Выковать мечту

Инициатор фестиваля «Кöрт Айка» строит «Кузнечный двор» и воплощает идеи сельских активистов

14 ноября на Руси называли Кузьминками, в день святых Козьмы и Демьяна, считающихся покровителями кузнецов, ковать было не принято, так что представители этой профессии отдыхали. Кузнец из Корткероса Игорь Усачев, придумавший межрегиональный фестиваль кузнечного ремесла «Кöрт Айка», в этот день тоже вряд ли встанет к наковальне, но уже по другому поводу – хлопоты с обустройством новой просторной мастерской, о которой он мечтал много лет. Журналист «Республики» отправился в Корткерос, чтобы увидеть, как мастер воплощает свою мечту.

От гаража к мастерской

Кузню Игорь Усачев выстроил на краю Корткероса, в стороне от дороги у лесочка.

– Здесь был абсолютно пустой участок, это самый краешек промзоны, место было заболоченное, даже утки плавали. И никто за этот участок браться не хотел, – рассказал кузнец. – Я проложил сюда дорогу двести метров, сделал отсыпку, построил здание. Утки весной прилетели, посмотрели на это и полетели искать другое место. Но другая живность заглядывает частенько – зайцы, белки. Волчьи следы видел. Зато у меня теперь есть полноценная кузница, где можно дымить, шуметь, не боясь, что это мешает соседям. По проекту еще нужно пристроить маленькую котельную и ангар для хранения материалов.

Первая мастерская – небольшой сарайчик – у Игоря Усачева появилась еще в школьные годы. С железом он любил возиться с самого детства:

– Сначала строил всякие самоделки, вездеходы, сооружал безумные конструкции, все это ходило, бегало, только что не летало. Мотоцикла в семье не было, а хотелось, сам собрал. На деньги, заработанные на сенокосе, купил остатки Иж-49 50-х годов производства, мать добавила на новый мотор. В последнее время моей мастерской был гараж возле дома, небольшой, туда одна машина помещалась, и еще совсем немножко места оставалось. Все эти годы я мечтал о своей отдельной мастерской. И вот теперь мечта начинает сбываться ближе к 50 годам.

Первый шаг к мечте Игорь Усачев сделал десять лет назад. Работал он инспектором по делам несовершеннолетних. Не сказать, что служба не нравилась, но все время казалось, что время уходит, а чего-то главного в своей жизни не успел. Понял, то, к чему душа тянется, – это кузнечное дело. С работы решился уйти в 2011 году, до этого основательно готовился, начал подбирать оборудование, инструменты, искал и отрабатывал информацию о кузнечном деле. Наверное, если бы у госслужащего была возможность совмещать основную работу с коммерческой деятельностью, так бы и работал параллельно. Но так было нельзя, поэтому, когда стали появляться первые заказы, а гараж окончательно превратился в кузню, перешел в коммерческую структуру, занимался продажами, оказалось очень полезно для собственного дела.

– Первый свой коммерческий заказ даже не помню. Все было по мелочи. Для меня было за счастье заработать три-четыре тысячи в месяц. Сделал кованую вешалку, за нее сразу пресловутые три тысячи заплатили – какое это счастье было. Живые деньги домой несу. А вот то, что сделал первым для своего дома, хорошо помню – скамейку. Да как ее забудешь, она до сих пор у меня во дворе стоит. Вид у нее, признаться, неказистый и грустный. Но жена сказала: «Не выбрасывать, не продавать, не восстанавливать. Пусть такая и стоит, как напоминание».

С легендой о первокузнеце

На вопрос, окупается ли сейчас кузнечное дело так, чтобы можно было построить себе новое производственное помещение, да еще и необходимыми инструментами и оборудованием себя обеспечивать, Игорь Усачев отвечает, что пока еще очень тяжело. Работать приходится по 14 часов в день, с четырех часов утра до шести вечера. Оборудуя ту же кузню, чтобы сэкономить, все по максимуму делает сам. Дополнительно, чтобы был стабильный доход, еще работает и вне кузни, дежурит в системе 112 сутки через трое.

