Вопрос о предоставлении предпринимателям готовых площадок для открытия бизнеса обсудили в Госсовете Коми на совещании, посвященном развитию туризма в регионе. Проблема в том, что, несмотря на огромные территории республики, найти подходящий участок с необходимой инфраструктурой – из разряда фантастики.
Проблему поднял предприниматель Алексей Гарштя, руководитель фирмы «Керка», занимающейся строительством бревенчатых домов в России и за рубежом. В 2022 году вместе с коллегами он решил заняться дополнительным направлением в бизнесе – организовать глэмпинг. Так называют современную разновидность кемпинга, где посетители вместо привычных палаток живут в комфортабельных «шатрах», иногда – деревянных домиках.
– Мы нашли бизнес-модель, просчитали ее, но возникли проблемы. Первая – земельный участок. Мы проделали путь длиною в год для того, чтобы получить участок внутри муниципалитета. В Сыктывкаре есть зоны, выделенные для рекреаций, но они абсолютно неподготовленные инженерно и логистически. Красная гора, например. Нужно потратить двадцать миллионов рублей на дорогу и два миллиона на электричество, чтобы зайти туда с таким проектом. Надо отдать должное главному архитектору города, помог найти нормальный участок. Заходим и сталкиваемся с другой проблемой, которую я понимаю чисто по-человечески: местные жители очень не рады такому соседству, – рассказал Алексей Гарштя.
Из-за большого общественного резонанса работы по организации глэмпинга в районе Верхней Максаковки по решению администрации города приостановили, предприниматели демонтировали столбики, установленные для строительства ограждения. В итоге время и средства потрачены зря?
– Наверное, нужно было брать участок не в муниципалитете, а за периметром, – говорит руководитель «Керки». – Но если сейчас мы посмотрим, проанализируем имеющиеся территории, то увидим: несмотря на то, что республика гигантская, плотность заселения низкая, найти подходящий для реализации такого проекта участок, например, в 40-минутной доступности от города это задача нетривиальная. Надо, чтобы была дорога, линия электропередачи. Мы смотрим сейчас различные альтернативы, чтобы в этой истории с глэмпингом уйти от негатива со стороны соседей. Большая проблема для тех, кто хочет войти эту индустрию, – найти земельный участок.
Алексей Гарштя отметил, что было бы большим подспорьем, если бы правительство региона заранее подбирало участки, подходящие под такие виды деятельности, и предлагало их предпринимателям. Потому что иначе бизнесу может понадобиться год и более.
– И будет ли при этом результат? – задал риторический вопрос депутат, председатель бюджетного комитета Госсовета Коми Степан Чураков.
– Да, если предпринимателю ждать год, он может просто развернуться и уйти. Нужно ускорение в рамках законодательства, чтобы земельные участки можно было быстро находить, выделять, – добавил бизнесмен.
Спикер регионального парламента Сергей Усачёв предложил обратить внимание на зарубежный опыт. В ряде стран правительство фактически создает бизнес под ключ, а потом предлагает его выкупить бизнесменам. Таким образом, никаких проволочек с запуском предприятия не бывает: заплатил – работай.
– А у нас бизнес – это просто подвиг, не знаешь, выживешь ты там или погибнешь, – высказался Сергей Усачёв. – Модель взаимоотношений органов власти и бизнеса нуждается в перезагрузке. И речь идет даже не о льготах и преференциях, а о гарантиях успеха. Люди, решившие открыть свое дело, должны иметь четкое представление о существующем рынке, понимать потенциальных потребителей и владеть аналитической информацией, которая поможет им в успешной реализации их идей. Министерство экономического развития может помочь им в этом, создав соответствующие условия и указав нужное направление.
Спикера поддержал и депутат Владимир Жариков, сообщив, что он знает о случаях, когда, к примеру, создавались кафе, чтобы их потом мог купить предприниматель.
– Надо потенциальные площадки разрабатывать! Чтобы у людей не уходило два года, чтобы они свой первый глэмпинг поставили наконец, вот о чем идет речь-то! Рано или поздно бизнес к нам придет, люди готовы вкладываться в нашу республику, – заявил он.
Заместитель председателя правительства Коми – министр экономического развития, промышленности и транспорта Евгений Пономаренко, однако, не вполне согласился с таким предложением. Да, министерство должно активно вовлекать население в предпринимательство. Но чиновник не может точно определить, понравится тот или иной участок бизнесмену, если его выбрать, подготовить.
– То есть мы внесем его в генплан, проведем слушания, все остальное сделаем. И вот у нас есть «витрина» проектов. А потом у меня будут спрашивать: зачем именно эти участки выбрали? – пояснил министр.
По его мнению, инициатива должна исходить от предпринимателя. А министерство подключится к работе в ходе воплощения идеи в жизнь, поможет решить вопросы с минприроды, например.
Сергей Усачёв ответил, что идеи, концепции, которые могут предлагать предприниматели, бывают и ошибочные, так что им нужно обязательно своевременно «сверять часы» с органами власти. Энтузиасты могут видеть структуру будущего бизнеса, потенциального потребителя товаров или услуг, но не всегда могут проанализировать риски – вот этим и должно заниматься министерство.
– Необходимо предоставить условия для организации бизнеса – пусть люди выбирают, – подчеркнул председатель Госсовета Коми.
Руководитель туристического центра «Счастливая жизнь» Инга Усачёва добавила, что в Коми нужно решать вопрос с подготовкой специалистов в сфере туризма.
– Нам очень не хватает профессионалов, которые понимают, что такое сервис, что такое прием гостей, как сориентироваться на месте. Я специально пошла в СГУ преподавать для того, чтобы взращивать кадры. Но взращенные, если они «звезды» в этом деле, в большинстве своем уезжают из республики. А если не звезды, то и толку нет.
Также на совещании обсудили тему развития внутреннего туризма. Степан Чураков предложил обратить внимание не на гостей из-за пределов Коми, а на тех, кто в ней живет. По его мнению, большинство сыктывкарцев в жизни дальше Ухты не бывали.
– Когда мы говорим про внутренний туризм, мы возвращаемся к тому, что должна быть инфраструктура. И как бы печально ни звучало, у нас туристическая инфраструктура отсутствует. Извините за подробности, у нас туалетов нет вдоль дорог, ну невозможно в современных условиях ходить за кустик, – рассказал Евгений Пономаренко, пояснив, что с прошлого года министерство как раз начало работу, направленную именно на развитие внутреннего туризма.
Инга Усачёва добавила, что жители Коми охотно ездят, например, в туры выходного дня. Но большой минус в их организации – цены на перевозку. Заплатишь за автобус, и доход от организации тура – фактически нулевой. А если цены повысить – желающих меньше, пенсионерам, которые любят ездить по республике в короткие туры, уже не по карману.
Анна ПОТЕХИНА
Фото gsrk.ru и Купавы ВОЛКОВОЙ
Оставьте первый комментарий для "Турпроект под ключ"