На правительственном заседании разбирались, что делать со школами, где плохо сдают ЕГЭ
Как повысить качество образования в школах, где год от года наблюдается низкий уровень сдачи единых госэкзаменов, обсуждали на заседании правительства Коми. На данный момент в регионе пять школ, где уже второй год единый государственный экзамен «заваливают» от одного до трех учеников.
Как отметила в самом начале своего выступления министр образования Коми Светлана Моисеева-Архипова, анализ результатов сдачи экзаменов в регионе показывает, что в целом в республике состояние общего образования улучшилось. Увеличилось количество тех, кто сдал экзамены на максимальное количество баллов. В 2014 году, к примеру, было 16 стобалльников, а в нынешнем уже 23. Растет число тех, чей результат перевалил за 80 баллов, таковых в этом году около полутора тысяч. В основном, когда судят об уровне образования в школе или в муниципалитете и даже в регионе в целом, опираются на результаты сдачи обязательных экзаменов, поскольку процент сдающих ЕГЭ по выбору достаточно невысок, по некоторым предметам он не превышает десяти процентов.
За три года сократилась доля выпускников, не получивших аттестат о среднем образовании, – с 2,21 процента до 0,88 процента, а число выпускников, не набравших минимального количества баллов по обязательным учебным предметам – русскому языку и математике, уменьшилось в два раза.
Но вместе с тем есть в республике школы, где ЕГЭ постоянно сдают неважно. Министр образования отметила, что сейчас в Коми есть пять школ, где уже два года подряд некоторое количество выпускников не набирает минимальных баллов по единому государственному экзамену. Количество двоечников колеблется от одного до трех на один выпуск.
Заместитель председателя правительства Коми Лариса Максимова поинтересовалась, что это за школы, но Светлана Моисеева-Архипова заявила, что называть она их не намерена по этическим соображениям. Министр лишь сказала, что две школы из списка – сыктывкарские, одна – ухтинская, две – усинские. Министр отметила, что самое главное, о чем могут свидетельствовать результаты ЕГЭ, – это полнота и качество реализации образовательных программ, степень и уровень их освоения.
– И речь идет не только о предметном содержании образования, но и о сформированности компетентностей обучающихся. Когда их нет, в ход идет, что греха таить, пресловутое «натаскивание», – заявила Светлана Моисеева-Архипова. – В нашей школе, особенно в старшей, до сих пор, к сожалению, превалирует «знаниевый» подход к реализации содержания образования. А структура и содержание контрольно-измерительных материалов, использующихся при проведении ЕГЭ, нацелены на измерение учебно-предметных компетентностей, т.е. уровневый подход. Этим, на наш взгляд, и объясняются не в полной мере удовлетворяющие всех нас результаты государственной аттестации.
В качестве других причин министр назвала недостаточный уровень методической и управленческой грамотности педагогов и отсутствие положительной мотивации учащихся на достижение высоких результатов. Кроме того, есть проблемы с информированностью всех участников образовательного процесса о требованиях и технологиях сдачи ЕГЭ. Например, процедура рассмотрения апелляций показывает, что учащиеся толком не осведомлены о содержании контрольно-измерительных материалов. А тягу выпускников к использованию разного рода шпаргалок министр объяснила их недостаточной психологической подготовленностью, неуверенностью в своих знаниях.
Есть вопросы и к условиям организации и проведения ЕГЭ, в частности это касается оптимальности размещения пунктов проведения экзаменов, их программного обеспечения, компетентности руководителей пунктов проведения экзаменов, уполномоченных представителей государственной экзаменационной комиссии, квалификации членов предметных комиссий.
– Однозначно, что самая большая доля ответственности за качество образования, за результаты государственной итоговой аттестации лежит на учителе. Подчеркиваю: на конкретном учителе, у которого, безусловно, что-то может и не получаться, – высказала свое мнение министр, заявив, что главная задача ее ведомства, а также управлений образования, администраций школ – помощь учителям, чьи ученики по каким-то причинам плохо сдают ЕГЭ.
Касается это корректировки программ повышения квалификации и переподготовки учителей, тут должен быть персональный подход. Нужно совершенствовать процедуру проведения аттестации педагогов, используя при этом контрольно-измерительные материалы ЕГЭ (грубо говоря – проверять, может ли педагог сам сдать единый экзамен). Должна быть адресная методическая поддержка школ с низким уровнем сдачи ЕГЭ со стороны ресурсного центра по работе с учителями. Кроме того, нужно развивать формы и методы сетевого взаимодействия образовательных организаций с целью повышения профессионального мастерства.
Светлана Моисеева-Архипова упомянула о ряде конкретных мер, включающих мониторинг образовательного процесса в школах, оказание «отстающим» учебным заведениям методической помощи, повышение их кадрового потенциала.
Еще несколько предложений внесла ректор Коми республиканского института развития образования Евгения Шеболкина, которая, в частности, предложила, проводя пробные ЕГЭ, вычислять учащихся, у которых могут быть проблемы со сдачей экзамена в дальнейшем, и проводить с ними дополнительные занятия.
Также на заседании выступил мэр Усинска Станислав Хахалкин, который, объясняя, как в подведомственном ему муниципалитете будут исправлять проблему с двумя школами, где два года подряд есть выпускники, не сдавшие ЕГЭ, все же рассекретил номера этих школ. Во-первых, не так уж много на территории Усинска школ, тем более стоящих неподалеку друг от друга, во-вторых, о практических действиях во имя улучшения их уровня, не называя номеров, говорить было сложно. По словам мэра, усинские школы №5 и №6 собираются реорганизовать путем объединения, а меры, перечисленные Светланой Моисеевой-Архиповой, тоже планируются внедрить.
Уже по окончании доклада, отвечая на вопросы участников заседания, Станислав Хахалкин неожиданно указал и на другую сторону вопроса, не разобравшись с которой, уровень образования в Усинске поднять сложно – нехватка квалифицированных кадров напрямую связана с квартирным вопросом. Стоимость квадратного метра жилья в городе превышает 60 тысяч рублей, и начинающим педагогам, которые могут приехать в Усинск, такая покупка не по карману. В Усинске планируется открытие новой школы, которая, по словам Станислава Хахалкина, потребует примерно восьмидесяти новых кадров, а как их зазвать в город, учитывая квартирный вопрос, неизвестно. Муниципальное жилье в городе строится, но, по словам мэра, «сколько бы мы его ни построили – уходит к детям-сиротам».
На недоуменный вопрос Ларисы Максимовой, почему мэр Усинска не озвучил все это в основном докладе, а выступил «классически», то есть фактически взяв за основу выступление министра образования, Станислав Хахалкин смущенно ответил, что не хотел выделяться.
В финале заседания Лариса Максимова порекомендовала министерству образования региона провести дополнительный анализ: какие еще причины могут приводить к тому, что в тех или иных школах – низкий балл по ЕГЭ, чтобы потом разработать управленческие решения.
Анна Потехина
Фото m.kp.md
Оставьте первый комментарий для "Подтянуть отстающих"