Берестяные «кружева» шемогодских умельцев

В Сыктывкаре открылась выставка мастеров Великого Устюга

Шемогодская прорезная береста, пожалуй, самый известный берестяной промысел в России. Это традиционный русский народный художественный промысел резьбы по бересте, известность которому принесли мастера Шемогодской волости Великоустюгского уезда Вологодской губернии.

Орнаменты шемогодских резчиков, называемые берестяным кружевом, использовались при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов и тарелок. Увидеть лучшие образцы шемогодской резьбы в Сыктывкаре можно на выставке «Диво рукотворное – великоустюгское». Экспозиция открылась 6 марта в Национальной галерее Коми.

Помимо шемогодской резьбы здесь представлены лучшие образцы великоустюгской росписи, ткачества, вышивки, традиционного костюма, авторской куклы. Всего порядка семидесяти произведений современных мастеров народного искусства Великого Устюга. И это лишь малая толика того, чем богато народное искусство соседнего региона. В работах великоустюгских мастеров причудливо переплетаются прошлое и настоящее, мотивы народной культуры и современное искусство, отражена тема счастья, любви, семьи. Это особенно актуально в Год семьи.

В Сыктывкар выставку сопровождала мастер народных художественных промыслов Вологодской области – руководитель заслуженного фольклорного коллектива «Истоки» Светлана Мальцева. На открытии экспозиции она не только рассказала о творчестве своих земляков, но и исполнила народную песню.

Узор шемогодской резьбы состоит, как правило, из стелющегося стебля с удлиненными листьями и спиралевидно закрученными ветками. На их кончиках – круглые розетки, ягодки, трилистники. Часто в растительных орнаментах встречаются геометрические узоры из кругов, ромбов-«пряников», овалов, сегментов. В этот орнамент могут быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда сцены гулянья в саду и чаепития. На выставке в Сыктывкаре можно увидеть шкатулку, на которой мастер шемогодской резьбы Нинель Старковская изобразила жизнь русского путешественника, землепроходца, морехода, исследователя Северной и Восточной Сибири и Северной Америки, атамана Семена Дежнева.

Мастер шемогодской резьбы в своем деле как ювелир и гравер. К сожалению, сейчас осталось только несколько мастеров, которые продолжают традиции шемогодской резьбы, и старинный промысел может исчезнуть. Технология шемогодской резьбы такова: на подготовленную берестяную пластину тупым шилом наносятся основные контуры изображения, затем острым ножом удаляют фон вокруг рисунка. Силуэтный орнамент делают ажурным. Тиснение наносят на бересту тупым шилом. После этого пластина бересты наклеивается на изделие, выполненное обычно из мягкой древесины, иногда фон подкрашивается или подклеивается цветная фольга.

Изделия шемогодской резьбы по бересте на выставке представляют народные мастера России Нинель Старковская, Любовь Осколкова, Елена Шарыпова, мастер народных художественных промыслов Вологодской области Светлана Дернова, мастер народного искусства Галина Чупрова.

Многообразие уникальных традиций народного искусства в технике росписи по бересте и дереву воплощено в работах народных мастеров России Татьяны Беляевой, Елены Копыловой, Надежды Ефиповой, а также Светланы Донской, Людмилы Осадчей, Тамары Чучиной, Александра Беляева и других. Оригинальные мотивы росписи созданы мастерами на основе изучения традиционных образцов устюжской росписи XVII–XVIII веков. В современной росписи сохранились традиционные черты и характерные особенности старой устюжской росписи. Это графика – контурная линия травных росписей, стилизованный цветок тюльпана на тонком, гибком, вьющемся стебле с удлиненными листьями. Темы изображений самые разнообразные – от сказочно-былинных образов, переплетающихся цветов и трав до бытовых народных сценок, праздников. Туеса «Птица Сирин», «Праздник Троицы», «Соколиная охота», короб «Всадник», декоративная тарелка «Птица счастья», сундук-терем «Устюжская старина», шкатулка-поставец «Ярморочное гулянье» и другие расписные изделия выставлены в Национальной галерее.

Традиционные костюмы из коллекции-реконструкции «Живая нить традиций» представлены коллективом авторов. Это мастера народных художественных промыслов Вологодской области Светлана Мальцева, Анна Митина и мастера народного искусства Ангелина Каликина, Ольга Миронова, Светлана Плотникова. Дополняют коллекцию костюмов авторские куклы в традиционных нарядах Марии Конасовой и Анны Митиной.

На выставке есть и работы мастера народных художественных промыслов Вологодской области Раисы Скретневой и ее дочери Анны Алексеевской. Это скатерти, салфетки, полотенца, воротники, созданные в различных техниках вышивания: «роспись», набор, сквозная гладь, мережка, а также в редкой технике вышивания «строчка по письму», характерной для Вологодской и Архангельской областей.

Один из разделов экспозиции посвящен вышитой картине. Вышивание картин − особый вид искусства, близкий к живописи. И, хотя данный вид творчества не принадлежит к великоустюгским традициям, этим искусством много лет занимается старейший мастер Раиса Скретнева из Великого Устюга. На выставке посетители увидят вышитые иконы «Собор Архангелов Михаила и Гавриила» и «Благоверные князья Борис и Глеб».

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Берестяные «кружева» шемогодских умельцев"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.