Праздничный Усть-Сысольск, праздничный Сыктывкар

Отгремели новогодние и рождественские торжества, пришла пора вспомнить, какие еще праздники отмечали наши земляки. Именно этой теме была посвящена очередная экскурсия в рамках проекта «Пешком по Усть-Сысольску». Поскольку празднества постсоветских времен еще свежи в памяти многих, свой рассказ гиды посвятили событиям более давним – от древности до 80-х годов XX века.

Поминовение, колядование и свадьбы с приданым

Все начиналось с языческих обрядов, многие из которых затем плавно перекочевали в христианские и дожили до наших дней. К примеру, празднование Троицы напрямую связано с дохристианским обрядом поминовения усопших, когда люди съезжались на кладбище и собирались возле могилы самого старшего представителя своего рода. Обряд проводили в день летнего солнцестояния. На могилу предков выкладывали угощение и пировали сами. Эта традиция сохранилась у коми до сей поры.

В честь Троицы в Усть-Сысольске был возведен Троицкий собор, стоявший на месте нынешнего стадиона в Кировском парке. Долгое время храм был местом проведения всех важных празднеств в городе. Например, накануне Рождества Христова у собора собирались люди с мешками и отправлялись на колядование. Праздничная процессия несла самодельный круг с нарисованной Вифлеемской звездой и свечой в центре. Как известно, обряд колядования состоял из обмена дарами: колядующие в песенной форме «дарили» крестьянскому дому благополучие и удачу на весь год, а хозяева угощали пирогами и прочими сладостями. Если же кто-то жадничал, ряженые могли в песнях напророчить скряге всяческие несчастья.

Шумно, в буквальном смысле этого слова, проходили в зырянской столице свадьбы. В конце XIX века население Усть-Сысольска составляло всего 5 тысяч человек, и все жители знали: если слышны стрельба и крики – значит, по направлению к Троицкому собору двигается свадебный кортеж. Считалось, что вопли и стрельба из ружей в воздух отгоняют от молодоженов злых духов.

Близ Троицкого собора собирались представительницы очень важной для проведения обрядов «профессии» – плакальщицы. Эти женщины пользовались большим уважением, ведь без них нельзя было обойтись ни на свадьбе, ни на похоронах.

Еще одна неотъемлемая составляющая свадеб – приданое и выкуп. У южных и центральных зырян была традиция готовить приданое невесте, у северных коми, наоборот, жених должен был заплатить за невесту калым. У западных же зырян – на Удоре и Вашке – существовала традиция красть невесту.

С песнями по улице Спасской

Первая публичная акция в Усть-Сысольске была организована политическими ссыльными. На 5 тысяч населения города приходилось 78 ссыльных социал-революционеров, высланных в основном из Ростова. Естественно, что всех их местный исправник знал в лицо. Самые активные из ссыльных – 37 человек – 24 июня 1906 года двинулись с революционными песнями по улице Спасской (ныне это улица Советская) и дошли до полицейского управления, где их встретил исправник. Страж порядка остановил толпу и приказал разойтись. Участники акции немного повозмущались и разошлись.

Исправник же не мог оставить учиненное «безобразие» без внимания, «вычислил» зачинщиков и направил своему начальству в Вологду письмо с предложением сослать «бунтовщиков» еще дальше на север. Каким-то образом об этом письме стало известно участникам публичной акции, и утром 26 июня к полицейскому управлению подошли уже не 37, а 55 поднадзорных. С криками: «Что ж ты делаешь, гад?!» – они попытались ворваться в помещение, чтобы разобраться с жандармом. Тот заперся в управе, выставив перед дверью охранника с винтовкой, и предложил прислать для переговоров делегатов. Ссыльные выбрали двоих товарищей, которые были пропущены в управу и озвучили требования: никого не высылать из города и не запрещать подобные шествия. На что исправник им отвечал: «Все, что по закону, буду делать, а все, что не по закону, не буду делать».

Другим заметным праздничным событием дореволюционного времени стало отмечавшееся в 1913 году трехсотлетие царского дома Романовых. В Усть-Сысольске в честь юбилея было организовано торжественное шествие инвалидной команды (бывшие военные с ружьями промаршировали по центральным улицам города) и двух полков, состоявших из гимназистов и учащихся училищ. Парад прошел на фоне земской управы, нарядно украшенной электрическими огнями. А еще в честь праздника был дан залп из пушек.

Первая годовщина революции

В постперестроечное время у историков появилась возможность рассказать, как на самом деле в 1918 году в Усть-Сысольске происходило празднование первой годовщины Октябрьской революции. Прежде об этом предпочитали не упоминать.

Начиналось все очень красиво. Торжества стартовали утром 7 ноября (25 октября) 1918 года на бывшей Базарной площади, которую специально созданная комиссия по празднованию первой годовщины революции уже успела переименовать в Народную. Для собравшихся трудящихся оркестр играл «Интернационал», «Марсельезу» и прочие революционные марши. Председатель Коми исполкома Василий Осипов с трибуны поздравил народ с великим праздником. Затем участники митинга прошествовали по центральным улицам города, останавливаясь возле советских учреждений и провозглашая тосты, правда, без выпивки, потому что действовал сухой закон. Вечером показали спектакль, для молодежи организовали танцы.

