Стройная фигура, идеально проработанные мышцы, повышенная выносливость и здоровый организм. Все это дарят занятия кроссфитом. Ухтинская спортсменка Евгения Мельникова является одним из лидеров кроссфит-движения Республики Коми, регулярно участвует в соревнованиях российского уровня и преподает эту дисциплину всем желающим. В интервью газете «Республика» спортсменка рассказала, как спортивная дисциплина развивает людей.
– Что такое кроссфит и почему им интересно заниматься?
– Это система упражнений с разными видами нагрузок и соревновательный вид спорта. Он включает силовые, легкоатлетические, гимнастические и другие упражнения. Кроссфит уникален тем, что он помогает облегчить жизнь. Тренируясь по этой программе, человек развивает те навыки, которые пригождаются на практике, в простых житейских ситуациях. Если люди просто работают в зале на тренажерах, то это неестественные движения для человека, это прикрепленные утяжелители и так далее. Кроссфит же ориентирован на естественные движения, это чаще всего те движения, которые люди делают в жизни. Если вы кроссфитер, то будет проще и легче передвинуть диван в комнате, догнать уходящий автобус, поднять пакеты с продуктами на девятый этаж.
Через кроссфит человек не просто меняется внешне, становится подтянутым и привлекательным, но и развивает новые навыки. Это же прикольно, когда человек умеет ходить на руках или если девчонки делают выходы силой на турнике. Это смотрится очень круто, даже некоторые парни, глядя на это, говорят: «Ничего себе, они умеют, а я нет». Каждый раз человек приходит и становится лучше, начинает понимать, что его тело развивается. Интересно не просто быть красивым и подтянутым, а еще и учиться чему-то новому. Бывает такое, что люди ходят в качалку и не могут банально подтянуться. В кроссфите такого не бывает.
– Фишка кроссфита еще в вариативности, то есть, условно говоря, люди могут соревноваться в велосипедной гонке, потом начать поднимать штанги на скорость?
– Да, в кроссфит включен и бег, и велосипед, много всего. На соревнованиях бывает плавание на открытой воде и в бассейне. Есть даже задания, когда нужно проплыть бассейн, потом вылезти из него и сделать выход силой на турнике. Это кажется странно, но на самом деле очень интересно. Это сплав легкой атлетики, тяжелой атлетики, гимнастики и пауэрлифтинга. Включены все виды спорта, надо быть разносторонне развитым.
– Кроссфит абсолютно для всех или есть ограничения?
– Много инвалидов занимается кроссфитом. С травмами, с грыжами позвоночника занимаются. Со всеми этими травмами люди работают в залах и на открытых площадках, укрепляют мышцы и становятся счастливее, чем были до этого. У нас есть ребята, например с травмами спины, которые благодаря занятиям чувствуют себя намного лучше. Есть люди, которые приходят с болями в коленях, благодаря тренировкам боли у них уходят. Конечно, мы не говорим, что излечим от подобных проблем полностью, но то, что люди лучше себя чувствуют, это факт. Но надо понимать, что кроссфит – это образ жизни, я бы сказала, что это культура здорового образа жизни, которую нужно культивировать, прививать людям, и как только человек бросает, то все старые болячки сразу вылезают вновь.
– Это довольно молодая система физподготовки. Первый спортзал для кроссфита открылся в 2000 году в США. Как давно кроссфит развивается в Ухте?
– С 2013 года. В Сыктывкаре его еще раньше стал развивать один из пионеров этого движения в Коми Владимир Аникиенко, и он как раз меня познакомил с кроссфитом. Зная, что я увлекаюсь спортом, он пригласил меня посетить соревнования. После этого я загорелась и стала собирать вокруг себя энтузиастов. Поначалу мы занимались на улицах, потом стали понимать, что нам этого не хватает. Банально не хватало простого оборудования, и мы нашли старый зал в общежитии, где были дыры в полах, старые ржавые штанги. Но тем не менее в тех условиях мы делали упражнения, развивались.
В нашей команде есть преподаватель Ухтинского государственного технического университета, он договаривался, и нам предоставляли помещение бесплатно. Тогда нас было человек восемь. Мы ходили и тренировались по три раза в неделю. Потом нашли другое помещение. Мы понимали, что для полноценного развития нам нужен профессионально оборудованный зал, и в 2015 году открыли полноценный кроссфит-клуб, уже два года успешно работаем, привлекаем к занятиям всех, много детей занимается.
– Тогда вас было восемь, а сейчас сколько кроссфитеров в Ухте?
