Управа на агрессоров

Лучший способ борьбы со школьным буллингом – профилактика, считают специалисты

В декабре 2023 года спикер Госдумы РФ Вячеслав Володин инициировал разработку закона по борьбе со школьной травлей. Позже председатель комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Перминова предложила разработать комплекс мер по противодействию школьной травле. Это произошло после печальных событий в брянской гимназии, где восьмиклассница, над которой издевались одноклассники, устроила стрельбу. В числе прочего предлагается штрафовать родителей, чьи дети занимаются буллингом. Законопроект перед его рассмотрением в Госдуме вынесут на общественное обсуждение.

Есть ли буллинг в школах Сыктывкара, разбирались участники прямой линии, организованной в Общественной приемной Главы РК.

Как отметила старший инспектор отдела по делам несовершеннолетних УМВД России по Сыктывкару Светлана Томме, проблема заключается в том, что уголовной ответственности конкретно за травлю не предусмотрено, и никаких новых статей, касающихся буллинга, в Уголовном кодексе пока не появилось. В Кодексе РФ об административных правонарушениях есть статьи об оскорблении достоинства и порче имущества, но буллинг не всегда подходит под эти понятия. В законе о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних нет категории «буллер». Поэтому сложно поставить преследователя на учет.

– С юридической точки зрения буллинга в школах Сыктывкара нет, – констатировала, отвечая на вопрос журналиста «Республики», Светлана Томме, при этом уточнив: – Нет специального закона, а не буллинга как факта жестокого обращения. Мы не можем квалифицировать травлю ни по какой статье, поскольку сейчас в УК нет такой ответственности. Если бы был законодательно закреплен состав участников – кто является субъектом и объектом буллинга, мы могли бы его квалифицировать. Сейчас мы этого не можем, поэтому нет статистики.

Тем не менее конфликтные ситуации в школах случаются. Там, где произошли инциденты, проводятся дополнительные профилактические мероприятия. Есть дети с девиантным поведением, которые целенаправленно совершают правонарушения, с ними правоохранители проводят индивидуальную работу.

о том, что такое буллинг, и о проводимой большой работе по его профилактике в школах столицы республики подробно рассказала заместитель директора Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Светлана Мокрецова:

– Буллинг (травля) – систематическое насилие, которое совершает человек или группа лиц в отношении другого человека, причиняя физическую боль или психологический дискомфорт. Есть два основных вида травли. Психологическая – насмешки, угрозы, клевета, изоляция, бойкот, в том числе и кибербуллинг, когда жертве на телефон и через соцсети приходят угрожающие сообщения, угрозы, оскорбительные комментарии. Физическая форма – умышленные толчки, удары, побои, причинение телесных повреждений, повреждение и уничтожение личного имущества жертвы, иногда даже использование оружия против человека.

Главное отличие буллинга от простых конфликтов, как подчеркнула специалист, – намеренное, умышленное и систематическое причинение физического и эмоционального вреда.

– Так или иначе, каждый из нас знаком с этим явлением, – продолжила Светлана Мокрецова. – Кто-то наблюдал со стороны, кто-то сам являлся агрессором, а кто-то был жертвой. У агрессора есть своя поддерживающая группа, у жертв – своя. Агрессора поддерживают последователи, одобряющие и пассивно одобряющие. Жертв поддерживают защитники. Буллинг страшен тем, что остаться в стороне никогда не получится. Каждый член коллектива, где кого-то травят, займет определенную позицию.

Специалист отметила, что родителям и законным представителям ребенка следует насторожиться, если они заметят хотя бы один из ниже перечисленных факторов.

– Во-первых, это нежелание ребенка идти в школу. Во-вторых, нежелание разговаривать о школе, ребенок перестает рассказывать о школьной жизни, на вопросы отвечает неохотно или вовсе отмалчивается. В-третьих, снижение успеваемости, особенно если раньше проблем с этим у школьника не было. Как правило, подростки не способны думать об учебе, когда их ежедневно в классе подвергают травле. Следующий признак – заниженная самооценка ребенка, он считает, что заслуживает такого отношения к себе. И, наконец, суицидальные мысли у подростка. Это то, на что необходимо обратить внимание, – перечислила Светлана Мокрецова.

Психолог также дала советы подросткам, подвергшимся травле:

– Необходимо, во-первых, сохранять спокойствие и не терять самообладание. Понятно, что сделать это очень трудно, но самое главное – это не вестись на провокацию. Ведь зачастую обидчикам нет никакого дела до внешнего вида жертвы или его личных качеств, им хочется просто получить удовольствие от того, что они обидели человека, и от своей власти над этим человеком. Если не будет реакции, скорее всего, им будет неинтересно над ним издеваться. И, во-вторых, нельзя замалчивать ситуацию, надо рассказать об этом взрослым. Если среди родных нет человека, которому подросток доверяет, в таком случае нужно обратиться к классному руководителю, педагогу. Самое главное – объяснить ребенку, что рассказ о травле – это не ябедничество, а защита его прав.

