7 февраля в региональном парламенте прошло совместное совещание комитетов по социальной политике и по природным ресурсам, природопользованию и экологии с советом Лесного образовательного кластера. Основной темой обсуждения стала подготовка в Коми операторов беспилотных авиационных систем. Эти специалисты сейчас остро востребованы и в лесной отрасли, и в сфере добычи, транспортировки и переработки полезных ископаемых. Активно используют беспилотники МЧС и МВД, кроме того, это дефицитная военно-учетная специальность.
Центр по подготовке операторов беспилотных авиационных систем на базе Сыктывкарского автомеханического техникума открылся в столице Коми 2 октября. Как рассказала на совещании директор учебного заведения Ирина Юрецкая, финансовое обеспечение центра составило около 12,5 миллиона рублей, в основном средства потратили на закупку необходимого оборудования и на программное обеспечение, повышение квалификации преподавателей. Также она продемонстрировала на слайде, какие беспилотные летательные аппараты (БПЛА) используются в образовательном процессе: техника вертолетного и самолетного типов. Стоимость комплекта оборудования, необходимого для обучения одного специалиста, варьируется от 350 до 400 тысяч рублей.
Для отработки навыков операторов предназначено закрытое пространство – специально оснащенный под эти цели спортзал, а также открытое – автодром. В помещении, рассчитанном на двенадцать мест, обучающиеся занимаются конструированием беспилотных систем. Постигают азы этой науки не только студенты (в рамках научной деятельности), но и школьники в возрасте от двенадцати лет. Все необходимое для этого – ручной инструмент, ноутбуки, 3D-принтеры и прочее – в центре есть. Кроме того, есть кабинет на 25 мест (именно столько студентов-бюджетников сейчас и обучаются на операторов беспилотных летательных аппаратов, в следующем учебном году планируется уже 50 бюджетников). Здесь, в частности, осваивают основы управления аппаратами, учатся обрабатывать полученную с их помощью информацию. Процесс обучения не обходится без крушений беспилотников, ведь ими нужно управлять не только в свободном пространстве, но и обходить различные объекты – для этого специально оборудуется полоса препятствий в зале. Так что технику потом приходится оперативно чинить.
– На улице мы сейчас, естественно, летаем только над территорией своего автодрома, на улице Лесопарковой, – рассказала директор техникума.
Срок подготовки по основной образовательной программе – «Эксплуатация беспилотных авиационных систем» – составляет 3 года 10 месяцев. Параллельно запущены программы дополнительного образования для детей и взрослых. По программе для взрослых проходит подготовка, переподготовка и повышение квалификации для сотрудников МВД и МЧС, участников специальной военной операции, сотрудников различных учреждений и предприятий, где в работе используются БПЛА, просто частных лиц. Обучение по таким программам занимает от 40 до 256 часов. Учат не только дистанционному пилотированию, но и обслуживанию, ремонту аппаратов, правильной их транспортировке и хранению, согласованию полетов с различными инстанциями, выполнению требований воздушного законодательства РФ.
Что касается кадрового обеспечения центра, то это штатные преподаватели, прошедшие переподготовку, есть и приглашенный специалист – действующий пилот самолета, инструктор тренажерных устройств «Аэрофлота».
Ирина Юрецкая отметила, что работа центра вызывает большой интерес у различных предприятий, учреждений, работающих в Коми. Сотрудничество с ними для образовательной организации очень важно, поскольку дает возможность студентам, отточившим навыки на простых учебных беспилотниках, попрактиковаться потом со сложными промышленными моделями, имеющимися в распоряжении различных компаний. А такие устройства сейчас много где используются – и для нужд правоохранительных органов, и для инспектирования газовых и нефтяных магистралей, лесов. Правда, сообщила директор техникума, при этом все равно возникают сложности с прохождением производственной практики для будущих операторов БПЛА: у нас нет таких предприятий или организаций, которые были бы готовы взять целую группу, только точечно, по одному-два человека.
– МЧС не с первого раза согласилось принять студентов на производственную практику из-за самого характера их работы: ликвидация аварий, чрезвычайных ситуаций. Переживают за психику студентов, возможно, кому-то станет плохо, испугаются, – добавила Ирина Юрецкая.