– Выступающих спортсменов, достигших хороших результатов, человек десять. Но самое главное – это не спортсмены, а люди, занимающиеся для здоровья, для себя, таких около ста.
– Вас десять, и вы своего рода мотиваторы для остальных?
– Да, когда люди смотрят на успехи своих товарищей, на тех, кто ездит и побеждает на всероссийских соревнованиях, то даже для того, кто не хочет выходить на такой уровень, все равно это некий стимул. Это подспудно мотивирует и вдохновляет к тому, чтобы ходить на тренировки и делать себя немножечко лучше каждый день.
– Вы занимаетесь на уровне профессионального спортсмена. Какие цели сейчас перед собой поставили?
– У меня было три подряд старта с ноября по январь. В Москве на известном российском турнире IDOL в ноябре заняла третье место. Потом через три недели съездила в Новосибирск на Siberian Showdown, там очень суровые соревнования и большая конкуренция, участвуют даже иностранные атлеты, я заняла только одиннадцатое место. В январе на соревнованиях «Гераклион» в Москве заняла седьмое место. Три подряд старта – это достаточно большая нагрузка, поэтому пока в планах у меня отдых и тренировки в спокойном режиме. Ближе к лету буду снова соревноваться, в мае и июне опять будет IDOL.
– Самые крутые кроссфитеры в США, может быть, есть цель попасть туда на соревнования?
– Американские старты – это такой уровень, которого, скорее всего, я не достигну. Я вижу, каким надо быть спортсменом, чтобы выступать на тех соревнованиях, там надо реально принимать очень серьезные препараты, не скажу, что надо тренироваться больше, но помогать себе извне нужно больше. Девушки там в два-три раза больше, чем я, а мне это не нужно, я комфортно себя сейчас ощущаю, главное же, чтобы все было в удовольствие. Я ездила уже в Австралию в прошлом году на отборочные старты в составе сборной России, и если бы там наша команда оказалась в первой пятерке, то мы бы попали на соревнования лучших кроссфитеров мира в Америку. Но мы заняли лишь двадцать четвертое место.
– О чем говорит такой результат?
– Это говорит об общем уровне кроссфита в России и о том, что нам есть куда расти. Думаю, в этом году Россия попадет в Америку, потому что развитие есть, появляются все новые и новые активисты, на этот раз команда более подготовленная, ее собрали из сильных клубов Москвы. В Америке лидерами мы, думаю, не станем, но будем среди лучших команд мира, а это уже развитие. Кроссфит набирает популярность, многие люди устали от обычных тренажерных залов, им это скучно становится, а кроссфит разнообразен. В Австралии я поняла, насколько надо быть больше и сильнее, чтобы идти дальше. Я не хочу увеличивать мышечную массу, сейчас довольна своим внешним видом и внутренними ощущениями.
– Вы в отличной форме. А как быстро можно достичь таких результатов, занимаясь кроссфитом?
– Спасибо. Научиться ходить на руках или, например, делать выход силой на турнике не так просто, но, упорно тренируясь, достичь этого может каждый. Для всех все строго индивидуально. В клубах и в Сыктывкаре, и в Ухте есть курсы для новичков On-Ramp (перевести с английского можно как «вхождение» – авт.). Это буквально для тех, кто всю жизнь просидел на диване. Там все разжевывается, показываются все самые элементарные движения. Важно, что все проходит под руководством квалифицированных специалистов. Если, допустим, приходит в зал человек, то, как правило, он делает кучу ошибок, а персонального тренера позволить себе могут немногие. Так вот, в кроссфите занятия в группах, их ведут обученные тренеры, которые видят ваш уровень подготовки и всегда что-то подскажут, дадут правильную нагрузку. Все идет от простого к сложному. Для тех, например, кто не умеет подтягиваться, сначала идут тренировки на низко висящих кольцах. Многие боятся кроссфита, потому что знают о нем по роликам на YouTube, где огромные дяди и тети делают невообразимые вещи с большими весами или показывают чудеса выносливости. На самом деле бояться не надо, никто сразу не даст такие нагрузки.
– На этих турнирах есть градирование по весу?
– Нет, в кроссфите нет весовых категорий. Считается, что тут все нивелируется разницей и многообразием дисциплин, например, более тяжелый человек будет легче работать со штангой, но сложнее в комплексах на выносливость.
– Кроссфит не финансируется на государственном уровне. Насколько дорогое это увлечение? Может быть, затраты как-то компенсируют большие призовые фонды турниров?
