Ольга Козак: «Главное – не пропустить опасные природные явления»

13 января 1872 года в России начала работу служба погоды, она выпускала ежедневный прогноз. В Усть-Сысольске метеостанция была открыта в 1817 году, однако таблицы наблюдений в Гидрометцентре имеются с 1889 года. В 1932 году в Сыктывкаре заработало «Бюро оповещений о предстоящей погоде», а с 1948 года – метеорологическое бюро III разряда, которое приступило к составлению прогнозов погоды. Служба еще несколько раз преобразовывалась и переименовывалась, и сейчас информацией о погоде и прогнозами жителей республики снабжает Центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Коми. О тенденциях и происходящих изменениях погоды мы поговорили с начальником отдела гидрометеорологического обеспечения отрасли экономики Коми ЦГМС Ольгой Козак.

– Действительно ли территорию республики затронуло глобальное потепление, о котором так беспокоятся экологи? Судя по низким температурам в новогодние праздники, этого не скажешь.

– Тем не менее это так – температура стала выше, особенно в зимние месяцы. Особенность глобального потепления на территории Коми, как показывают исследования, в том, что наибольшее потепление произошло в северных районах республики, а к югу повышение температуры уменьшается. В крайних южных районах изменения температуры почти не произошло. Повышение главным образом наблюдается в зимний период, летом – только в северной части республики.

Если характеризовать год в целом и посмотреть на среднегодовую температуру, то, конечно, наибольшие отклонения от нормы наблюдаются на крайнем северо-востоке. В Заполярье аномалия проявляется значительнее и затрагивает главным образом январь, февраль, май, июнь и октябрь. За последние 30 лет среднемесячная температура повысилась на 2-3 градуса, это много.

– То, что в начале января в Сыктывкаре было холоднее, чем в Воркуте, видимо, тоже следствие глобального потепления? В чем причина такого природного парадокса?

– Наши южные территории находились в зоне сибирского антициклона, а высокое давление и ясная погода способствуют выхолаживанию, понижению температуры, особенно в ночное время. На севере же царствовал циклон, в Воркуте наблюдалось усиление ветра, были метели, которые сдерживали похолодание. Сейчас на крайнем северо-востоке снова свирепствуют морозы.

– Какие еще аномалии зафиксированы нынешней зимой?

– Про всю зиму еще рано говорить, но декабрь действительно выдался аномальным во всех отношениях. Начался он с сильных морозов, сменившихся оттепелью, потепление дошло до Воркуты. Январь, как и в прошлом году, тоже начался с аномальных морозов, которые пришлись на новогодние каникулы. Но синоптическая ситуация все же отличается. Если в прошлом году сразу пошли циклоны, температура повышалась до оттепели и в среднем температура воздуха в январе оказалась выше нормы, то в нынешнем январе мы такого тепла не ждем.

Прогноз показывает, что и вторая декада месяца будет морозной, преимущественно на крайнем северо-востоке. До сих пор аномально холодная погода затрагивала южные и центральные районы республики, а северо-восточная окраина находилась под влиянием циклонов, и там было значительно теплее, чем на юге Коми.

– Аномалии – это то, что отличается от нормы. А что является нормой?

– Норма просчитывается по результатам многолетних наблюдений, это средние погодные показатели за последние 30 лет. Такие данные нам присылает Росгидромет. По ним видно, на какие периоды чаще приходилось потепление, на какие – похолодание. Разница в 10 градусов и более уже считается отклонением от нормы. Сейчас именно такая ситуация: стоит аномально холодная погода, среднесуточная температура ниже нормы на 10 градусов.

Для работы мы сегодня используем показатели за 1961-1990 годы, 1971-2000 и основной период – 1991-2020 годы. И что мы видим? За последние 30 лет зимние месяцы, а именно декабрь, январь, стали теплее, температура воздуха фиксируется выше нормы. Допустим, в Сыктывкаре в декабре норма – минус 11 градусов. А в Воркуте стал теплее февраль. Аномалия от нормы в сторону повышения составила 3 градуса.

Теплая Атлантика посылает циклоны, смягчающие холода. Но есть еще один фактор. Средние данные высчитываются по показателям метеорологических станций. Наша сыктывкарская станция оказалась в черте города, так что, безусловно, сказывается эффект близости города, где температура воздуха всегда выше. Здесь, конечно, прохладнее, чем в центре города, но теплее, чем в районе аэропорта. Там датчики метеорологической станции показывают другие данные, перепады могут составлять 4 и даже 8 градусов.

– Смещаются не только температурные показатели, но и годовые сезоны. Например, осень наступает позже обычного. Это тенденция или временное явление?

– Это тенденция: зима становится короче, весна наступает раньше. Последний осенний месяц стал более капризным. На волне холода, который случается в третьей декаде октября, реки замерзают, но потом оттаивают благодаря теплу, которое отдают океаны. В результате в ноябре происходят весенние процессы, а в середине месяца холода возвращаются.

