Вариации на тему этно: в Сыктывкаре в третий раз прошел фестиваль «Северный стиль»

34 коллекции от модельеров из разных городов и районов Коми демонстрировали в Доме дружбы народов 24 апреля. Среди призеров творческого конкурса – «Дар века», «Бабушкин сундук», «Клюква в сахаре», «Узоры северного сияния», «МичАнь».

Фестиваль национальной и этнической моды «Северный стиль», придуманный и организованный Коми ремесленной палатой, проходит раз в два года, весной, начиная с 2017-го. Повезло, что он не попал на прошлый год, когда массовые мероприятия были отменены из-за коронавируса: нынешнему празднику моды радовались особенно – сыктывкарцы успели соскучиться по таким ярким событиям. Зрителей на сей раз было больше, чем на прошлых фестивалях, поэтому стульев не хватило, и часть пришедших в Дом дружбы все три часа, что длились показ и награждение, провели на ногах, о чем, впрочем, не жалели.

Большая часть модельеров, представивших наряды в пяти конкурсных номинациях, была из южных муниципалитетов Коми – Сыктывкара, Сыктывдина, Прилузья, Сысольского и Корткеросского районов. Север был представлен коллекциями из Усть-Цильмы, Усинска и Печоры. Кроме того, свои таланты продемонстрировали Удора и Ухта. Ожидалось, что будут еще три коллекции от Архангельской области, но буквально в последний момент дизайнеры из соседнего региона вынуждены были отменить поездку.

Едва ли не половина участников фестиваля уже хорошо знакомы его постоянным гостям, поскольку свои коллекции на этом конкурсе показывают регулярно. Да и на других показах этномоды в республике и за ее пределами уже «засветились» не раз. Яркий пример – сыктывкарка Светлана Ваховская. Причем яркий во всех смыслах – трижды участвовала в «Северном стиле» и трижды побеждала, да и саму ее нельзя не заметить в оригинальных нарядах собственного производства.

– Я ходячая реклама своих платьев. Если на меня не обернулись на улице, я уже чувствую какую-то досаду, – поделилась Светлана Ваховская. – Зато очень приятно, когда подходят, спрашивают, откуда такое платье, говорят, что хотят такое же.

На первом «Северном стиле» она победила в номинациях «Арт-фолк» и «Экомода», с коллекциями «Девушки Пармы» и «Навстречу природе». На втором фестивале блеснула с коллекцией «Сарапан», заслужив первое место в номинации «Современный авторский костюм». А в этом году – первое место в номинации «Экомода» с коллекцией «Лесная» и третье – в номинации «Авторский костюм» с коллекцией «МичАнь».

Над нынешними конкурсными нарядами Светлана Ваховская работала в соавторстве. Сумки для коллекции «Лесная» помогла сделать ее дочь Карина, расписавшая ткань в технике горячего батика.

– Она ходит на занятия по батику, и я предложила найти практическое применение ее работам, оформить ими сумки-шоперы. Сейчас тканевые сумки вместо полиэтиленовых пакетов – тема актуальная. Так что получилось и красиво, и экологично, – рассказала модельер. – А вторая коллекция создана совместно с моей однокурсницей Ольгой Потаповой, я шила платья – она расписывала их вручную. Мы с ней 15 лет назад вместе учились в колледже культуры, и вот теперь это вылилось в общий проект.

По словам Светланы Ваховской, в фестивалях она участвует в первую очередь, чтобы доказать себе, что ее работы оригинальны, актуальны, профессионально выполнены, а также чтобы показать другим, что создание авторской одежды и аксессуаров – это интересно, востребовано, и если хочется этим заниматься, то пора начать. Платья модельера, оригинальные, но практичные в применении, успешно разлетаются по Коми и разным регионам России. Ее «сарапаны» 2019 года, например, частично остались в Ижевске после того, как она свозила их туда на модный показ. Модницы раскупают и многие другие коллекции, представленные на «Северном стиле». Буквально через неделю после прошлого фестиваля журналист «Республики» встретила в междугороднем автобусе даму в пальто с показа, которая охотно подтвердила, что эта та самая конкурсная вещь, сообщив, что не удержалась и приобрела у модельера еще шляпку и жакет.

А сколько жителей республики и других регионов ходит в узорчатых свитерах и платьях от Светланы Туровой – и не сосчитать, наверное. Мастерская семьи Туровых «Югыд арт» тоже участвует в «Северном стиле». В этом году ей досталось второе место в номинации «Авторский костюм» за коллекцию «Узоры северного сияния».

