Безопасный маршрут

Депутаты Госсовета Коми обсудили вопросы дорожного движения

Школьные маршруты и оформление детской одежды светоотражающими элементами стали наиболее часто упоминаемыми темами при обсуждении в Госсовете Коми подпрограммы «Повышение безопасности дорожного движения», входящей в госпрограмму «Развитие транспортной системы». Слушания госпрограмм идут в рамках рассмотрения проекта закона «О республиканском бюджете на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов».

Перед началом заседания, общаясь с журналистами, председатель комитета по законодательству и местному самоуправлению Илья Семяшкин напомнил, что состояние дорог, по которым детей возят в школы, было одной из самых серьезных проблем прошлого года в регионе. Тогда было решено при ремонте дорог сделать акцент именно на школьные маршруты, на приведение их в порядок выделили 800 миллионов рублей. В результате если в 2021 году в Коми ГИБДД не рекомендовала к использованию 47 таких маршрутов, то теперь в списке осталось 19.

– Где-то работы еще не закончены, где-то подрядчики, может, не совсем успешно справились, но в целом вопрос с безопасностью решен, средства вложены не зря, – сообщил Илья Семяшкин.

Кроме того, парламентарий отметил положительные тенденции в работе с пешеходными переходами, по их освещению, оборудованию. Но указал и на грустный момент – на следующий год у программы «Повышение безопасности дорожного движения» ожидается снижение финансирования: в 2022 году было 183 миллиона, а в 2023-м пока запланировано 88,9 миллиона рублей.

– Конечно, у этого есть и объективная причина, как я уже и сказал, большинство неудовлетворительных школьных маршрутов отремонтировано, средства потрачены. Но и на другие направления, мы считаем, нужно выделять еще средства, потому что безопасность дорожного движения – это не просто качество строительства и ремонта дорог, но и вырубка кустарника на обочинах, разметка, разделительные полосы, пешеходные переходы, знаки, установка комплексов видеофиксации, – пояснил депутат.

Министр строительства и ЖКХ Коми Андрей Лисов сообщил журналистам, что при формировании госпрограммы на следующий год, конечно, ориентировались на самые важные моменты: ремонт и содержание дорожной сети, оборудование пешеходных переходов, просветительскую работу с населением.

– Кроме того, по программе этого года была сделана большая работа по освещению дорог. Это тоже значимо для нас, и на следующий год мы будем продолжать эту работу, – отметил министр.

Что касается школьных маршрутов, то, по его словам, на оставшихся, не рекомендованных к использованию 19-ти проводятся все возможные мероприятия, чтобы снизить риск ДТП на них.

Выступая перед депутатами, министр подробно рассказал о планируемой работе по обустройству пешеходных переходов: в 2023-2025 годах собираются обустроить 69 таких объектов на дорогах регионального значения, на это выделяется 49 миллионов рублей. В первую очередь займутся теми, что расположены возле образовательных учреждений, в Коми таких переходов 250. 26 из них привели в порядок в этом году. Но еще остаются 43, которые ГОСТам не соответствуют (это может быть недостаточная освещенность или ширина «зебры», неправильная разметка, отсутствие «лежачих полицейских»). А в целом в республике на дорогах разного значения (федеральных, региональных, местных) находится 2150 переходов, стандартам соответствует 1560. При этом министр отметил, что привести такие объекты к стандартам непросто даже при наличии средств: подрядчики, на его взгляд, необоснованно «задирают» цены. Из-за этого работы и проводились только на местных дорогах, для ремонта переходов на региональных желающих не нашлось, поэтому средства пришлось направить на другие цели. Часть средств – 9,6 миллиона рублей перераспределили на ремонт существующего барьерного ограждения на отрезках дороги Сыктывкар – Кудымкар – Пермь, еще 15,4 миллиона направили на содержание автодорог в декабре этого года.

Андрей Лисов критически высказался и о том, как в муниципалитетах организуют ремонт школьных маршрутов. Средства, напомним, на эти цели выделили немалые, но освоили их пока не до конца. В частности, как рассказал министр, до конца года планировалось привести в нормативное состояние мост через реку Летку у поселка Якуньель в Прилузском районе и через реку Вуктыл на дороге Вуктыл – Подчерье, отремонтировать несколько проблемных участков. В целом нужно было обновить 94 километра дорожного полотна на 87 маршрутах. Для проведения работ заключили 77 контрактов, 50 из них выполнены, 25 в процессе, по двум есть риски – по упомянутому мосту через Летку и по участку на дороге Верхняя Инта – Юсьтыдор.

– Администрациям нужно задуматься, каким образом в дальнейшем мы будем выполнять работы. Сегодня октябрь, будем считать, что по строительным нормам уже ноябрь, время потеряно, – заявил Андрей Лисов, подчеркнув, что речь идет о немалых суммах. Стоимость интинского контракта 75 миллионов рублей, подрядчик получил аванс, сейчас муниципальные власти будут подавать иск в отношении подрядчика.

Подобная ситуация и в Прилузье. Деньги выделены в полном объеме, но контрактация прошла поздно, а объем работ такой, что вести их нужно порядка пяти месяцев. Понятно, что те же подъездные пути к мосту по снегу не сделать, придется ждать до весны, а то и до лета.

В целом на региональных и межмуниципальных дорогах в этом году отремонтировали 16 объектов, задействованных в школьных маршрутах, общей протяженностью 89,3 километра, затратив на это более 1,3 миллиарда рублей. Всего в республике задействованы в перевозке детей в школы 3396 километров дорог. На 981 километре нужно устранять различные недостатки, из них 195 километров – в ненормативном состоянии. Чтобы привести в порядок все, нужно около 11 миллиардов рублей. На следующий год такого крупного целевого вливания, как в нынешнем, в школьные маршруты не ожидается, разве что позже, если наполняемость Дорожного фонда подрастет. Парламентарии, впрочем, считают, что деньги все же нужно изыскать, но тут уже все зависит от казны региона, объемов госдолга, экономической ситуации, которые пока заставляют регион жить в режиме строгой экономии.