Хотя, как уже было сказано, пока в законодательстве нет статей, касающихся буллинга, предусмотрена ответственность за физические и психологические действия, наносящие человеку вред и ущерб. Так, в Уголовном кодексе РФ статьи 111, 112, 115, 116 предусматривают наказание за умышленное причинение вреда здоровью той или иной степени тяжести. Статья 6.1.1 в Кодексе об административных правонарушениях – ответственность за побои, статья 167 Уголовного кодекса – за повреждение и уничтожение чужого имущества. За распространение заведомо ложных сведений, порочащих человека, наказание предусмотрено статьей 128 КоАП РФ; за оскорбления – статьей 5.61 КоАП РФ; за истязание, причинение физических и психических страданий – статьей 117 УК РФ. 110 статья УК РФ пре-дусматривает наказание за доведение лица до самоубийства и до покушения на самоубийство.

Ответственность во всех этих случаях наступает с 16 лет. Если у виновников противоправных деяний возраст ответственности еще не наступил, такие подростки по решению суда могут быть помещены в центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей сроком до 30 суток.

– Если классному руководителю стало известно о подростковом буллинге, он должен проинформировать администрацию образовательного учреждения, сообщить родителям ученика, подвергшегося травле, поддержать ребенка. Объяснить детям, привести такие примеры, чтобы каждый мог почувствовать себя в разных ролях – обидчика и жертвы, привлечь авторитетного союзника, который может поговорить с классом, с родителями, обратиться за помощью к специалистам, – отметила Светлана Мокрецова. – Те ситуации, которые происходят, мы разбираем с учащимися. Во всех школах проводятся профилактические занятия с детьми, родителями, педагогами. В 2023 году участие в мероприятиях приняли более 18 тысяч человек.

Начальник отдела воспитания, дополнительного образования и молодежной политики управления образования администрации Сыктывкара Татьяна Меньшикова рассказала, что в школах города появилась «Почта доверия»:

– Дети, которые знают о фактах буллинга, зачастую боятся донести эту информацию до взрослых, предполагая, что сверстники будут считать их предателями, стукачами. А «Почта доверия» позволяет анонимно сообщить о травле не только ребенку, который является жертвой, но и свидетелям ситуации, если в силу различных обстоятельств они не могут или не хотят раскрыть свое имя, чтобы проинформировать взрослых. И в каждой школе размещена информация о телефонах доверия.

При этом выяснилось, что факты жестокого обращения фиксируются сейчас даже в начальных классах.

– В первом классе вряд ли такие действия являются преднамеренными в силу возраста и поведенческих особенностей детей. Но все факты мы отрабатываем. Зачастую благодаря специалистам центра психологической помощи и с помощью служб медиации (службы примирения), которые есть во всех школах, удается разрешать конфликты на ранних стадиях. Сейчас мы апробируем варианты, чтобы в службы медиации входили не только взрослые, социальные педагоги, но и дети. Таким образом они учатся разрешать конфликтные ситуации, – отметила представитель управления образования.

По признанию Татьяны Меньшиковой, ей приходится разбираться в довольно нестандартных ситуациях. Например, ребенок не является жертвой, но в силу психических особенностей преподносит родителям себя как жертву.

– Школьница утверждает, что одноклассник ее постоянно «достает», а проблема на самом деле в другом: девочка влюблена в мальчика, он ее игнорирует, а она таким образом пытается обратить на себя внимание. И бедный парнишка боится идти в школу: его постоянно вызывают «на ковер», но выясняется, что он ее не трогал, сидел на задней парте. Девочка же преподносит дома ситуацию по-иному, потому что в итоге их вместе вызывают на разбирательства, и она может дополнительно побыть рядом с этим мальчиком. Каждую ситуацию нужно рассматривать отдельно, расследовать, потому что факты не всегда подтверждаются.

Светлана Томме привела аналогичный пример. В инспекцию по делам несовершеннолетних обращались родители, заявляя, что весь класс настроен против их ребенка, его оскорбляют, в его адрес идут издевки, никто не хочет с ним сидеть за одной партой. Однако в ходе проверок выясняется, что такого факта не было.

– Да, бывают ситуации, когда каждая сторона выдвигает свою версию происходящего. Действительно, кто-то кого-то оскорбил, но сделал это потому, что другой тоже какие-то действия предпринял, а не так просто.

Журналисты спросили у специалистов, как они относятся к тому, что некоторые родители разрешают своим детям смотреть нашумевший сериал «Слово пацана» и были ли в школах Сыктывкара случаи подражания героям сериала?

– На сегодня установлено возрастное ограничение на просмотр этого сериала 16+. Дети младше этого возраста смотреть фильм не должны. Но есть дети, чуть ли не первоклассники, которые его смотрят. Школьники уже начинают использовать «пацанские» термины. Нужно понимать, что дети младшего возраста не могут правильно оценить ситуацию, проанализировать, что хорошо, а что плохо, и в любом случае требуются разъяснения родителей. Если те действительно по ходу фильма разъясняют и комментируют происходящее, то тогда в этом есть смысл, иначе вообще не стоит допускать ребенка до просмотра. К счастью, подростковые группировки у нас не собираются, никакого всплеска агрессии после просмотра сериала в настоящее время нет. Но подражания после любого резонансного фильма всегда появляются, – резюмировала Светлана Томме.

Галина ВЛАДИС

Фото из открытых источников

Оставьте первый комментарий для "Управа на агрессоров"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.