Так что малый кузнечный бизнес – дело тяжелое и в прямом, и в переносном смысле. С помощью от государства пока не складывается: сколько бы со своим проектом кузнечной мастерской, которая должна стать еще и туристическим объектом, ни участвовал в разных грантовых конкурсах – ничего не выиграл. Не получилось найти инвестора и через краудфандинговые платформы. Хотя корткеросец имеет высшее образование, бывало, что помогал с написанием дипломных проектов, в том числе под проектирование предприятий, но свое дело выгодно представить никак не удается. Впрочем, одна его большая идея реализовалась весьма удачно, но речь идет не об индивидуальном деле, а о коллективном – фестивале кузнечного мастерства «Кöрт Айка», который проводится в Корткеросе с 2014 года.

– Когда начал заниматься железом, вспомнил про легенду о Кöрт Айке, нашем первокузнеце. Получается, идея организовать кузнечный фестиваль лежала буквально под ногами. Чувствовал, что-то в этом есть, но с какой стороны подступиться, с чего начать, не знал, – рассказал Игорь Усачев. – В 2011 году более-менее все продумал, пошел в наш районный отдел культуры с идеей проведения фестиваля. Но тогда мы ни к чему не пришли. Попросил, чтобы хотя бы разрешили поработать с людьми на сельском празднике. Разрешили. Получилось очень хорошо, люди тянутся, на звон наковальни приходят, сами куют гвоздики, подковки. Я на этом ничего не зарабатывал, работал на пиар, так сказать. Потом стал изучать тему брендирования территорий, даже записался на курсы повышения квалификации в Сыктывкаре по этой теме. Проект фестиваля был представлен на уровне правительства Коми, его хорошо оценили, но дело с мертвой точки так и не сдвинулось. А потом у нас появился новый начальник отдела культуры – Татьяна Попова, изложил эту идею ей, и тут-то все и началось. Она молодец, она меня поддержала, причем не только словами, а начала активно действовать. Ходила к руководству разных ведомств, писала проекты под гранты. И это сработало, нам дали деньги на организацию фестиваля. А потом подтянулся и местный бизнес, инвесторы, начала поступать помощь из республиканского и местного бюджетов. Тогдашний руководитель районной администрации Василий Гончаренко до конца не верил, что из нашей идеи что-то получится, мы его долго уговаривали, руками махали. Татьяна Попова настояла, смогла убедить. Так что мы для этого фестиваля как папа и мама. Без нее бы у меня ничего не получилось однозначно.

Затем Игорь Усачев поехал в Санкт-Петербург с семьей, и пока домочадцы ходили по музеям, он навещал кузнецов, контакты которых нашел через интернет, рассказывал о фестивале, предлагал приехать. Потом Татьяна Попова провела переговоры с Союзом кузнецов России, заручилась поддержкой его руководства, и ей помогли отправить на никому не известный фестиваль в Корткерос несколько признанных мастеров кузнечного дела, за которыми подтянулись и те, кто хотел пообщаться с мэтрами, перенять их опыт.

Результат известен – фестиваль с каждым годом становится все популярнее, на него приезжают кузнецы из разных уголков России и из-за рубежа, приходит буквально все село, прибывают гости из других городов и районов, туристы. В нынешнем году, к сожалению, фестиваль пришлось не проводить из-за противоэпидемических ограничений.

Как проходит «Кöрт Айка» на большом поле за селом, видели многие, а вот в закулисье заглядывал мало кто. Для Игоря Усачева дни перед фестивалем и после него очень суматошные, зато интересные:

– Представьте, 20-30 кузнецов разом, в том числе из-за рубежа, приезжают ко мне толпой, и кто-то в моем маленьком гараже доделывает свои работы, кто-то за этим наблюдает, дома муравейник настоящий, в кузнице тоже. Соседи просто в шоке были. Тогда я понял, что кузню точно нужно куда-то выносить и делать ее просторной, чтобы все поместились. Так что в следующий раз, когда ребята приедут, расположимся с большим удобством, я еще тут территорию облагорожу, еще песка привезу, чтобы площадку подсыпать и выровнять, будет просторно.

