Новый год по-усть-сысольски

Вечеринки с чаепитиями и «добрыми молодцами», катание на коньках и танцевальные вечера в Народном доме – так в Коми крае праздновали Новый год в первой половине прошлого века и раньше.

До революции Новый год, будучи иностранным и новым для россиян праздником, праздновался куда скромнее, чем ныне. Только дворяне и интеллигенция отмечали наступление 1 января. Но их Новый год также совсем не был похож на тот, к которому мы привыкли. Не было карнавалов, маскарадов, спектаклей. Елка была не новогодняя, а рождественская с восьмиконечной вифлеемской звездой.

Более важным праздником считалось Рождество. В зажиточных семьях дети приходили в залу, где была наряжена елка (как правило, не игрушками, как в наши дни, а сладостями), читали тропари, стихи, плясали, получали подарки и расходились. А в крестьянских избах никаких елок зимой не ставили, и ни о каком добром Деде Морозе с мешком подарков ребятишки не слыхивали.

Тем не менее коми молодежь любила повеселиться и празднично погулять. Для этого собиралась на вечеринки у кого-нибудь дома. В 1898 году в журнале «Живая старина» был опубликован очерк Мельникова «Вечеринки и игрища в Усть-Сысольске». Вот как они проходили в позапрошлом веке: «Одна из девиц приглашает подруг своих к себе в дом поиграть и повеселиться. Подружки, принарядившись по возможности, собираются в этот дом с пяти до шести вечера, первоначально пьют чай, потом лакомятся разными закусками, а к семи часам приходят знакомые и незнакомые добрые молодцы – парни, без всякого приглашения. С ними девицы начинают играть и плясать по песням. По окончании каждой песни молодой парень получает от вызванной им девицы, ходившей с ним об руку в круге или просто по комнате, нежный поцелуй, и таким образом игры и пляски продолжаются иногда целую ночь, до самого утра».

Одним из развлечений в зимние праздники в Усть-Сысольске в начале двадцатого века был каток. В основном здесь развлекалась молодежь, при этом желающие пользоваться катком должны были сдавать по два рубля на расчистку от снега площадки и на освещение. Первый каток в Усть-Сысольске был обыкновенной расчищенной от снега площадкой на Сысоле. Находился он в районе нынешнего Кировского парка. Для красоты в сугробы вокруг катка были воткнуты небольшие елочки. Коньки того времени, как правило, ремешками привязывались к валенкам.

В конце XIX века в Усть-Сысольске открыли Народный дом общества трезвости. Здесь проходили танцевальные вечера, лекции, спектакли и концерты, и, возможно, отмечали Новый год. Праздновали его и в других общественных местах.

Например, в 1904 году отмечали так: «2 января. Была елка в приходском училище. Комитет попечения о народной трезвости пожертвовал на ее проведение 25 рублей, и рублей 50 было собрано по подписке. На елке участвовали ученики и ученицы двух приходских училищ, городского и двух нижнеконских школ (школы на нижнем конце города – ныне Тентюково). Всего около трехсот человек. Елка зажжена около пяти часов. Комиссия, состоящая человек из 12, большей частью учащие (так называли учителей), работала два дня. В первый день развешивали кульки, а 2 января днем украшали елку». Это единственное описание праздника той эпохи сохранилось в дневнике известного краеведа Андрея Цембера.

6 января он продолжил свои записи, сообщив о елке в клубе (городской клуб, или «общественное благородное семейное собрание», был основан в Усть-Сысольске в 1864 году и заменял дворянское собрание) и посетовав, что этот клуб отнял у него много времени, так что святки прошли быстро.

На Рождество в коми селениях ходили славильщики, славившие рождение Иисуса Христа пением молитв, начинали обход домов колядовщики, сулившие богатство хозяевам, а в вечернее время дома обходили ряженые, которых именовали так, как называют нечистую силу в том или ином коми селе – «рӧштво куття», «кити-коти», «куття-войса» и т.д. В основном этим занималась молодежь, переодевшаяся в животных (козёл, медведь), птиц (журавль, петух) или в маргиналов (старик со старухой, нищий, цыгане).

На святках придерживались различных запретов, чтобы не попасть во власть нечистой силы: не стригли волосы и ногти, не пряли, не стирали, остерегались сквернословия. Коми традиции на святках отличались от русских, хотя основа у них общая. У коми реже ходили славильщики и колядовщики, но больше были развиты гадательные ритуалы.

О новогодних праздниках 1940-х годов рассказывал краевед, педагог и турист Анатолий Смилингис (умер 18 июня 2021 года в Корткеросе). Он родился в 1927 году в литовском городке Плунге, но большую часть сознательной жизни прожил в Коми, куда семью четырнадцатилетнего подростка сослали летом 1941 года – незадолго до начала войны. В Коми АССР его вместе с мамой и сестрой поселили в двенадцати километрах от Корткероса – в бараках ликвидированного Локчимлага.

– В памяти сохранилось лучше всего наше литовское Рождество, – рассказал несколько лет назад Анатолий Смилингис «Республике». – Мы маленькие с сестрой вместе с родителями устанавливаем елку. Делаем игрушки, украшения. Долго их развешиваем. Загадываем Дедушке Морозу свои пожелания. Проснувшись утром, идем к елке, смотрим, что Дед Мороз нам принес.

По словам краеведа, в годы войны в общем бараке ссыльные женщины на Рождество тайно молились, готовили что-нибудь вкусное. Если бы комендант узнал, то это грозило бы отправкой в лагерь. После войны стало проще, некоторые семьи приносили елочки в бараки.

– Как-то мы с двумя пацанами – один немец, другой украинец – по пути на работу в лесу украсили живую елочку. Приходили к ней несколько раз, сидели у костра, пили чай, заваренный брусничным листом, – вспоминал Рождество краевед.

Артур АРТЕЕВ

Фото kraevidenie.ru

Оставьте первый комментарий для "Новый год по-усть-сысольски"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.