Мелодии и ритмы «Созвездия Орф»

Деревянные ложки, колокольчики и тамбурины, шейкеры и пластиковые трубки-бумвокерсы, глюкофоны, джембе, бонго, дарбука и другие этнические музыкальные инструменты звучали вечером 8 февраля со сцены в актовом зале Кочпонского интерната. Таким необычным концертом в детском доме открыли Год семьи и череду праздничных мероприятий, посвященных 90-летию учреждения.

На самом деле просто концертом это представление назвать нельзя – фестиваль «Созвездие Орф» – событие по-настоящему уникальное, ведь его участники и на сцене, и в зале – особенные дети. Научить ребят с тяжелыми множественными нарушениями и ментальной инвалидностью исполнять на музыкальных инструментах ритмические и пластические композиции помогает специальная методика, основанная на необычной педагогике известного немецкого музыканта и композитора Карла Орфа. Это инновационное направление ведет в интернате музыкальный руководитель, музыкальный терапевт, единственный сертифицированный орф-педагог в Республике Коми Елена Опацкая.

Орф-педагогика зародилась в Германии в 1930-х годах как воспитание и обучение посредством искусства и творчества, построенные на связи музыки, движения и речи. Креативный метод Карла Орфа позволяет не только развивать музыкально-двигательные способности детей, но и личность любого ребенка, в том числе с особенностями развития.

Как рассказала «Республике» Елена Опацкая, если применять орф-педагогику в музыкальной школе, занимаясь с одаренными детьми, то можно добиться поистине выдающихся результатов. Но и с особенными детьми эта методика отлично работает, даже если использовать отдельные ее элементы.

На занятиях в интернате царит атмосфера игры: дети выполняют элементарные активные движения, «звучащие жесты» – хлопки, щелчки, шлепки, поют, проделывают речевые упражнения, играют на музыкальных инструментах и учатся взаимодействовать между собой.

– Эта методика позволяет нашим детям раскрыться. Ребята с ментальной инвалидностью – это совершенно особая категория воспитанников. Все они имеют системные нарушения речи, и большинство из них, примерно 85 процентов, невербальные, совсем не говорят, испытывая серьезные коммуникативные трудности, а также имеют двигательные нарушения. Поэтому музыка для них – это средство общения, способ выражения своих эмоций и чувств. Ведь в орф-педагогике вы не просто пассивно слушаете музыку, а слушаете активно. Это всегда какая-то игра через пение, танец, движение, ритм с помощью музыкальных инструментов. В процессе занятий ребенок начинает лучше чувствовать свое тело, учится общаться и приобретает новые умения и навыки, – отмечает Елена Опацкая.

Орф-педагогикой Елена занимается уже три года. Необходимые знания получила на выездных семинарах:

– Элементы орф-педагогики применяет, наверное, каждый музыкальный педагог, но как дополнительный инструмент. Я начала изучать это направление более плотно, более глубоко. Стать дипломированным орф-педагогом не так просто, необходимо участвовать в международных семинарах и получить сертификат.

Регулярные занятия и репетиции с особенными детьми дали свои результаты. В интернате появилось три орф-коллектива – «Орфенок», «Орфята» и «Джембо». Они образовались из числа воспитанников и их родителей в ходе реализации проекта «Орф-педагогика в системе комплексной реабилитации и абилитации детей и молодых людей с ментальной инвалидностью и тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)». В прошлом году этот проект победил в грантовом конкурсе Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми. Состоявшийся фестиваль – своего рода отчет о реализованном грантовом проекте.

– Мы выиграли 600 тысяч рублей и приобрели на эти средства музыкальные инструменты. Например, глюкофоны – язычковые барабаны на концерте были представлены отдельным номером, – продолжает рассказ Елена Опацкая.

По мнению музыкального руководителя, участие в оркестре для особенных детей – высокая планка.

– В орф-коллективе «Джембо» есть ребята, которые умеют шить, но не умеют читать, не могут ориентироваться в пространстве. Есть мальчик, который не слышит. Он просто смотрит на ребят и попадает в ритм, телом ощущает эту вибрацию от барабанов. И ему очень нравится играть. Мальчик, исполнявший на концерте номер на ударных инструментах, слепой. Но мы с ним отрабатываем на репетициях те части музыкального произведения, которые он исполняет. Потом он уже делает все самостоятельно, чувствует, когда ему вступать. Есть дети, которые помогают мне работать с треками – включают-выключают аппаратуру, – рассказывает музыкальный руководитель.

На концерте организатор праздничного действа в основном стояла спиной к зрительному залу – дирижировала оркестром с помощью жестов и разноцветных карточек.