Тяга к монументальному

Многие кузнецы, приезжающие на «Кöрт Айку», делают вещи небольшие, ювелирные, другие – конструкции солидных размеров. Игорь Усачев говорит, что сам он предпочитает творения монументальные: есть где развернуться. И в этом году ему повезло с подобными заказами. Сделал, например, оригинальную въездную группу для села Ношуль с кораблем под парусом и кованые панно для оформления площадки возле уличной сцены. На каждый из этих заказов ушло по месяцу. Оформлял Парк Победы в Корткеросе: сделал арку, огромную звезду и другие элементы. Много работал над конструкциями для мемориалов героям Великой Отечественной войны, которые в этом году активно реконструировали по проектам «Народного бюджета». Поспособствовала этому популярность Игоря Усачева среди ТОСов: выполнил пару раз хорошо и качественно что-то по заказу сельских активистов для благоустройства того или иного населенного пункта, и все – передают его контакты друг другу из рук в руки, рекомендуют. Так что сейчас во многих муниципалитетах на юге Коми стоят работы кузнеца из Корткероса.

В следующем году намечается два очень интересных и больших проекта. Игорь Усачев надеется, что у их инициаторов все сложится, и он займется воплощением идей в жизнь. Один проект в Усть-Куломском районе, второй в Прилузском: в Ношуле хотят установить четырехметровую фигуру, символически изображающую реку Лузу в виде прекрасной женщины. Композиция там придумана сложная в исполнении, но кузнецу эта задача очень нравится. Он говорит, что любит именно такие проекты, над которыми приходится работать долго. Они занимают много времени и сил, зато получается нечто особенное. Учеников у Игоря Усачева нет, молодежь в кузнецы не особо рвется, но есть помощники-фрилансеры, как правило – художники, они помогают разработать проект. Может понадобиться и помощь инженера.

– Сколько лет я этим уже занимаюсь и только сейчас начинаю чувствовать, что я действительно могу что-то сделать. Это ведь не сразу приходит – понимание соотношения размеров, пропорций. Художественного образования у меня, к сожалению, нет, теперь самостоятельно изучаю, чтобы не было «альтернативной анатомии» у фигур, – рассказал кузнец. – Берусь за сложные вещи, те, где нужна и художественная, и инженерная составляющая. Чтобы эта штука четырехметровая не упала потом ни на кого. Очень многие заказывают что-то большое и думают, что нужно будет изготовить только верхнюю часть, а то, что это потребует конструкций на два метра в глубину, фундамента, свай, и не задумываются. А ведь все это еще должно соединяться, быть ветроустойчивым, чтобы молниеотвод был. Противовесы нужно рассчитывать, центр тяжести определять.

Из-за сложности кузнечного дела настоящих мастеров в Коми не так уж много. Работает на первый взгляд в этой сфере немало людей, но большинство занимается холодной ковкой, изготавливает ограды для ритуальных целей, садовую мебель.

Правда, на слуху имя другого кузнеца из Коми – сосногорца Михаила Сосина. И если работы Игоря Усачева разъезжаются в основном по южным районам, то у Михаила Сосина – по северным. Соперничества у двух кузнецов нет. По словам корткеросца, с сосногорским коллегой он постоянно общается, тот приезжал на фестиваль.

– Правда, он у меня практически всех заказчиков по мелкой сувенирке переманил, – смеется Игорь Усачев. – Но я на него не в обиде, я же говорю – мне по душе монументальное. Сувениры тоже делаю, но немного, подковки, подсвечники. Чисто ради на фестивалях поставить на прилавок, чтобы продавалось. В нашем визит-центре есть у меня полка с мелочами такими, уточками, зверюшками разными. Вообще в кузнечном деле примерно как в пекарском: у всех своя ниша, всем работы хватает. Смотрите, в том же Сыктывкаре стало много маленьких пекарен, но каждая печет свои особенные булочки, у каждой свой круг покупателей.

Со многими российскими и зарубежными кузнецами корткеросец общается в интернете, есть специальный форум, где можно выставить фото своей работы, спросить совета, попросить высказать мнение. Критика там обычно очень жесткая, но это хорошо помогает совершенствоваться.

От подковы до пулемета

Несмотря на тягу к монументальности, большинство интересных работ Игоря Усачева среднего формата. В Сыктывкаре, например, можно увидеть его подкову возле одного из ювелирных магазинов. Там же стоял и запоминающийся мотоцикл «с характером», но заказчик захотел его немного обновить, так что привез к кузнецу на модернизацию.

