В Коми много памятников архитектуры, интересных мест и объектов, недооцененных путешественниками из России, да и самой республики. В Год столетия региона газета «Республика» продолжает проект «Открой для себя республику» и рассказывает о тех местах, которые могли бы посетить туристы. Кирпичная водонапорная башня по праву считается главной достопримечательностью Инты и даже изображена на гербе города. Возвели 54-метровую башню в 1954 году в непривычном для советской эпохи архитектурном готическом стиле. Долгое время она служила по своему прямому назначению и обеспечивала водой горожан, а с осени 2014 года в башне работает музей политических репрессий.
Место, обильное водой
Приполярный город Инта был основан в 1932 году на месте открытых еще в начале прошлого века богатых залежей каменного угля. С 1940 года началось промышленное освоение Интинского угольного месторождения, и на берегу реки Большая Инта был образован поселок. Топоним Инта в переводе с ненецкого языка значит «место, обильное водой». Добыча угля началась в 1943 году, и тогда же первый состав с интинским углем был отправлен в осажденный Ленинград.
Осенью 1954 года Инта получила статус города и башню из красного кирпича. Ее строительство началось в мае 1953-го, а завершилось в «красный день календаря» 7 ноября 1954 года. Разработкой проекта башни занимались заключенные особого минерального лагеря: архитектор Илья Райский и инженер-конструктор Борис Аленцев. Работали они под руководством главного архитектора – начальника проектной конторы «Интастрой» Ивана Хоменко. В проектировании также участвовал политзаключенный Инталага Артур Густав Тамвелиус. Шведский архитектор-художник и придал башне столь изысканный европейский вид. Но Тамвелиус не сумел бы самостоятельно все сделать. Ведь он был не архитектором, а художником-декоратором, поэтому работал под руководством Ивана Хоменко.
По мнению специалистов-архитекторов, отнести башню к сталинскому классицизму нельзя. Это эклектичный стиль, напоминающий позднюю «пламенеющую» готику.
Высота башни вместе со звездой составляет 54 с половиной метра (и пять метров глубина фундамента), и ее видно из любой точки города. Башня напоминает старую крепость – она сложена декоративной цветной кладкой красного и желтого кирпича, имеет высокие окна и зубчатые края. Зубцы «ласточкин хвост» по своей форме напоминают стены Московского кремля. Башню венчал десятиметровый ажурный металлический шпиль с раскрытыми лепестками, напоминающими лотос, из которого поднимается пятиконечная звезда. Если бы башню строили при Никите Хрущеве – известном противнике архитектурных излишеств – то она лишились бы всей своей неповторимой красоты.
В 1982 году исполком интинского горсовета утвердил герб города, на котором помещено изображение башни. В 2000 году сооружение получило официальный статус республиканского памятника истории и культуры. В 2011-м башня была реконструирована, так как находилась в аварийном состоянии. С 2012 года она является структурным подразделением краеведческого музея. На первых двух ярусах башни обосновался музей политических репрессий. Его официальное открытие состоялось 4 октября 2014 года – в день шестидесятилетия города.
Как сообщила «Республике» заместитель директора Интинского краеведческого музея Галина Артеменко, здание строилось изначально для технических целей, и поэтому постоянного рабочего места в башне нет.
– Экспозиция на первом этаже и на втором, – рассказала сотрудник музея. – По техническим возможностям посетители на второй этаж не допускаются. Экскурсионное обслуживание – по предварительной записи.
Вавилонская башня
В строительных работах участвовали в основном заключенные Инталага и Минлага. Так как на строительстве работали представители разных национальностей, которые говорили на своих родных языках, то возводимую башню назвали Вавилонской. Башня стала первым зданием такой высоты, построенным в условиях вечной мерзлоты. К тому же прямо на артезианской скважине. По первому проекту водонапорная башня должна была стать банальным архитектурным строением в виде металлической бочки, как и большинство водокачек страны. Но сохранилась история, что чертежи проекта увидел Артур Тамвелиус и сказал, что такие башни можно строить только на товарных станциях для заправки водой паровозов, и попросил дать возможность доработать проект. Сохранились его проекты башни разных лет, и видно, как он менял свое представление о ней.
О судьбе эстонского шведа Тамвелиуса в своих воспоминаниях упомянул бывший интинский политзаключенный Дмитрий Санин: «С 1946 по 1948 год Тамвелиус работал главным художником-декоратором центрального клуба в Инте. Я часто бывал в его мастерской, тем более что Артур никогда не возражал против моего присутствия. Он был лет на двадцать старше меня. Его тактичность и приветливость действовали на меня успокаивающе. Я рассказал ему свою печальную историю, а он поведал мне свою. Оказывается, он был арестован за шпионаж. Артур с раннего детства очень любил историю, музыку, театр, увлекался живописью и архитектурой. Незадолго до войны 1941 года родители отправили его в творческую поездку по Европе. Все, что он видел в Италии, Испании, Франции, Греции, заносил в альбомы. Делал карандашные наброски, эскизы, чтобы, вернувшись домой, написать по ним картины. Мне запомнились прекрасные декорации Артура к «Цыганскому табору», «Паяцам», «Роз-Мари», множеству драматических спектаклей. Помню великолепные декорации к спектаклю «Остров мира» с небоскребами, движущимся транспортом, бегущими рекламами в ночном городе. Под руководством Артура Густавовича работали художники Володя Глобов из Одессы и Гасел Ахвердиев – азербайджанец. В последний раз я видел Артура в конце 1954 года. Я шел по деревянному тротуару мимо Центрального клуба. Но воздушные стебли ажурного шпиля заменили неуклюжей звездой. Замысел Артура был нарушен. К счастью, он этого уже не увидел».
