В Национальной галерее Коми показали «другую» красоту
Портреты прекрасных представительниц разных стран и народов можно увидеть на выставке «Встреча с другой красотой: образы женщин в работах художников из собрания Национальной галереи Коми». Экспозиция под таким названием открылась в Сыктывкаре накануне Международного женского дня. Около трех десятков произведений, созданных советскими и российскими живописцами, графиками и скульпторами, представлены в одном из залов Национальной галереи Коми.
Выставка интересна тем, что на ней собраны портреты женщин разных национальностей и культур. Экспозиция разделена на две части: одна посвящена женщинам Севера, другая – Востока и Африки.
Как рассказала «Республике» куратор выставки Ангелина Терещук, женские образы неоднородны. Например, некоторые работы прославляют трудовую славу женщин, а другие картины передают женскую красоту. Но все картины отражают уникальные этнические черты и ценности, объединяющие женщин по всему миру.
Знакомство с этнической культурой советских и зарубежных народов было распространенным явлением в советском изобразительном искусстве. Союз художников организовывал самые разные творческие командировки, его члены охотно ездили и по союзным республикам, и по дружественным странам. Так, на выставке представлены произведения, созданные в рамках творческой командировки коми художника Станислава Торлопова во Вьетнам в 1974-1975 годах. Это портрет «Художница Лан Фыонг» и пейзаж «Деревушка Лак в горной провинции Хоа-Бинь». Портреты в исполнении художника-африканиста – уроженки Коми края Нонны Хотемовой: «Посланец мира», «Африканка», «Традиционные скульптуры Ганы» – выполнены в разных стилях и техниках. Участие в творческих поездках в Африку определило творческий путь художницы, которая благодаря дипломатическому взаимодействию СССР и африканских стран восемнадцать раз смогла побывать на этом южном континенте.
В работах «Каракалпачка», «Ожидание», «Уборка риса» Николая Корнилова можно увидеть образы восточных женщин. Живописец посвятил свое искусство Каракалпакии, так как несколько лет жил в этой республике, которая находится в составе Узбекистана.
В части экспозиции, посвященной женщинам Востока, есть и живописные произведения: «Старуха» Исаака Биленкого, «Лаотянская девушка» Николая Христолюбова, «Индонезийская семья» Татьяны Вавржиной, «Портрет молодой монголки (Сфинкс)» Юрия Фатеева. Картины «Посланец мира» Нонны Хотемовой и «Марокканка» Элеоноры Жареновой были созданы и показаны на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов, прошедшем в 1957 году в Москве.
Пластические образы женщин Востока воплощены в бронзовой скульптуре «Идущая» из серии «По Ирану» Альдоны Ненашевой и «Таджикский чай» Елены Преображенской.
Часть представленных на выставке работ Станислава Торлопова посвящена северянкам. Картины созданы им во время поездки на территорию Большеземельской тундры в 1960-х годах. Это «Нельмин Нос», «Новая паница», «Ненецкие куклы. Натюрморт», «Наташа Лаптандер».
Тему северянок продолжают «Устьцилемка» и этюд к картине «Усть-Цилемская горка» Рема Ермолина, «Ижемская красавица» Энгельса Козлова, «Рыбачка» Павла Быстрова, «Ненка» Анатолия Бухарова, «Северный танец» Дмитрия Брюханова, «Портрет рыбачки Тамары Толба» Николая Жилина. Северянкам посвящены скульптурные произведения: «Молодая мать. Северная колыбель» Тамары Краевой, «Весна» Вениамина Смирнова, «Весна» из серии «Люди тундры» Владислава Мамченко.
Выставку дополняют этнографические комментарии, составленные научным сотрудником отдела Востока Государственного Эрмитажа Евгенией Аброськиной. В частности, можно узнать, что на портрете марокканки лицо девушки прикрывает прозрачная вуаль ажар. При этом специалист отметила, что подобные вуали были характерны для бедуинских красавиц Египта, а не Марокко. Да и без головного покрывала ажар не носили. Поэтому на картине скорее художественный вымысел, а не этнографический факт.
Артур АРТЕЕВ
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "От Арктики до Африки"