Волонтер Наталья Хайлова: «Добровольчество – это желание помочь»

Активисты общественного объединения «Маскировочные сети ТеплоZOV Сыктывкар» оказывают помощь участникам специальной военной операции. Они не только делают маскировочные сети, но и регулярно проводят мастер-классы по их изготовлению. Возглавляет объединение уроженка столицы Коми Наталья Хайлова. В январе она получила премию «Команда Путина» за организацию плетения сетей. Журналисту «Республики» неравнодушная сыктывкарка рассказала о том, что ее мотивировало заняться добровольческой деятельностью.

– Как вы начали заниматься плетением масксетей?

– В сентябре 2022 года смотрела стрим блогеров, во время которого Владимир Грубник (автор популярного телеграм-канала «ПриZрак Новороссии») сказал, что нашим ребятам на фронте нужны маскировочные сети. Объяснил, что это ручной труд, что они начали организовывать изготовление сетей. Я поняла, что мне это тоже по силам. До этого помогала нашим бойцам деньгами, но мне хотелось что-то сделать руками. Потом как-то нашла чат «теплозововский», где активистки делились информацией о плетении сетей. Сразу кинула клич, есть ли кто-то из Сыктывкара. Откликнулись две сестры – Валентина и Светлана. Они уже начали пытаться вязать основу. За основу берется рыболовная сеть, или ее можно сделать вручную. Вот мы с ними и скооперировались. Я брала у них основу и оплетала чем могла, например, покупала ткани, просила отходы на производствах. В октябре первую сеть мы уже отправили в зону СВО.

Всероссийское движение «ТеплоZOV» появилось с началом СВО. Светлана Политова и Валентина Варанкина из Сыктывкара являются одними из администраторов большого всероссийского чата «ТеплоZOV». Изначально активисты движения занимались разными видами рукоделия. Однако постепенно женщины стали создавать отделения в своих регионах по разным направлениям.

Сначала все приобретала на свои средства. Потом стали подключаться люди, объемы производства росли, и я была уже не в состоянии закупить материалы на свои деньги. Поэтому открыла специальный счет для сбора средств. Объявила сбор, создала группу в соцсети «ВКонтакте», куда выкладываю отчеты и где делюсь информацией. В общем, вот так все и пошло. Сначала мы делали сети дома, а потом стали искать помещение. Первое помещение в местечке Човъю нам предоставил предприниматель Александр Григорьевич Ануфриев. С тех пор количество точек увеличилось до семи.

– Сколько всего людей сейчас вовлечено в эту деятельность?

– Точно посчитать сложно. Людей много, обучили мы уже человек 500, но регулярно плетением занимаются где-то 70-80 человек. Кто-то ходит часто, кто-то регулярно, но редко, допустим, раз в неделю.

– Насколько быстро можно научиться плести?

– Зависит от того, насколько легко человеку дается пространственное мышление. Некоторые «въезжают» почти моментально. Сначала обучаем технике плетения той фигуры, которую используем. Потом человеку нужно поплести раз пять-семь с опытными людьми, чтобы в итоге научиться все делать самостоятельно, без каких-либо подсказок. Сложно в часах подсчитать требуемое количество времени на обучение. Научиться за пару часов не получится, потому что выстроена определенная система работы. Мы работаем по схемам. Есть нюансы, правила. У нас же не классическое производство, когда бригада за определенное время выполняет работу. Люди приходят стихийно, когда у них есть время. Поэтому работа выстроена так, чтобы человек мог прийти и, если даже в помещении больше никого нет, самостоятельно продолжить работу над плетением сети по определенной схеме. За всю нашу историю всего человек пять почти сразу все поняли и уже на второй день могли самостоятельно работать.

– Плетут только женщины или мужчины тоже?

– Мужчины не плетут сети. Если они и приходят, то мы перенаправляем их на другую работу. Например, если нужно оплести шнуром по краю большое полотно. Есть трое мужчин, которых мы этому обучили.

– Каковы размеры этих полотен?

– Самый удобный и распространенный размер – три на шесть метров. Это стандартный размер, утвержденный министерством обороны. Самая большая сеть, которую мы сделали, была размером шесть на двенадцать метров. Очень тяжелая работа. Бывает, ребята нам заказывают нестандартные размеры, допустим, четыре на шесть или пять на восемь.

– Можно посчитать, сколько времени примерно уходит на работу?

– Опытный плетун с хорошей скоростью делает квадратный метр в час. Если размер три на шесть – это 18 квадратных метров, то около 18 часов нужно. При этом надо учитывать, что даже не у каждого опытного плетуна хорошая скорость.

– Что для вас добровольчество?

– Это желание помочь. Изначально хотелось чем-то помочь нашим бойцам. Рукоделием всегда любила заниматься. Все, что с этим связано, дается мне легко, я плету, как живу. Все возможные техники испробовала, все нюансы в плетении знаю. Сейчас обучаю этому других добровольцев. На плетение времени у меня, к сожалению, почти не остается, так как больше обучаю и координирую волонтеров, решаю много организационных вопросов. А изначально, кстати, мы учились по видеороликам из интернета. Причем часто это были ролики на украинском языке. Оказалось, что украинцы начали заниматься плетением сетей еще в 2014 году или в 2015-м. Потом мы сами стали снимать ролики, даже привнесли много нового. Теперь делаем даже лучше, чем они.

Ярослав СЕВРУК

Фото автора

 

Оставьте первый комментарий для "Волонтер Наталья Хайлова: «Добровольчество – это желание помочь»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.