Наряды из номинации «Сценический костюм» тоже можно не раз встретить и вне фестиваля, поскольку большинство из них шьется для конкретного артиста и творческого объединения. Обычно сами артисты их на фестивале и демонстрируют. Первое место в этой номинации досталось жительнице удорского поселка Благоево Виктории Корецкой, которая разработала, сшила и украсила тонкой вышивкой болгарский костюм, сама же в нем и выступает на концертах. Традиционно с фантазийными сценическими костюмами блистает Сыктывкарский колледж сервиса и связи. В этом году коллекция «Дар века» от Ольги Селивановой с яркими нарядами, украшенными мехом, аппликациями, с необычными объемными кокошниками, разделила с Викторией Корецкой первое место в сценической номинации. А коллекция ярких пальто «Коми илвера» от представительницы колледжа Веры Ильяшевич заслужила специальный диплом «За современный подход в демонстрации идентичности коми».

Еще одни звезды «Северного стиля» – детское объединение «Ухтинские снежинки», где занимается примерно полсотни детей. Юные ухтинские мастерицы привозят на фестиваль по нескольку коллекций (в том числе украшенные потрясающими кружевами ручной работы) и на награждении меньше двух раз за дипломами не выходят. В нынешнем году жюри оценило их бело-красные наряды из коллекции «Клюква в сахаре» и украшенные затейливыми аппликациями костюмы из коллекции «Окно в тайгу» – второе и третье места в номинации «Мастерская будущего» (первое досталось ярким и современным усинским «Детям северных горизонтов» из Центра дополнительного образования). Также ухтинские «снежинки» получили третье место в номинации «Сценический костюм» за коллекцию «Кружевное величие Пармы».

– Для меня очень сильной оказалась ухтинская школа, прекрасные дети. Если это действительно творчество самого ребенка, то это достойно большого внимания, – поделилась впечатлением председатель жюри Варвара Зенина, известный московский дизайнер, работающий в стиле этно.

По словам руководителя «Ухтинских снежинок» Светланы Терентьевой, секрет успеха прост:

– У нас самые большие и классные коллекции, потому что у меня невероятно крутые дети. «Северный стиль» – это очень необычное мероприятие, к которому мы готовимся, которого очень ждем. Здесь прекрасные руководители, организаторы, они нас встречают, дают возможность детям продемонстрировать свое творчество. Я привезу домой детей, которые наполнились этой энергетикой, посмотрели костюмы, и мы снова начнем творить. Что касается самостоятельности их работ – я только направляю учеников, а работают они всегда сами.

К сожалению, в этом году жюри так и не решило, кто достоин быть обладателем Гран-при. Обсуждение коллекции длилось очень долго, и, по словам членов жюри, было много споров. В итоге решили, что выделить кого-то очень сложно, так что Гран-при не достался никому. Да и в некоторых номинациях все сложилось неоднозначно. Например, в номинации «Этнографический костюм» определено единственное место – первое, которое досталось Алексею Ануфриеву за коллекцию «Бабушкин сундук». Плюс спецдиплом «За освоение мастерства кубовой набойки» – коллективу прилузских мастеров из районного центра изобразительного искусства и прикладного творчества. В номинации «Авторский костюм», наоборот, не было первого места, но было два вторых и одно третье, в «Сценическом костюме» – два первых и одно второе. Что в общем-то доказывает, что судят изделия дизайнеров не формально, а очень строго, «разбирая по косточкам» все – от покроя до качества вышивки, от следования народным традициям до современного применения «бабушкиных» наработок.

Фестиваль совпал с днем рождения его идейного вдохновителя – президента Коми ремесленной палаты Ефима Канева, и видеть возрастающую популярность своего детища для него было лучшим подарком.

– Мы провели третий фестиваль, и я должен сказать, что вырос уровень мастеров, уровень работ. «Северный фестиваль» прочно вошел в жизнь и историю Коми, и его обязательно нужно продолжать, – отметил Ефим Канев. – Дизайнеры, мастера – люди творческие, периодически, хотя бы раз в два года, им нужно дать возможность показать свои работы. Потому что любой художник нуждается в зрителях, нуждается в общественном мнении, ему необходимо не только показать свои работы, но и увидеть работы других, сравнить со своими, получить импульс для дальнейшего творческого развития.

Анна ПОТЕХИНА

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Вариации на тему этно: в Сыктывкаре в третий раз прошел фестиваль «Северный стиль»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.