Ыб на семи холмах

В Год столетия региона в рамках проекта «Открой для себя республику» газета «Республика» рассказывает о тех местах, которые обязательно должны посетить туристы. Сыктывдинское село Ыб – одно из тех мест, куда часто и охотно приезжают гости из России, ближнего и дальнего зарубежья. Богатая история поселения (ему 435 лет), транспортная доступность (55 километров от столицы республики), Финно-угорский культурный этнопарк – все это привлекает туристов. В 2007 году село стало одним из претендентов на включение в «Семь чудес России».

Святое место

Самое длинное коми село с коротким названием Ыб вытянулось на шестнадцать километров вдоль левого берега Сысолы. Название села переводится на русский язык как «возвышенность». И действительно Ыб стоит на семи холмах. На одном из них более века назад была возведена деревянная церковь Стефана Пермского, а уже много позже рядом с ней основан Серафимовский женский монастырь. Возле входа в него стоят несколько железнодорожных пассажирских вагонов. Видимо, в них планировали сделать места отдыха для паломников, но пока вагоны пустуют.

Первым известным в истории «туристом» в Ыбе стал святитель-миссионер Стефан Пермский. Местная легенда гласит, что в 1383 году по пути в Вотчу он решил здесь остановиться, но сельчане закидали миссионера камнями и не дали ему высадиться на берег. За это Стефан Пермский прозвал местечко «Худой деревней» (сейчас это ыбская деревенька Худой-грезд, а большая часть ее жителей носит фамилию Худоевы). По другой версии, Стефан поднялся на лодке от Сысолы по ручью Кунгыршор до ыбского холма Чойпон и с его вершины проповедовал, но население снова закидало миссионера камнями и, отказав в приюте, прогнало вон. В отместку Стефан Пермский обозвал ыбское население «худым», проклял посевы на полях и предрек, что деревня будет маленькой.

Через пятьсот лет в знак покаяния местные жители принесли крестным ходом из села Вотча икону святителя Стефана, отслужили на холме Чойпон молебен и за один день – 8 мая 1896 года – возвели здесь деревянную часовню в честь Стефана Пермского. С этого времени крестные ходы с чудотворной иконой стали традиционными, а деревня стала называться Степановкой. В мае в Ыб из Сыктывкара приходят крестным ходом паломники. Путь от Свято-Стефановского кафедрального собора в Сыктывкаре до Серафимовского женского монастыря в селе Ыб занимает два дня.

19 августа 2011 года – в дни празднования 90-летия Республики Коми – в селе Ыб (местечко Сёрд) сдана в эксплуатацию первая очередь Финно-угорского этнокультурного парка. 21 августа здесь прошел первый этномультифестиваль «Ыбица».

Помимо монастырских церквей в Ыбе есть и сельский храм. Свято-Вознесенский храм является не только душой, но и своего рода визитной карточкой села. Он был построен в 1825-1835 годах. В 1877 году на его колокольню подняли колокол весом более трех тонн, который привезли на санях. Звон колокола разносился на пятнадцать верст. После революции колокол пропал. Храм закрывали только с 1936 по 1956 год, а затем он стал одним из трех храмов, действовавших в Коми АССР. В годы перестройки настоятель этого храма отец Трифон (Плотников) читал лекции сыктывкарским студентам, а городская молодежь в свою очередь ездила к нему в гости.

Рядом с храмом можно увидеть одинокую могилу. Но похоронен здесь не священник, а красноармеец Василий Захаров, погибший в бою с белогвардейцами за село Важгора на Мезени 31 января 1919 года. Василий Захаров – первый уроженец села, погибший на Гражданской войне. Он добровольцем ушел в отряд красных партизан и воевал на Удоре. В 2018 году – к столетию Гражданской
войны – мемориал обновили. О советском прошлом села напоминает и памятник гимназисту Володе Ульянову, стоящий перед сельской школой. Будущий вождь революции в коротких штанах сидит с раскрытой книгой и задумчиво смотрит вдаль.

 

Берег скелетов

Село прославилось и тем, что здесь расположено единственное известное в республике «массовое захоронение» обитавших 168 миллионов лет назад ихтиозавров и плезиозавров. В селе даже хотели установить железобетонные фигуры мамонтов и динозавров и проложить маршрут «Каргортские легенды (Тропой динозавров)». Но местные жители этого не допустили: не было никогда динозавров (так называют сухопутных ящеров) на территории нынешнего Ыба.

В юрский период вся Европа от Урала до Британии была покрыта водой. В этом теплом море «резвились» морские ящеры. А динозавры жили южнее – в районе нынешней Кировской области. В море они просто утонули бы. В районе Ыба находилось южное мелководье Сысольского моря. На участках суши росли субтропические деревья, окаменевший ствол одного из них и сейчас можно увидеть в береговом обрыве. Отличить его от камня уже практически невозможно. Да и найти среди травы довольно непросто.