В 2023 году весна наступила в третьей декаде марта. И, как правило, ранняя весна оборачивается капризным летом: сначала приходит тепло, а потом – заморозки. В первой половине июня заморозки для республики – нормальное явление. Они в Коми могут случаться в каждом летнем месяце, хотя и крайне редко.

– Какие температурные рекорды отмечались за время наблюдений на территории Коми?

– Экстремальным для республики был 1973 год. В Сыктывкаре 30 января столбик термометра опускался до минус 46,6 градуса, в Печоре 28 января – до минус 54,7. Самая студеная новогодняя ночь выдалась в 1978 году: с вечера в Сыктывкаре было минус 46, в Ухте – минус 49, в Троицко-Печорске – минус 51 градус.

А самой теплой оказалась новогодняя ночь в 1995 году: в Печоре и Сыктывкаре шел дождь, термометр показывал плюс 2 градуса.

– Есть в Коми места, которые можно назвать «пиком холода»?

– Да, конечно. Это северо-восточная окраина нашей республики, север Вуктыльского района, где находится метеорологическая станция Ущуга. Там каждую зиму фиксируются экстремально низкие температуры.

– Сколько всего метеостанций в республике?

– Порядка 30, в некоторых районах по две станции. Конечно, наша служба претерпела оптимизацию, было закрыто много станций, но в то же время мы сейчас устанавливаем автоматизированные метеорологические станции, которые фиксируют температуры и выводят их на мониторы компьютеров. Что, безусловно, очень облегчает работу, можно быстро собрать информацию с сети станций. Но это никоим образом не отменяет повседневные действия метеоролога: надо измерить количество осадков, вести непрерывное наблюдение за явлениями погоды – когда начался снегопад, когда он закончился, интенсивность осадков и так далее. Точная фиксация очень важна.

В целом методика измерений и вычислений остается неизменной. Самое важное – это качество наблюдений.

– Как часто снимаются показания?

– Восемь раз в сутки, каждые три часа. В одно и то же время по всей стране на 10 тысячах станций метеорологи синхронно снимают показания, чтобы можно было их сопоставить.

– Вопрос дилетанта: прогноз погоды – это сложная математическая задача, использование каких-то формул, методик или достаточно опираться на многолетние наблюдения?

– Прогноз погоды – очень сложный непрерывный процесс. В основе каждого прогноза метеорологические фактические данные с каждой станции, которые передаются в региональные центры погоды – в Москву, Новосибирск и Хабаровск. И далее применяются сложные математические формулы. Мы должны все учесть – данные с земной поверхности, океана и атмосферы. Чем долговременнее мы хотим составить прогноз, тем выше в космос должны проникнуть. Погода меняется, а вместе с ней прогноз, он не может быть неизменным. Случается, что прогноз сильно отличается от факта. Свежий пример: перед Новым годом мы прогнозировали в столице республики экстремально низкие температуры – до минус 30 градусов, но близ Сыктывкара образовался циклон, и температура удерживалась до минус 20 градусов, то есть разница составила 10 градусов. Мы по этому поводу сильно переживали.

– Выяснили причину такого расхождения?

– Все математические модели прогнозировали морозы, и фактически повсеместно наблюдались экстремально низкие температуры. Но циклон спутал все расчеты. Хорошо хоть, что было теплее, чем прогнозировали, а не наоборот.

– Погода не знает границ, и значит, вам не обойтись без информации от зарубежных коллег?

– Метеорологическая служба – международная, и никаких препон при обмене информацией быть не должно. Чтобы составить прогноз, предположим, на три дня, нам надо знать, что происходит с погодой в Европе, а если составляется более долговременный прогноз – то и в Америке. Все сведения и данные мы получаем в виде карт, которые выводятся на единую информационную платформу.

– Какие природные явления наносят наибольший вред экономике и как метеорология помогает его предотвратить? 

– Мы работаем в круглосуточном режиме, как сейчас модно говорить, 24 на 7. Дежурный синоптик отвечает за всю синоптическую обстановку на территории Республики Коми и выпускает сводки для отраслей экономики. Самая главная наша задача – не пропустить опасные природные явления, которые наносят ущерб экономике и людям. В южных районах республики это сильный ветер – 25 метров в секунду и более, сильная изморозь и гололедные отложения – 50 миллиметров и более, летом это грозы, чрезвычайная пожароопасность, которая зависит от высокой температуры и продолжительного бездождевого периода.

На нашем сайте есть прогноз на неделю, на месяц и краткосрочные – на первые-третьи сутки. Самый краткосрочный прогноз мы готовим летом – в случае возможности наступления неблагоприятного явления, например, грозы, града, шквалистого ветра и ливня. Такой прогноз выпускается буквально за час-два до его наступления. Мы сразу же передаем предупреждение в МЧС, размещаем информацию на своем сайте.

Беседовала Галина ВЛАДИС

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Ольга Козак: «Главное – не пропустить опасные природные явления»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.