Корткеросец признался, что есть работы, выкованные девять-десять лет назад, которые сейчас он сделал бы совершенно иначе. За некоторые даже немного стыдно, поскольку, глядя на них, кажется, что сработано это и неправильно, и некрасиво.

– В Сыктывкаре в одном из магазинов стоит кованый столик, сделанный мною по заказу как элемент интерьера. Когда я его закончил, думал: «О! Как шикарно получилось!» А теперь смотрю на него и думаю, может, попросить, чтобы они мне его отдали, я его переделаю, причем бесплатно, только чтобы не позориться, если спросят, чья это работа, – смеется мастер. – Возможно, лет через десять буду так же смотреть на вещи, которые делаю сейчас.

Есть заказы, от которых кузнец отказывается. Например, была просьба сделать кинжал.

– Но он по всем своим свойствам попадал под холодное оружие, и для меня это было бы уже незаконной деятельностью. Кроме того, мне не понравилось, что попросили изобразить на этом кинжале. Поэтому делать его я не стал, хотя деньги предлагали хорошие, – рассказал кузнец.

Хотя оружие Игорь Усачев все же делал, но такое, которым никого убить или серьезно травмировать нельзя. В этом году впервые изготовил полноразмерные макеты пулеметов «Максим». Один теперь стоит в Парке Победы в Корткеросе, другой уехал в село Мордино, третий отправился в Санкт-Петербург в музей-диораму. Четвертый висит на стенке кузницы недоделанный, его мастер пока намерен оставить себе в качестве образца работы. Это почти 99-процентная копия настоящего пулемета, совпадают размер, масса. Стрелять может, но только страйкбольными шариками.

На вопрос, как мастер относится к тому, что большая часть его работ стоит на улице и может пострадать от рук хулиганов, говорит, что по этому поводу беспокоится меньше:

– Проблем с вандализмом сейчас нет. Я вижу, что люди стали как-то бережнее относиться к тому, что находится в общем доступе. В 90-е ломали все, до чего руки дотягивались. Появилось что-то красивое на улице – тут же сломали. Сейчас не так. Например, есть скамейки, где некоторые элементы реально мягкие, – когда у муниципального заказчика денег для благоустройства немного, он заказывает самые дешевые варианты. И этот мягкий металл никто специально не гнет, не портит.

Материал для работ кузнец покупает в основном на металлобазе в Сыктывкаре – шестиметровые металлические хлысты, которые потом в зависимости от задачи рубит на куски, плющит, гнет. По возможности использует и вторсырье. На улице ненужный никому кусок металлолома практически не найти, сырье это дорогое, оно сразу оказывается в пунктах приемки. Но корткеросец договорился с приемщиками металлолома, что, если в их руки попадет нечто интересное, чтобы обязательно позвонили – приедет и выкупит. Но вещей интересных в художественном плане пока не попадалось, а вот технически полезный для работы металлолом был.

Бывают интересные находки, которые с собой не заберешь, но знания с их помощью получишь.

– Этим летом был в Пезмеге, там есть разрушенная церковь, отдельно валяется маковка купола. А поскольку я периодически церквям помогаю, что-то из внутреннего убранства для них делаю, мне интересно изучить, как мои коллеги раньше работали. У меня иногда спрашивают, смогу ли я сделать купол. И вот я изучал этот старый гнилой купол, – рассказал собеседник издания. – Вытащил из него огромный гвоздь. Там еще решетки висят полусодранные. Очень хотел бы взять кусочек для образца, но посчитал, что не нужно этого делать.

Для церквей он уже сделал несколько работ по заказу, но помогал и бесплатно. В прошлом году, например, побывал по своим делам в селе Чупрово Удорского района, зашел в небольшой старинный храм и увидел, что свечки прихожане ставят в старые эмалированные тазики с песком. Сделал для них подсвечники.