Из официальной биографии Тамвелиуса известно, что родился он в 1907 году в Эстонии, был женат на шведке. В 1938 году у них родилась дочь Криста, и семья жила в Таллине. Вскоре после начала войны Тамвелиус был эвакуирован в Ленинград, мобилизован в строительный батальон и отправлен в Свердловскую область, где работал главным художником театра при оборонном заводе. Жена с дочкой, после оккупации Таллина немцам уехали в Швецию. Арестовали Тамвелиуса в марте 1944 года и приговорили по печально известной 58-й статье к 20 годам лишения свободы. Летом 1946 года его привезли в Инту. Здесь он работал главным художником Центрального клуба. Затем трудился в строительном управлении города, оформлял фасады зданий.
Из документов известно, что в 1956 году Тамвелиус был переведен из Инты в мордовский Дубровлаг, в том же году освобожден, после чего переехал в Швецию к жене и дочке, работал художником-дизайнером. В 1959 году умер в возрасте 52 лет: то ли от сердечного приступа, то ли от выстрела в голову. Сведения противоречивые. В 1991 году его реабилитировали.
О некоторых строителях башни оставил воспоминания политзаключенный Григорий Мишин: «Бригадиром был М. Коган – бывший замминистра автомобильной промышленности СССР, подносчиками воды – бывший замминистра связи СССР Г. Фортушенко и известный музыковед, друг Д. Шостаковича – Д.А. Рабинович, подносчиками глины – бывший знаменитый футболист Александр Старостин и одесский ученый, профессор Г. Кит. Подносчиками готового раствора были автор этих строк и бывший генерал-майор
Г. Куприянов в порванном генеральском кителе, без пуговиц, но в генеральских брюках с лампасами. На ногах у него были чуни из автомобильной покрышки, на голове – рваная солдатская пилотка».
Послание потомкам
Шпиль башни изначально венчал изящный тюльпан, но в 1957 году решили заменить его пятиконечной звездой. Шар основания шпиля сбросили, а в нем обнаружили капсулу с посланием потомкам, которую вложили туда заключенные Тамвелиус и Ефман. Участвовавший в работах по переделке шпиля бывший заключенный, участник строительства башни Борис Холостов взял капсулу и хранил у себя дома, а в 1991-м передал в Интинский краеведческий музей. В том, что письмо написано рукой Тамвелиуса, Холостов не сомневался, так как хорошо знал почерк архитектора.
«Капсула имела цилиндрическую форму, вокруг которой размещены небольшие фотографии и несколько записок, – вспоминал он. – Все это было обвернуто газетами, калькой, фольгой, обмотано изолентой и облито черной смолой».
В капсуле находились текст послания, в котором перечислена часть строителей башни, с указанием национального состава (датирован 01.10.1954), фотографии других городских объектов, построенных заключенными, номера местной газеты «Искра» за 1953 год, карта поселка Инта и другие документы.
В послании Артур Тамвелиус, плохо знавший русский язык, написал: «Строители водонапорн. башня участники вся заключенные которые суденны 10 до 25 лет принудительн. труда 60-70% заключенных пасажена без суда, перед военные, военные и послевоенные время (1941-45). Вся заключенные разных нации и разных стран. Ст. прораб: Берюков (русский). Архитектор: Тамвелиус (швед). Ст. инженер: Мустафин (татар). Десятник: Герберт-Шнитд (немец). Десятник II: Волошин (поляк). Нач. сан. тех Монтаж Ефман (еврей). Каменщики: литовцы Цементн. изделии: эстонцы. Арматура: белорусы. Водопровод: немцы. Отопление: венгерцы. Свет: литовцы. Кирпич: из кирпичн. заводе где большество украинцы. Бетон: из бет. заводе где большество литовцы. Столярка: из дерево. обдел. комбината док. Эстонцы. Вся шахты – центр поселок, запатн, южный, восточный селхоз, эл. станции и пр. устроина силам заключеннами из начала 1941 до сегодняш. дня окт. 1954 год. Пос. Инта Коми АССР (начальник лагеря – полковник Козлов из 1948-1954) Вся документы установлено без разрешение. На память дальнего будущего. Просите нас!!!»
Сейчас часть материалов, хранившихся в капсуле, экспонируется в Интинском краеведческом музее на стенде, посвященном строительству башни.
Артур АРТЕЕВ
Фото Валентина ТИМЧЕНКО и из фондов Интинского краеведческого музея
#открой_для_себя_республику
Оставьте первый комментарий для "Приполярная готика Инты"