Относительная доступность костей в этом месте обусловлена двумя причинами: обмелевшая река и обвалившийся берег. Вообще-то, этот костеносный слой скрыт под пятидесятиметровой толщей земли. Но на небольшом участке крутого сысольского берега он оказался на поверхности. Толщина «костяного» слоя невелика – от двух до четырех метров. Здесь плавали ящеры с лебединой шеей – плезиозавры, сюда же прибой выбрасывал шестиметровые трупы морских рыбоящеров – ихтиозавров. Плезиозавр напоминал тюленя с длинной шеей и головой рептилии. Хвост у него был довольно короткий, тело округлое, плавники широкие и длинные. Деревянная скульптура такого ящера недавно была установлена у входа в местный музей и быстро стала местной достопримечательностью.

В 1768 году село Ыб посетил академик Иван Лепехин, оставивший описание жизни села в своей книге «Дневные записки путешествия доктора и Академии наук адъюнкта Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства в 1768 и 1769 годах». Вот что писал академик об Ыбе, называемом в книге «Убской волостью»: «Приехали в Убской погост, составляющий главную селитьбу Убской волости; в коем изрядная церковь пророка Ильи. Тут мы имели случай приметить зырянскую особливую простоту и слепое повиновение к своему духовенству. Ильинский батька не только представлял у них священнослужителя, но еще и прорицателя. От его сказания зависело время сенокосу, жнитвы и прочих крестьянских предприятий».

Питались ящеры похожими на современных кальмаров белемнитами, чьими окаменевшими останками (их называют «чертовы пальцы» и используют для лечения порезов и ран) и сейчас щедро усыпано это место. Размером белемниты были около 20 сантиметров и плавали стайками. Если повезет, то на берегу можно найти и скрученные в «бараний рог» раковины аммонитов.

В 2012 году это место получило статус особо охраняемого природного ландшафта. В него входит часть реки Сысолы, а также обнаженный берег и ближайший остров. Полюбоваться живописным видом Каргортской излучины приезжают туристы, но к воде не спускаются. Тропинка настолько скользкая и крутая, что редкий смельчак рискнет пройти по ней. На смотровой площадке установлены информационные щиты, на которых можно прочитать про обитателей юрского периода. А фрагменты белемнитов можно приобрести в местном музее, который был открыт в 1986 году – к 400-летию села.

Художник Рем Ермолин «самым красивым местом на Земле» назвал эту излучину реки Сысолы. Дом художника и по сей день стоит в Каргорте. В любое время года это место вызывает желание остановиться здесь и полюбоваться пейзажем. В Ыбе проходят пленэры художников, здесь снимали и снимают фильмы.

Источники и часовни

Почти во всех ыбских деревнях имелись часовни и святые источники, вода в каждом из них была разной по вкусовым качествам и минеральному составу. Считается, что до революции в селе было 16 святых источников, сегодня пока известны двенадцать. Так, в деревне Березник есть источники Николая Чудотворца и двенадцати апостолов. По преданию, Николай Чудотворец явился местному мельнику Бусову в длиннополой одежде и сказал: «А постройте-ка мне здесь дом». Мельник спросил: «Кто ты?», на что услышал ответ: «Завтрашний день». А завтра был в Березнике праздник Николая Чудотворца, в честь которого построили вскоре деревенскую часовню (в 1732 году) и освятили источник. Имеющийся в Шорйыве источник двенадцати апостолов (куда стекается вода из 12 ключей) считался чудодейственным. В Волокуле (местечко Кит-грезд) был источник Преображения Господня (Шор-Спас), куда после молебна в часовне Преображения Господня обычно шли крестным ходом совершать водосвятный молебен. В Подгорье под холмом имелся святой колодец в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость». В Чулибе под храмом Параскевы Пятницы имелся одноименный источник. Большая часть источников сейчас благоустроена, их легко найти, если проехать по центральной улице села. Множество легенд собрано вокруг давних событий, фактов, исцелений, полученных от местных святых источников.

Тем, кто приезжает в село в первый раз, историю Ыба поможет узнать местный краевед и опытный экскурсовод Светлана Тюрнина.

– У меня такое ощущение, что о нашем селе я рассказала уже всем на земном шаре. За последние десять лет кто только не побывал у нас в гостях, проездом, по делам, на отдыхе в этнопарке. Правда, в сейчас туристов стало меньше, – рассказала «Республике» Светлана Тюрнина. – Ыб – одно из самых популярных сел на Северо-Западе. Но знать о нем все невозможно, как и о Москве, Сыктывкаре, о любой самой маленькой деревеньке. Жизнь не стоит на месте, каждый день что-то происходит. И ты не каждое дерево еще знаешь в «лицо». Не всегда хватает пытливости и желания, возможно. И приходится постоянно что-то изучать, анализировать, быть внимательным к окружающей тебя жизни. А туристы своими вопросами заставляют искать ответы на них, узнавать новое или давно забытое старое и совершенствоваться. А это любимое состояние любого экскурсовода. Обычно я представляю семь самых интересных фактов о нашем селе. Но самое большое чудо – это само село. Все знают, что стоит оно на семи холмах, на третьем месте после Рима и Москвы. Мои туристы всегда с этим соглашаются. Приглашаем всех в гости! Вы не будете разочарованы. Поверьте, вам захочется приехать еще не раз. Столько тайн в этом коротком слове Ыб.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Ыб на семи холмах"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.