Тем же вечером местная элита – партийная верхушка, чекисты и руководство исполкома пожелали отметить праздник с выпивкой, добыть которую в условиях сухого закона было сложно, но не невозможно. Для этих целей участники пирушки реквизировали из аптеки три бидона и 27 литров спирта – по литру на брата, учитывая, что в попойке участвовали 27 человек. Праздновали в бывшем торговом доме купцов Кузьбожевых. Двух подвыпивших начальников, захотевших прогуляться, задержал патруль красноармейцев, но выскочившие на подмогу собутыльники с револьверами освободили своих товарищей.

Так о пьянке стало известно всем красноармейцам, которые были возмущены до крайности – но не тем, что начальство нарушило сухой закон, а тем, что не поделилось с ними. Оказывается, красноармейцам было обещано выдать спирт, если победит Германская революция. А тут как раз пришла новость, что в городе Киль провозглашена советская власть.

Митинговать солдаты собрались в клубе «Звезда». Сюда очень скоро в сопровождении подчиненных прибыл глава местного ЧК Ляпунов и объявил собрание белогвардейским. Несколько человек тут же посадили в тюрьму.

Конфликт чуть не перерос в настоящую гражданскую войну с дракой и перестрелкой во время проведения общего собрания. В итоге трезвые и злые красноармейцы одолели пьяную компанию. Инициаторы «празднования» – председатель уездной чрезвычайной комиссии Михаил Ляпунов, председатель уездисполкома Василий Осипов, председатель Усть-Сысольского комитета РКП(б) Василий Чуистов и другие участники пьяной пирушки были сняты с должностей и отданы под трибунал. Их препроводили в Великий Устюг, где должны были расстрелять. Но отходчивый коми народ попросил смягчить наказание, поэтому расстрел заменили тремя годами лишения свободы условно и отправили провинившихся на фронт, откуда многие вернулись и вновь заняли руководящие посты.

Юбилеи республики

Автономию Коми край обрел в 1921 году, решение было принято 5 мая. Позже дату перенесли на 22 августа, когда был подписан соответствующий указ. 5 декабря 1936 года АО Коми (зырян) была преобразована в Коми АССР. Пышные празднества в честь этого события стали устраивать каждые пять и десять лет.

Первый юбилей отметили скромно: провели спартакиаду да слегка обустроили центральные улицы, посыпав их гравием. А главной шокирующей новостью в дни юбилея стало предложение перенести столицу Коми края из Усть-Сысольска в Усть-Кулом. К счастью, все закончилось исключительно словесными баталиями на страницах газеты «Югыд туй».

Еще через пять лет празднование получилось более масштабным. 5 мая и 22 августа 1931 года были объявлены дополнительными выходными. В августе на площади Революции пять дней длилось гулянье с митингами и манифестациями, открылась местная ВДНХ, прошли олимпиады, военный парад, тожественные собрания в трудовых коллективах, даже состоялось собрание домохозяек. Выдающихся партийцев, деятелей культуры и передовиков наградили. В их числе, например, был основоположник коми театра Виктор Савин, которому вручили почетную грамоту и часы.

Каждый юбилей республики имел какую-то изюминку, но наиболее подробно участникам экскурсии рассказали о праздновании 60-летия Коми. Тогда, в 1981 году, в Сыктывкаре высадился настоящий звездный десант: Александр Масляков, Геннадий Хазанов, Геннадий Белов, Надежда Чепрага, Леонид Серебренников, оркестр Юрия Силантьева.

О закулисье советского шоу-бизнеса экскурсантам поведал Игорь Бобраков, которому довелось принимать непосредственное участие в организации праздника. Ему как молодому специалисту было поручено встречать артистов в аэропорту, устраивать их в гостинице, сопровождать и выполнять все их просьбы.

Масштабный концерт был устроен на республиканском стадионе, рядом с гостиницей «Центральная», в которой поселили звездных гостей. Пародисту Геннадию Хазанову выделили номер люкс на первом этаже. К каждому артисту была прикреплена черная «Волга», но вместо Хазанова транспортом активно пользовался его арт-директор, колесивший по городу в поисках дефицита.

Впрочем, «Волга» пригодилась и самому Хазанову, потому что пройти 50 метров пешком до стадиона популярному артисту было просто невозможно. Стоило ему оказаться среди людей, как на него тут же набрасывались поклонники с просьбой об автографе.

Своей властностью принимающую сторону впечатлила супруга выдающегося дирижера Юрия Силантьева. Все бытовые вопросы она решала в безапелляционном приказном порядке, и никто не смел ее ослушаться.

Выступления певцов и оркестра на стадионе шли под фонограмму, поэтому музыканты особо не напрягались: кто-то едва водил смычком по скрипке или слегка надувал щеки, делая вид, что играет на саксофоне или тромбоне, иные и этого не делали. А вот Силантьев дирижировал так, будто оркестр играл вживую.

Популярнейший в то время, а ныне почти забытый певец Геннадий Белов прибыл вместе с исполнительницей русских песен Александрой Стрельченко и тремя ее музыкантами. Держался Белов так, будто он не эстрадная звезда, а все еще мастер текстильного комбината, где он трудился до начала певческой карьеры. На концерт в музтеатре он, не дожидаясь «Волги», отправился пешком, перекинув через плечо сценический костюм.

Во время концерта на стадионе произошла накладка. Объявили Белова, певец побежал по полю, но фонограмму песни «Травы, травы» врубили раньше времени. Пришлось ему на бегу открывать рот, изображая пение. Позже он признался сопровождающему, что ненавидит петь «под фанеру».

Галина ВЛАДИС

Фото из открытых источников

Оставьте первый комментарий для "Праздничный Усть-Сысольск, праздничный Сыктывкар"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.