство, и в ближайшие дни капсула будет доставлена в столицу Коми.
Как рассказала «Республике» Татьяна Ганя, у Максима Трофимова трое внуков – Алексей, Валентина и Тамара, и семь правнуков. ↓
Галина ВЛАДИС
Фото предоставлено Татьяной Ганя и со страницы Владимира Уйба во «ВКонтакте»
Оставьте первый комментарий для "Голоса погибших кораблей"