Она рассказала и о других проблемах, возникающих при организации обучения. В частности, недостаточно специалистов в этой области (требуется большой опыт работы в авиации). Также в регионе нет организации, которая бы занималась отслеживанием полетов и обеспечивала центр данными, в какое время БПЛА безопасно поднимать в воздух. Отсутствует список компетенций для министерств и ведомств – каким навыкам нужно обучать операторов беспилотников для работы в той или иной организации. И, конечно, техническую базу нужно обновлять систематически и бесконечно, поскольку беспилотники, как уже говорилось выше, постоянно попадают в аварии из-за ошибок в управлении.
В ходе обучения будущие операторы сначала оттачивают умения на виртуальных симуляторах, но, когда начинают управлять аппаратом в реальности, без поломок все равно не обходится. Особенно когда речь идет о контрактниках: если бюджетников можно подольше «погонять» в виртуальной реальности, то у тех, кто проходит подготовку на коммерческой основе, учебных часов меньше, так что джойстики для управления настоящими аппаратами в руки им попадают быстрее. А стоят БПЛА дорого. Особенно импортные, промышленного типа, импортозамещение на российские модели пока идет проблематично.
Депутат Надежда Дорофеева спросила, какие средства заложены на обновление технической базы – запчасти и прочие расходники для летательных аппаратов. Оказалось – не менее 30 процентов от сметы на программу подготовки. Заместитель министра образования и науки Коми Максим Ганов сообщил, что с ремонтом техники, ее совершенствованием техникуму помогает «Кванториум», но не на плановой основе, а по обращениям.
Имеются вопросы по подготовке операторов для целей СВО. Есть взрослые люди, которые желают приобрести эту специальность, чтобы потом пойти служить, но они не хотят платить за обучение.
На совещании выступил также ректор Ухтинского государственного технического университета Руслан Агиней. Он сообщил, что в вузе открыто дополнительное направление подготовки, где учат на операторов БПЛА. Также в отдельном помещении организована мастерская по сбору беспилотников.
Проректор Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина Владимир Миронов напомнил, что в вузе работу по обсуждаемому направлению начали вести почти десять лет назад, были подготовлены образовательные программы для колледжа, работающего при СГУ, выпущены специалисты, востребованные в народном хозяйстве. Университет заинтересован продолжать деятельность в этой сфере.
Депутат Валентина Жиделева подчеркнула, что в организации работы по этому направлению важна системность: чтобы год от года не «прыгали» цифры набора – то есть средства, то нет, то в группу пять человек набирается, то 25. Государственный заказ на подобные специальности должен быть четким. Если есть опасность перенасыщения рынка специалистами, могут быть и не постоянные наборы, но с выверенной периодичностью.
– Мы впервые, кажется, обсуждаем эту тему. Интересная новая специальность, новое направление. Но я бы подготовку рассматривала шире. Не просто операторов беспилотных летательных аппаратов, а беспилотных систем вообще, – заявила Валентина Жиделева, напомнив, что дистанционно управляемая техника сейчас все активнее внедряется в самых разных сферах – от промышленных предприятий до служб такси. Кроме того, нужны специалисты, которые могут не просто управлять беспилотной техникой и чинить ее, но и писать под нее программы. Если в регионе появятся такие профессионалы, это уже будет совершенно новый, более высокий уровень развития в этом направлении.
Опытом создания научно-производственного центра по беспилотной авиации поделился гость из другого региона – начальник департамента образования Томской области Юрий Калинюк. Начальник отдела информационного обеспечения Сыктывкарского лесного института Николай Бушманов рассказал о работе киберспортивного клуба «Время летать». По его мнению, подобные клубы по интересам могут привлекать молодежь идти учиться на операторов БПЛА, и для разработки образовательных программ для учебных заведений это тоже большое подспорье. Кстати, как оказалось, у этого направления киберспорта в Коми немало поклонников, есть и свои звезды, известные за пределами региона. Подобному проекту было посвящено выступление председателя регионального отделения «Движения Первых» Андрея Безносикова.
Анна ПОТЕХИНА
Фото Ярослава СЕВРУКА и gsrk.ru
Оставьте первый комментарий для "Авиация с джойстиком"