Пресс и наковальня

Со словом «кузница» у многих ассоциируется маленькое темное помещение, посреди которого стоит наковальня с огромным молотом и щипцами, рядом пышет жаром горн, а по стенам развешены инструменты, готовые подковы, выкованные мечи. Во владениях Игоря Усачева все иначе. Наковальня и молот есть, но горн скорее похож на подросшую печку-«буржуйку», вместо меча на одной из стен мачете. Он был выкован, чтобы очистить территорию от зарослей кустарника и борщевика, но металл оказался мягковат, так что сейчас орудие борьбы с сорняками просто украшает кузницу по соседству с заготовкой маленького серпа. А вот все остальное совсем не так, как на книжных картинках. Большую часть стоящего здесь оборудования неспециалисту не опознать. Рядом с традиционной наковальней стоит ее современный брат – гидравлический пресс. По мнению Игоря Усачева, это хорошая альтернатива другому пневматическому молоту, который нередко используют кузнецы, – пневмомолот вещь очень шумная, а вибрации от него «бьют» по суставам.

– Поэтому подумал я и продал молот и сам построил гидравлический пресс. Покупать дорого, он стоит полмиллиона, а так купил только необходимые детали, которые сам сделать не мог. Сам спроектировал, так что обошелся он мне где-то тысяч в 15-20. Горн у меня газовый, есть и угольный, но он только чтобы впечатлять зрителей на фестивале, обычно я им не пользуюсь, – показал Игорь Усачев «начинку» своей кузницы. – А это тоже гидравлический пресс, только горизонтальный, на нем я делаю балясины, завиточки всякие. Тоже самодельный, как и тот станок. Как он называется? Да никак, сам придумал, сам сделал, никак не назвал. Пусть будет «станок Игоря Анатольевича №5». Да в принципе у меня почти все тут самодельное, кроме вот этого устройства. Это портал плазменной резки, стоил он как машина, но эти расходы себя оправдали. Фактически с помощью его и сварочного аппарата я все остальные станки и сборочные столы и изготовил. Купил вот еще недавно станок для загибания труб, но зря, сейчас понимаю, что сам бы лучше сделал. Через интернет-барахолки легко можно купить качественные детали от старых советских станков, так что при желании и необходимости все можно собрать самому.

В будущем кузница будет развиваться и как туристический проект «Кузнечный двор», благо есть и родственная поддержка: сестра мастера Инга Усачева – известный организатор туров по Коми. Тем более в кузницу, когда она еще находилась в гараже, неоднократно просили организовать экскурсии, показать школьникам работу кузнеца. Но в старом помещении устроить это просто не было возможности.

– Думаю, если принимать туристов, то рядом с кузней нужно будет еще и избушку небольшую построить, чтобы гостям было где чай попить, отдохнуть, если они приехали издалека. Арт-объекты, безусловно, здесь поставлю. Когда решали, куда убрать выкованную на одном из фестивалей фигуру Кöрт Айки от заправки (этого потребовал дорожный надзор), я предлагал его поселить у меня, но решили, что лучше он будет жить у библиотеки. Ничего, здесь я тоже поставлю что-нибудь монументальное, – смеется кузнец. – Если уж взялся за мечту, доведу дело до конца.

Пока же возле кузницы поселился только один арт-объект: на высокой сосне сидит металлический глухарь, но тосковать одному ему, по всей видимости, недолго.

В будущем Игорь Усачев планирует уйти с работы и полностью заниматься лишь кузнечными проектами. Тем более что вид из окна рабочего кабинета на это вдохновляет – из него видно карту легенд Коми, где размещены символы разных достопримечательностей республики, выкованные кузнецами из разных уголков страны и из-за рубежа, приезжавшими на фестиваль «Кöрт Айка» в 2019 году. Каждый день Игорь Усачев видит, как к этой карте подходят люди, рассматривая ее, какой интерес она вызывает у детей.

– Когда что-то делаешь, нужно исходить не из того, что «я художник, я так вижу», что «так положено, так великий мастер придумал», а из того, что увидят в твоей работе люди, что они поймут. Нужно смотреть их глазами. И я вижу, что то, что мы делаем, людей радует, а значит, не зря.

Анна ПОТЕХИНА

Фото автора, vk.com/nazemle_ka и из архива Игоря Усачева

1 Комментарий для "Выковать мечту"

  1. Владимир Торсогоев | 23.12.2020 в 19:00 | Ответить

    Спасибо очень понравилось желаю здоровья успехов в жизни и конечно в кузнечном деле всех благ.

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.