План по доходам в российский и республиканский бюджеты от использования лесов в Коми перевыполнен почти на четверть. При этом федеральный центр сокращает в следующем году финансирование лесной отрасли региона. Такая информация прозвучала в ходе очередных бюджетных слушаний в Госсовете региона, посвященных исполнению республиканской госпрограммы «Развитие лесного хозяйства».
Об основных направлениях работы и проблемах в лесном хозяйстве республики депутатам рассказал заместитель министра – начальник Управления лесного хозяйства Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Коми Сергей Шевелев.
Лесная служба региона на 70 процентов содержится за счет субвенций из федерального бюджета и на 30 процентов за счет республики, поскольку субъектам страны передана лишь небольшая часть полномочий в области лесных отношений. В этом году общая сумма финансирования составит немногим более 700 миллионов рублей, тогда как, по данным на 1 ноября 2017 года, средств от использования лесов уже перечислено в казну России и республики почти 1,4 миллиарда рублей.
На службу возложены функции по охране лесов от пожаров и незаконных вырубок, воспроизводству лесных ресурсов, надзору, обработке заявок лесопромышленников, экспертизе и так далее, но при этом число специалистов, которые этим должны заниматься, меньше норматива почти на 30 процентов. Не хватает лесничих и лесных инспекторов, но особенно работников лесопожарной службы, их на всю республику всего 125 человек. Присутствовавшая на слушаниях представитель прокуратуры Коми Елена Куницына указала на то, что площадь государственного лесного фонда в республике 36 миллионов гектаров, и на один миллион га приходится всего 26 должностных лиц. В то же время, в значительно уступающей по лесным богатствам Карелии (14 миллионов га) на каждый миллион гектаров лесов приходится 80 специалистов отрасли.
Депутат Леонид Вокуев и вице-спикер парламента Валентина Жиделева призвали руководство лесной отрасли настойчивее доказывать федералам, что штат лесного хозяйства в Коми непозволительно мал, его необходимо увеличить, предусмотрев соответствующее финансирование. По их словам, чем больше лесов в регионе, тем меньшее финансирование он получает из федерального бюджета.
Главную прибыль от использования лесов приносит лесозаготовка. Докладчик сообщил, что площадь эксплуатационных лесов, где она производится, – 19,4 миллиона гектаров. Заключено 157 договоров аренды с целью заготовки древесины и свыше 2400 договоров с целью строительства и эксплуатации линейных объектов. Правда, как уточнил чуть позже генеральный директор Союза промышленников Коми Анатолий Байбородов, из 13 миллионов гектаров, что арендуются лесозаготовителями, примерно половина не находится в хозяйственном обороте. То есть большие участки крупный бизнес взял в аренду за копейки и ничего там не делает, а малому бизнесу ничего не остается, как брать участки у крупных арендаторов в субаренду и платить за это втридорога. На это сельские лесозаготовители регулярно жалуются бизнес-омбудсмену в республике Игорю Бобкову, о чем он поведал депутатам в добавление к словам Анатолия Байбородова.
Распределением лесных участков часто недовольны и местные жители. Нередко участки для заготовки дров и деловой древесины на строительство жилья сельчан находятся очень далеко от населенного пункта, что не только неудобно, но и дорого. Зато лесозаготовителям-бизнесменам выделяются участки ближе и лучше.
Отвечая на эту претензию, Сергей Шевелев возразил, что законом закреплено выделение участков для населения близ населенных пунктов и в ближних лесах запрещена коммерческая деятельность. Но, конечно, многое зависит от лесничих, которые должны обследовать участки и информировать малый бизнес и население.
Спикер парламента Надежда Дорофеева поинтересовалась, как может повлиять на хозяйственную деятельность в регионе повышение коэффициента платы за лесопользование, что сейчас обсуждается на уровне правительства РФ. Сергей Шевелев не стал скрывать, что увеличение ставки платы может повлечь серьезные последствия для малого и среднего бизнеса. Подход здесь должен быть очень избирательный, иначе единичные лесозаготовительные предприятия в глубинке могут попросту обанкротиться. Эффект получится одноразовый и кратковременный, а итоговый результат отрицательный. Разорение предприятий повлечет снижение доходов на местах, ведь малый бизнес в глубинке фактически тянет на себе всю социалку.
Галина ВЛАДИС
Фото sawwood.ru
Оставьте первый комментарий для "Лес дарит больше, чем в него вкладывают"