Психологи, медики и педагоги Сыктывкара вместе с родителями школьников попытались разобраться, что делать, если ребенок не хочет учиться. Прямая линия на эту тему прошла 31 октября в Общественной приемной главы Коми.
Как оказалось, ответ на этот вопрос далеко не так однозначен, потому что за нежеланием учиться могут стоять причины, о которых родители иногда и не подозревают. Простым принуждением или устрашением эту проблему не решить. И даже если удастся при помощи давления на ребенка достичь каких-то успехов в учебе, то это обязательно негативно отзовется в чем-то другом.
Как рассказала психолог сыктывкарского центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Татьяна Цэрнэ, нежелание учиться напрямую связано с возрастными особенностями. Основной запрос идет от родителей, дети которых учатся в первом классе. Ошибка взрослых заключается в том, что, когда они водят детей на подготовительные занятия к школе, то основной акцент делают на знания. Они считают, что ребенок к первому классу должен считать, читать и писать. Это объективное отношение к школе. А вот субъективное отношение у ребенка – любовь к знаниям, мотивация, понимание, для чего надо учиться, – к сожалению, часто бывает не сформировано. А без этого у школьника не может быть и настоящего интереса к учебе.
Второй возрастной этап, на котором обычно происходит снижение интереса к учебе, – это пятый класс, когда ценностные приоритеты ребенка меняются и он уже перестает считать главным авторитетом учителя и переносит акцент на взаимоотношения со сверстниками. Идет перестройка взаимоотношений: кто-то будет лидером, кто-то не будет. Это самоопределение сейчас для них важно. И если эти взаимоотношения где-то нарушаются, то и мотивация к учению может пропасть. Кроме того, в пятом классе появляется намного больше учителей, и ребенку нужно адаптироваться к этому. На данном этапе формируется и мотивация к самообразованию. Что касается старших классов, то в этом возрасте интерес к учебе может пропасть от того, что школьник не определился со своими жизненными целями. К старшим классам он уже должен представлять, чему хотел бы посвятить себя в будущем. И если этого четкого осознания нет, то тогда и мотивации к учебе может не быть.
– Моя племянница учится в четвертом классе. Учится не то чтобы плохо, но с неохотой. У нее как-то прозвучало: «Вы меня хоть бейте, учиться не хочу и не буду». Что делать? Как заинтересовать ребенка? Она вроде и ходит на дополнительные занятия в школу, на английский, на танцы. Свое нежелание учиться обосновывает тем, что боится ошибиться, – с такой проблемой обратилась к экспертам прямой линии женщина из Сыктывкара.
По мнению участников разговора, здесь нельзя утверждать точно, поскольку с ребенком нужно общаться напрямую, но, скорее всего, у девочки прослеживается четкая мотивация только на успех. И любой неуспех она переживает как стресс, необъективно, тяжело. Одним словом, у ребенка велик страх ошибиться. В этом случае помочь повысить самооценку, а следовательно, мотивировать ребенка на учебу могут в первую очередь родители, потому что в четвертом классе ребенок самостоятельно это делать не может. Тут надо внимательно посмотреть, как родители взаимодействуют с ребенком.
– Ведь как взрослые обычно ведут себя: ребенок получил пятерку, мы говорим: «Молодец». Получил тройку – мы говорим: «Садись, сейчас будем с тобой разговаривать, почему ты тройку получил». Мы их очень мало хвалим и много отчитываем. Но ведь иногда даже тройку ребенку получить очень сложно. В идеале нужно с ним обговорить, что он сделал для того, чтобы получить тройку, вместе проанализировать, что он мог бы сделать еще, чтобы получить оценку выше. Хвалить ребенка надо за сам процесс, а не за результат, вдохновлять его пусть на маленькие шажки, но продвигающие к успеху. И никогда не ругать, – порекомендовала заместитель руководителя психолого-медико-педагогической комиссии МОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Анна Цветкова.
Еще одна позвонившая на прямую линию женщина сетовала на то, что ее дочь-пятиклассница стала часто прикидываться больной, лишь бы не идти в школу. Поскольку эта проблема может быть комплексной, ответили сразу несколько специалистов. Если родителям трудно понять, отчего у пятиклассника пропал интерес к учебе, надо сходить в школу, пообщаться со всеми его учителями, расспросить, как ребенок себя чувствует в классе, как он выглядит на фоне других, отвечает ли на вопросы и т.д. На основе этого можно будет понять, в чем причина. Возможно, так происходит адаптация к пятому классу или это проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, с каким-то учителем. А может, ребенок просто боится математики, так как не понимает ее. В последнем случае необходимо прибегнуть к помощи репетитора: он поможет за короткое время ликвидировать пробел, поднять самооценку ребенка и вдохновить его на успех.
Необходимую диагностику должен провести школьный психолог. Ну и, конечно, надо лично говорить с ребенком. Если он пытается прикидываться больным, значит, есть какие-то страхи, проблемы в школе. Пятый класс – это сложный период, аналогичный приходу ребенка в первый класс. Если школьнику трудно даются какие-то предметы, не нужно аврально хвататься за все сразу. Необходимо взяться сначала за один – например, за математику. И по достижении хороших результатов, которые удовлетворяют, перейти на следующий предмет.
Как рассказала врач по гигиене детей и подростков Татьяна Вахнина, большую роль в общем настрое ребенка на учебу играет правильно выстроенный режим дня. Обязательно необходимо обсудить с ребенком его режим дня, последить, сколько времени он выполняет домашние задания. Он вовремя должен ложиться спать, лучше в девять вечера, крайний срок – 22.00. Позже нельзя. Питание должно быть обогащено витамином С. Фрукты и овощи должны быть всегда на столе, отвары шиповника и т.д. Обязателен второй завтрак в школе. Активное движение – не менее двух часов в день. Движение повышает умственные способности, поэтому уроки физкультуры пропускать нельзя.
– Выясняя причины детского нежелания учиться, мы очень часто выявляем заболевания, о которых родители даже не подозревали, – рассказала Анна Цветкова. – У ребенка сегодня столько стрессов, что взрослым и не снилось. Поэтому часто они говорят «не хочу учиться», а на самом деле просто не могут из-за наличия серьезных отклонений в здоровье. Их надо лечить. К примеру, один из признаков нарушений в системе кровоснабжения мозга: ребенок постоянно сидит, подперев или свесив голову набок. Это симптом проблем с шейным отделом позвоночника. А если кровь плохо подходит к головному мозгу, то человек быстро утомляется и не может сосредоточиться.
Бывает, ребенок приходит из школы и плачет ни с того, ни с сего. Или в школе закатывает истерики. По словам Татьяны Вахниной, эти случаи тоже нередки, вплоть до того, что ребенку в школу вызывают «скорую». Ребенок не умеет справляться со стрессом, он накапливает в себе негатив и заболевает. Беспричинные слезы и истерики – знак родителям, что надо идти с ребенком к неврологу.
Галина ГАЕВА
Оставьте первый комментарий для "Если ребенок не хочет учиться"