– Разноцветные карточки – это так называемая визуальная опора, – пояснила Елена. – Каждая картинка обозначает какой-то прием. Допустим, красный цвет означает колокольчик. Я показываю карточку, где изображен красный гномик, и ребята звенят колокольчиками. Но есть дети, которые не различают цвета, поэтому сигналом для них становится жест. Есть специальная методика – каждая нота – это определенный жест. Старшие ребята уже обходятся без визуальных опор, они ориентируются по моим жестам и понимают алгоритм, последовательность действий.

Звуковые жесты на музыкальных занятиях – обязательный элемент, подчеркивает педагог. Это направление в орф-подходе называется body percussion – звучание тела.

– «Самым первым инструментом человека было и есть его тело. Слушать и слышать свое тело, играть на нем, как на перкуссии, – это значит пропускать музыку, ее ритм непосредственно через себя», – цитирует Карла Орфа Елена Опацкая. – Например, репетируя номер с ложками, я показываю ребятам визуальные опоры, и мы все этапы произведения простукиваем на теле.

На синтезаторах оркестранты играют с помощью цвета. К примеру, некоторые уже ассоциируют ноту «до» с красным цветом. Все эти приемы – цвет, жест – позволяют сделать выступление слаженным.

– Ребенок не понимает, что он сделал что-то не так, но добавляя какой-то элемент, можно превратить действо в гармоничный яркий номер, – отмечает Елена Опацкая.

Как признается орф-педагог, всех ребят вовлечь в музыкальные занятия невозможно. Есть дети «поведенческие», которых необходимо постоянно контролировать. Есть такие, кто может бросить музыкальный инструмент. Но когда у ребенка есть понимание происходящего, он сможет играть в оркестре, даже если он слепой или глухой.

Под физические возможности ребенка подбирается определенный музыкальный инструмент.

– Например, один из воспитанников старшей группы – колясочник, у него ДЦП. Одна рука плохо работает, а вторая работает хорошо. Он замечательно овладел игрой на тамбурине. Играет двумя приемами и безумно счастлив, – привела пример Елена.

Из-за карантина и других причин фестиваль пришлось несколько раз переносить. Оркестранты забросали своего руководителя вопросами: «Когда мы будем выступать?» И вот наконец все получилось.

– Выйти на сцену ребятам было за счастье. А когда им еще аплодировали, они играли живее и энергичнее. Для детей это свет в оконце. В их жизни произошло новое яркое событие. Получился не просто концерт, а настоящий праздник, чего мы и добивались. Но без помощи коллег – сотрудников интерната это было бы невозможно, – подчеркнула организатор мероприятия.

Представление действительно доставило много радости и зрителям, и самим артистам. Большую лепту в праздничную атмосферу внесли волонтеры. Они показывали фокусы, выходили на сцену в образе Пьеро и Мальвины, в костюмах телепузиков заряжали зал задорными ритмичными танцами, «закидывали» зрителей воздушными шарами, словом, делали все, чтобы в концерте не возникало скучных пауз между выступлениями.

Отчетный грантовый концерт – первый в череде праздничных мероприятий. Следующий состоится в апреле, когда Кочпонский интернат будет отмечать 90-летие. Елена Опацкая готовит к юбилейному концерту новые номера с тамбуринами и шейкерами. А в будущем музыкальный руководитель мечтает развивать и театральное направление орф-педагогики. Ведь в своем творчестве Карл Орф пропагандировал симбиоз музыки и театра.

Галина ВЛАДИС

Фото автора

 

Карла Орфа искусствоведы называют баварским экспериментатором. Он родился в 1895 году и прожил долгую плодотворную творческую жизнь. Произведения Орфа самобытны и просты, но в то же время величественные и увлекающие. Наиболее известным его творением считается кантата «Кармина Бурана». В своем творчестве композитор пропагандировал симбиоз музыки и театра. Он не хотел, чтобы его музыку относили к чистому оперному жанру.

Большой вклад музыканта заключается не только в его авторском наследии, но и в разработанной педагогической методике. Орф задумывался о воспитании молодежи и делал ставку на развитие творческой стороны личности. Синтез движения, музыки и слова лежал в основе принципа Карла Орфа. Методика «Музыка для детей» предполагает раскрытие творческого потенциала ребенка при помощи импровизации в той или иной сфере.

Композитор предлагал воспитание посредством обучения игре на музыкальных инструментах. Он разработал «элементарное музицирование», объединяя весь процесс общим термином. Музыкант даже подготовил материалы, которые, подвергаясь изменениям, остаются актуальными для совместной импровизации с детьми.

1 Комментарий для "Мелодии и ритмы «Созвездия Орф»"

  1. Просто чудо, что есть среди нас такие творчески увлеченные люди, которых не останавливают трудности, связанные с особенными людьми, помогают им быть равными с нами, вселяют надежду каждому человеку соприкоснуться к музыке и творчеству. Желаю творческих успехов, и больших проектов в будущем Елене Ярославовне в ее благом деле!

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.