– На престижных турнирах вроде «Гераклиона» хорошие призовые, есть большой стимул бороться за них. Часть расходов – это спортивное питание, потому что нужно принимать протеины и прочее. Самое дорогое – это перелеты и проживание в городах, где проходят турниры. Все зависит еще и от того, куда лететь, например, перелет в Новосибирск достаточно дорогой, в Москву дешевле. Соревнования, как правило, два дня длятся, гостиница за свой счет. Взносы для участия около двух тысяч рублей.
– Каков ваш график тренировок?
– У меня всю неделю ежедневно тренировки, обычно бывает, что по три раза в неделю их по две в день. Но начинала я с трех тренировок в неделю, потом было четыре, шесть. Нельзя взять и сразу начать заниматься в таком режиме. К этому нужно идти постепенно.
Стандартная тренировка длится около двух – двух с половиной часов. Она включает в себя работу над улучшением силовых показателей, это элементы тяжелой атлетики, работа с большими весами и на увеличение силы, после чего идет работа над улучшением гимнастических навыков. Гимнастика – это работа с весом своего тела, когда мы не берем никаких утяжелителей, нам нужно больше отжиматься, ходить на руках и так далее. В конце тренировки комплекс упражнений, это соревновательный элемент, когда нужно сделать что-то за определенное время. Например, как можно больше подходов за время. Это работа на выносливость. В конце так называемая заминка, когда мы работаем над какими-то слабыми местами, делаем растяжку. Если у меня две тренировки в день, то вторая, скорее всего, будет без весов, это либо бассейн, либо бег или гимнастика.
– Вы тренируетесь каждый день без каких-либо выходных? Как организм успевает восстанавливаться?
– Выходные бывают, но у меня так всегда получается, что чаще всего все равно в этот день прихожу в зал и начинаю заниматься. Начинаю что-то делать в зале, но в облегченном режиме, допустим, без поднятия больших весов. Просто когда человек занимается спортом и это приносит удовольствие, то психологически даже как-то тяжело воспринимается, когда ты один день не потренировался, кажется, что что-то упустил, как будто на работу не пошел или что-то в этом роде. Восстанавливаться получается, если бы не было восстановления, то долго держать такой график я бы не могла. Это все равно ощущается. Весь секрет в том, что нужно высыпаться и правильно питаться. В таком случае силы на тренировку всегда будут.
– Здоровое спортивное соперничество есть с сыктывкарскими кроссфитерами?
– Сложилась такая ситуация, что у нас больше сильных девчонок, а в Сыктывкаре парней. Ребята приезжают к нам, мы к ним. Конечно, нам интересно посоперничать, и если ты каждый день занимаешься с одними людьми в зале, то уже знаешь примерно, кто и на что способен, а тут, естественно, когда новые люди приезжают, интерес повышается. Хоть ты и примерно знаешь, кто из них на что способен, но рядом в одном зале с ними не тренировался, это всегда интересно, это полезное соперничество.
– В Ухте есть известные на всю страну атлеты – член сборной России по силовому экстриму Игорь Стрекаловский и бодибилдер Никита Ткачук. Они к вам в зал ходят?
– С Никитой у нас разные направления, он предпочитает тренажерный зал, а вот с Игорем есть что-то общее, есть частичка того, что интересно нам, он часто пишет, хочет прийти в зал попробовать позаниматься. Мы гордимся, что такие люди есть в Ухте, поддерживаем их. У нас часто тренируются бойцы смешанного стиля, например, Андрей Селедцов занимается два-три раза в неделю. Это для бойцов MMA обязательная программа, для них кроссфит очень актуален.
– Кроме Ухты и Сыктывкара кроссфит как-то развивается или в других городах все печально в этом плане?
– На самом деле печально, есть одна активная девочка в Воркуте – Анастасия Котова. Она пытается открыть зал, даже к нам приезжала на соревнования, большая молодец, настоящая энтузиастка. Анастасия целеустремленная, но есть сложности, по большей части с финансами.
– Какие советы по питанию можете дать?
– Если есть цель похудеть, то все просто – надо употреблять меньше калорий, чем тратишь, если набрать массу, то наоборот. Когда занимаешься кроссфитом, то можешь себе позволить немножко больше, чем остальные люди, потому что тренировки интенсивные и очень жиросжигающие. Конечно, пить достаточно воды, помнить о том, что нужно есть больше сложных углеводов в виде каш, овощи и фрукты. Употреблять мясо, белое куриное и индейку. Это такие основы, которые, как мне кажется, каждый уже знает, но почему-то мало кто соблюдает.
Ярослав СЕВРУК
Фото vk.com
Оставьте первый комментарий для "Евгения Мельникова: «Кроссфит – это культура здорового образа жизни»"