Также с докладом на рассмотрении программы выступил начальник Управления ГИБДД по Коми Андрей Перловас, озвучивший данные по аварийности. По сравнению с первыми девятью месяцами прошлого года у нас произошло снижение числа ДТП, к октябрю 2021-го их было 653, а в этом году 598. Пострадали соответственно 897 и 700 человек. Но при этом выросло количество погибших, к октябрю прошлого года у нас насчитывалось 40 погибших на дорогах, а в этом 43. Но Андрей Перловас отметил, что выводы о том, что у нас все стало хуже или, наоборот, лучше, делать рано: дорожные происшествия, динамика смертности «привязаны» к сезону, ситуация ухудшается поздней осенью, в начале зимы, когда и гололед, и снижение видимости. Например, в ноябре прошлого года погибли в ДТП 19 человек, хотя в среднем по году выходит по шесть в месяц. Также Андрей Перловас обратил внимание депутатов на рост числа ДТП вне границ населенных пунктов – на данный момент таковых 189, а за аналогичный период прошлого года было 149.

Самые частые нарушения при дорожном движении в Коми – несоблюдение правил проезда перекрестка, выезды на встречную полосу, нарушения при проезде пешеходного перехода. С любителями двигаться по «встречке», впрочем, бороться несложно, были бы средства на установку разделителей полос. На трассе Сыктывкар – Троицко-Печорск возле поселка Краснозатонский для этого хватило и делиниаторов – пластин с яркими резиновыми столбиками, которые устанавливают прямо на дорожном полотне. С тех пор как их установили – ни одного ДТП. Но на зиму их придется убирать, иначе они будут мешать расчистке дороги от снега. ГИБДД ставило вопрос установки делиниаторов на опасных участках трассы Сыктывкар – Ухта, но пока решение по этому поводу не принято.

Отдельно Андрей Перловас рассказал о ДТП, в которых пострадали или погибли дети. В нынешнем году было 88 аварий с участием несовершеннолетних, погибло трое детей. В двух случаях маленькие пассажиры перевозились в машине без специальных кресел, не были пристегнуты ремнями безопасности, третий ехал на велосипеде. Один случай просто вопиющий: в Удорском районе пьяный дедушка взялся перевозить внука и устроил аварию со смертельным исходом.

Небольшое снижение у нас отмечается по числу граждан, попавших в ДТП «под градусом»: к октябрю прошлого года таковых было 106, в нынешнем – 100. Погибших 14 и 12 соответственно. Вероятная причина – усиление профилактических мер, с начала года выявили больше 4000 пьяных автомобилистов, в прошлом году – порядка 3000. За сутки на дорогах Коми в среднем задерживают 14 нетрезвых водителей.

Стало меньше наездов на пешеходов – 127 против 149 в 2021-м. Но если в прошлом году смертью пешехода закончилось пять таких происшествий, то в этом – девять. Шесть погибших попали под машину в темное время суток, в условиях плохой освещенности дороги. Их могли бы спасти фликеры-светоотражатели, но таковых не было. Если граждане будут активно нашивать фликеры на свою одежду и одежду своих детей, а также на сумки, рюкзаки, многих ДТП можно будет избежать. Ну и свет на переходах, конечно, тоже нужно обеспечивать. По словам Андрея Перловаса, например, когда в Сыктывкаре на перекрестке Энгельса и Крутой подсветили переход, «наезды на пешеходов как рукой сняло».

Снабдить одежду светоотражающими элементами недорого, в магазинах тканей можно купить такую ленту и хоть орнаменты при желании ею на одежде выкладывать. Только вот делают это немногие. Поэтому парламентарии не раз высказывались, что хотя бы школьников нужно целенаправленно снабдить фликерами, закупив их за счет региона.

В общем-то уже сейчас многие производители одежды и так снабжают детские куртки, ботинки, рюкзаки и прочее светоотражающими элементами. Председатель Госсовета Коми Сергей Усачёв отметил, что можно подготовить и направить на федеральный уровень предложение изменить стандарты детской одежды, чтобы такие элементы стали ее обязательной частью. Кроме того, нужно учитывать молодежную моду, изготавливая фликеры для распространения среди школьников, нужно использовать популярные у детей изображения, а не штамповать исключительно «смайлики», как сейчас происходит. Кстати, как прозвучало на совещании, стоимость изготовления одного фликера-брелока, который можно прицеплять по желанию к куртке, рюкзаку, – порядка 100 рублей, чтобы снабдить ими всех школьников республики нужно чуть более 10 миллионов рублей.

Спикер парламента напомнил и о том, что с пьяными за рулем можно бороться и с помощью современной техники – есть же возможность устанавливать на машины специальные алкозамки. Понятно, что и это должно быть решением на государственном уровне.

Также обсуждалась тема создания в Коми регионального центра по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Для этого тоже потребуется дополнительное финансирование. Центр, в частности, должен проводить просветительскую работу. Конечно, это должно быть в интересной игровой форме, а не в виде скучных лекций, проводимых для галочки, на которых дети толком ничего и не усваивают. Полезно для практического усвоения ПДД детьми и строительство стационарных детских автогородков. В Коми сейчас есть один такой на базе школы-интерната в Эжве, но, по словам Андрея Перловаса, «в силу специфичности этого заведения» сторонних школьников туда возить нельзя. Поэтому нужно строить еще. ↓

Анна ПОТЕХИНА

Фото gsrk.ru

Оставьте первый комментарий для "Безопасный маршрут"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.