Молитва о Герое

Каждый раз, когда сыктывкарка Елена Лифенко идет по площади у Вечного огня, она на минуту останавливается у баннера с портретом своего супруга – Виталия. Временами ей кажется, что он смотрит только на нее и будто улыбается ободряюще, словно хочет, как бывало, сказать: «Крепись, ты – жена офицера!» Теперь уже вдова. 30 августа 2023 года Виталий Лифенко погиб в зоне СВО. Посмертно ему присвоено высшее звание Героя Республики Коми.

В разговоре с Еленой вдруг замечаешь, что она до сих пор не говорит о муже в прошедшем времени: «был». Он для нее есть – любимый мужчина, заботливый супруг, самоотверженный воин, добрый человек. Ее Герой.

Они познакомились в 2004 году на таком важном для всей страны событии, как выборы Президента РФ. Елена была членом участковой избирательной комиссии, а Виталий пришел проголосовать. Разговорились, обменялись телефонами. Но продолжения знакомства тогда не последовало. Судьба свела позже – на ниве патриотического воспитания. Виталий был замполитом в Центре подготовки личного состава Северо-Западного округа Росгвардии, организовывал мероприятия, в том числе патриотические, для военнослужащих. Елена работала педагогом-организатором в школе №38, проводила ту же работу для учеников. Часто встречались на самых разных площадках. Потом стали устраивать совместные мероприятия – например, баскетбольные и волейбольные матчи между новобранцами и старшеклассниками.

– Мои ученики были в восторге! – вспоминает Елена.

А вот мужественный военный долго не решался признаться, что был в восторге не столько от совместной работы, сколько от своей напарницы. Но однажды все-таки набрался смелости, сказал, что устал притворяться просто знакомым, и предложил идти по жизни вместе. На общем жизненном пути случалось всякое: хорошего, как сейчас понимает Елена, было намного больше. Если что-то не ладилось, муж говорил: «Крепись, ты жена офицера!» А еще добавлял: «Справимся!»

Одна из главных особенностей характера Виталия Лифенко – оптимизм. А еще – готовность помочь. Не только друзьям, родственникам и сослуживцам, но и порой совсем незнакомым людям. Например, он не мог ни пройти, ни проехать мимо попавшего в беду автомобилиста: машина в снегу застряла – поможет выбраться, двигатель заглох – отбуксирует к ремонтной мастерской.

А еще его за искреннюю доброту и веселый характер очень любили дети. Виталий Лифенко на Новый год становился для детей из семей сослуживцев настоящим Дедом Морозом – с длинной белой бородой, в красной шубе, с волшебным посохом и мешком подарков. Малыши из семей сыктывкарских военных с восторгом ждали в предновогодние вечера визита доброго волшебника.

Дома у него было необычное хобби – Виталий любил готовить. Даже искал в интернете рецепты экзотических блюд. Но коронным его «творением» был борщ. Его кулинарный талант высоко ценили гости, которые часто приходили к Елене и Виталию.

Начало СВО не оставило Виталия равнодушным. Он сам был родом из поселка Нижняя Дуванка Сватовского района Луганской области, и происходившее там болью отзывалось в его сердце. В 2022 году Виталий ушел со службы на заслуженный отдых. Стал поговаривать о поездке в Луганскую область – не воевать хотел, а детей защищать. Собирался работать там охранником в школе или детском саду. Но началась частичная мобилизация, и Виталий Лифенко, кадровый офицер, вновь встал в военный строй.

Собирался быстро – дело привычное. Не сетовал, что чего-то из нужных вещей нет, – да и потом, уже в зоне СВО, ни разу не жаловался на снабжение. Объяснял жене, что идут боевые действия, домашнего комфорта никто не обеспечит. Если чего-то нет – довольствуемся тем, что есть.

О проводах в зону СВО Елена вспоминает неохотно. Не скрывает – плакала. Потому муж и «не взял» ее в военкомат, где собирались мобилизованные, попрощался дома: мол, долгие проводы – лишние слезы. А она так хотела лишнюю минутку побыть рядом. И мечта исполнилась: муж позвонил из военкомата, попросил купить простенький кнопочный телефон и привезти ему. Так судьба подарила им еще одну короткую встречу.

Так получилось, что на службу Виталий попал с «гражданскими». На сборном пункте мужчины плохо представляли себе, куда они едут, что там их ожидает, но кадровый военный понимал: враг хорошо вооружен и опасен, поездка в зону СВО – не увеселительная прогулка. Поэтому майор запаса сразу взял «бразды правления» в свои руки. Один из военнослужащих вспоминал: «Когда на СВО отправлялась мобилизованная команда, в которой уезжал Виталий, в одном из автобусов завелась «теплая компания»: шумели, строили планы, как весело и непринужденно провести время в дороге. Виталий сразу включился в дело: работая на опережение, он остановил колонну, рассадил активных членов группы по разным автобусам и восстановил тишину! Настоящий замполит с большим опытом, знанием жизни и специфики службы. С таким командиром подчиненные чувствуют себя уверенно».

В зоне СВО Виталий Лифенко был назначен заместителем командира батальона по военно-политической работе. И родные, и сыктывкарские сослуживцы утверждают, что даже в тех непростых условиях майор не унывал: настроение всегда боевое, голос бодрый. Появятся проблемы – справимся!

Он по-отечески заботился о бойцах. Следил за тем, чтобы были сыты, в тепле и по возможности в безопасности. Потому и то боевое задание выполнять пошел вместе с сослуживцами, хотя мог бы и их одних отправить. Но он будто чувствовал беду, предвидел, что без него необстрелянные вчерашние «гражданские» не выберутся.

Елена немного меняется в лице, когда произносит слово «Райгородка». Это село в Сватовском районе Луганской области. Родные для Виталия места. Куда-то туда, в район Райгородки, он и отправился вместе с сослуживцами выполнять боевое задание. По дороге попали под артобстрел. Виталий быстро сориентировался, начал выносить раненых в безопасную зону. В какой-то момент своим телом прикрыл молодого бойца…

Елена получила официальное сообщение о гибели мужа только в начале сентября. Неофициальное – на несколько дней раньше, от подруги, родственник которой тоже находился в зоне СВО. Умом не хотела верить, что Виталия больше нет, но, когда узнала, как он погиб, поняла: именно так все и было. Он не мог поступить иначе.

– Вот в этом он весь, всегда такой был – чем сможет, тем и поможет. Там, у Райгородки, жизнь отдал… Это тот самый человек, которого я любила и люблю. Настоящий офицер, который до конца будет выполнять боевую задачу, – сказала Елена.

Первые дни после страшного известия она помнит плохо. Каждый, кто терял любимых и близких, поймет: были и слезы, и отчаяние, и безумная надежда на нелепую ошибку – вдруг жив, вдруг вернется.

За несколько дней до рокового боя у Райгородки Виталий звонил жене. Разговора не получилось, связь подвела: она его слышала, он ее – нет. И однажды больнее всего почему-то для Елены вдруг стало от того, что этот последний разговор не состоялся, что последние слова мужа не услышала. Они поговорили в ее сне. Звонок, в трубке его голос, как всегда бодрый. Будто наяву сказал, что возвращается домой. Эти мгновения сна были мгновениями настоящего счастья. И тем тяжелее было возвращение в суровую реальность.

– Уже давно не снился, – вздохнула Елена.

Есть поверье, что ушедшие от нас перестают сниться, когда обретают вечный покой…

Но жизнь продолжается, и нельзя замыкаться в своем горе, уверена Елена. Есть дочь, которой нужна мать, есть родные и близкие, есть друзья, которые готовы прийти на помощь.

– Несколько лет назад в семье сослуживца Виталия произошла страшная трагедия: погибла дочь. Под машину попала. Виталий почти месяц едва ли не каждый вечер ходил к нему домой, мне объяснял, что должен поддерживать людей, которые переживают это страшное горе. Теперь этот его друг поддерживает меня, часто звонит, спрашивает, не нужно ли чем-нибудь помочь. Помощь предлагают многие сослуживцы мужа, поддерживают координаторы филиала фонда «Защитники Отечества», приглашают на разные мероприятия, – отметила Елена.

Она благодарна всем, кто предлагает ей помощь и поддержку, но пока с проблемами справляется самостоятельно. Еще Елена поблагодарила руководство республики за то отношение, которое формируется в Коми к бойцам СВО – это гордость за наших воинов и уважение к защитникам Отечества. Сама Елена Лифенко участвует в патриотических мероприятиях, рассказывает школьникам и студентам о подвиге своего мужа. Ждет, когда в Сыктывкаре появится улица имени Виталия Лифенко – эту идею обсуждал с ней мэр столицы Коми Владимир Голдин. Жена Героя попросила об одном – чтобы это была абсолютно новая улица. Менять название какой-нибудь существующей улицы, по мнению Елены, не очень этично, ведь у улицы уже есть своя история под этим «именем». А у новой улицы имени Виталия Лифенко со временем возникнет своя история, и пусть она будет счастливой.

– Я решила, что моя миссия – увековечить память о моем Герое. У каждой из нас, женщин, сейчас своя миссия. У тех, чьи мужчины находятся в зоне СВО, – молиться, чтобы они вернулись живыми и невредимыми. У тех, чьи близкие ранены, – молиться об их выздоровлении. Всем вместе молиться о Победе и заботиться о тех, кто рядом, – сказала Елена Лифенко.

Людмила ВЛАСОВА

Фото из архива семьи Лифенко

Оставьте первый комментарий для "Молитва о Герое"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.