Обложка к истории жизни

В Сыктывкаре организуют экскурсии, посвященные мемориальным табличкам

Активисты проекта «Пешком по Усть-Сысольску» подняли проблему увековечения памяти видных деятелей культуры, науки, политиков, работавших в Коми. Речь идет о мемориальных досках на зданиях, где они жили, трудились. В декабре была организована экскурсия по Сыктывкару, посвященная памятным табличкам, ее участникам показали дома, где мемориальные таблички есть, и те, где их следовало бы установить.

Фасады домов в историческом центре любого города украшают мемориальные доски с именами, датами жизни и портретами выдающихся земляков. Такая табличка – своеобразная обложка к истории жизни того или иного человека, однако, глядя на нее, многие не подозревают, насколько интересной, необычной может быть эта история. Частично восполнить этот пробел намерены организаторы экскурсии. На самом деле мемориальных досок в Сыктывкаре немало, так что решено провести цикл познавательных прогулок. Участникам первой экскурсии рассказали об известных деятелях культуры, в том числе о тех, кому памятные доски пока не установлены.

Доска на фасаде колледжа искусств композитору Якову Перепелице установлена неслучайно: он более 20 лет преподавал в музучилище искусство игры на баяне. А самое главное – Яков Перепелица считается основателем коми классической музыки.

Он родился в селе Веселое Харьковской области. Яше было всего семь лет, когда его отца раскулачили, и семья перебралась в Сыктывкар, где на вольной высылке жил глава семейства. Яков окончил среднюю и музыкальную школы, а затем музыкальное училище по классу баяна. В декабре 1942 года молодой музыкант был зачислен в штат служащих Концертно-эстрадного бюро, а с 1944 по 1956 год работал баянистом в ансамбле песни и пляски Коми АССР. После перешел на преподавательскую работу в музучилище. С 1979 по 1990 год был председателем Союза композиторов Коми АССР.

Одно из самых известных произведений Якова Перепелицы – балет «Яг-Морт». В 1962 году балет показали в Кремлевском дворце, успех был ошеломительный. В течение десятилетий «Яг-Морт» остается жемчужиной репертуара музыкального театра, служит эталоном национального начала в искусстве.

Брался композитор и за другие крупные произведения, написал оперу «На Илыче», балет «Домна Каликова», оперетту «Путь к звездам», но сравниться с успехом «Яг-Морта» они не смогли. Очень популярны были его песни «Деревенька моя» на стихи Виктора Кушманова, песня о Сыктывкаре – каждый час эту мелодию играют часы на пожарной каланче.

На доме №113 по улице Интернациональной установлена памятная доска народной артистке России, худруку театра оперы и балета Ие Бобраковой. В одном подъезде с ней жил тот, кому театр обязан своим появлением, но мемориальной таблички об этом человеке, к сожалению, нет. Это первый директор музыкального театра Борис Дейнека. В Коми солист Всесоюзного радио попал не по своей воле. До войны Борис Дейнека был очень популярен, песня «Широка страна моя родная» в его исполнении каждое утро звучала на Всесоюзном радио. А в ноябре 1941 года, когда немцы приближались к Москве, Дейнека выехал в сторону оккупированного немцами поселка Манихино, рядом с которым располагался дачный кооператив «Вокалист Большого театра». Этого оказалось достаточным, чтобы обвинить артиста в попытке измены Родине. Сначала его приговорили к расстрелу, но потом заменили высшую меру десятью годами лагерей и отправили в Воркуту.

До 1943 года он работал на общих работах, а потом, когда начальник Воркутстроя Михаил Мальцев по инициативе бывшего главного режиссера Большого театра Бориса Мордвинова издал приказ о создании музыкально-драматического театра в Воркуте, Борис Дейнека стал ведущим солистом. После того как срок заключения истек, Дейнека перебрался в Сыктывкар – дорога в Москву или другой большой город была для него закрыта. Оставалось только одно – выступать с лекциями-концертами от Коми филармонии. Естественно, такая работа талантливого и честолюбивого артиста не удовлетворяла. И тогда он пришел к начальнику управления культуры Серафиме Поповой с предложением создать музыкальный театр. Но одного желания было мало, требовалось разрешение Москвы, а столичные чиновники добро не давали. И все-таки председатель Совета министров Коми АССР Зосима Панев сумел убедить московских функционеров в необходимости создания театра. Борис Дейнека был первым его директором.

Также до сих пор нет мемориальной таблички классику коми литературы Вениамину Чисталеву (творческий псевдоним Тима Вень), чье имя носит республиканский колледж культуры. Было бы справедливо увековечить имя этого человека не только в названии учебного заведения, но и на памятном знаке.

Вениамин Чисталев родом из села Помоздино. В юности он преподавал коми язык и даже составил для школы русско-коми словарь и книгу «Растения и деревья». Правда, добиться их издания ему не удалось, он оставил школу и по примеру своего отца устроился писарем.

В 1915 году Вениамин был призван в ряды русской армии, а после Февральской революции, которая застала его в Киеве, вернулся в родное Помоздино. Учительствовал, собирал коми фольклор, писал стихи, рассказы, очерки, зарисовки и лирические этюды.

В послереволюционное время вместе с братом Ионой, будущим коми классиком Виктором Савиным и другими активистами вошел в общество автономистов. Борцы за Коми автономию выступали за то, чтобы Коми, находясь в составе Российской Федерации, имела свой парламент, собственные законы, но в первую очередь они радели за коми культуру. Тима Вень стал одним из видных деятелей литературной организации «Коми комиссия». Главными ее задачами считал борьбу с шовинизмом, распространение революционных идей и внедрение культуры, образования и письменности в среду коми. С этой целью занимался переводами произведений Гейне, Байрона, Гоголя, Толстого, Фонвизина, финского писателя Юхани Ахо.

В 1920-е годы стихи и рассказы Вениамина Чисталева очень хвалили, ведь он писал о беднейшем крестьянстве, о Гражданской войне, издал поэмы «У мавзолея Ленина» и «В дни преображения земли». Большой популярностью пользовался его рассказ «Трипан Вась». Но во времена великого перелома фактически за то же самое подвергся критике: «Для чего ты воспел крестьянина-единоличника?» К счастью, за Чисталева заступились русские писатели. Тима Вень стал членом Союза писателей, был делегатом первого съезда советских писателей, который состоялся в 1934 году в Москве, и съезда писателей Севера, проходившего в 1936 году в Архангельске. После этого он занялся подготовкой материалов для нового произведения, посвященного истории коми народа. Однако осуществить свои планы не успел – 27 ноября 1937 года был арестован по обвинению в «буржуазном национализме» и «контрреволюционной деятельности». В тюрьме писатель заболел туберкулезом, скончался в тюремной больнице 13 октября 1939 года. Место его захоронения неизвестно. На протяжении почти 20 лет творчество Вениамина Чисталева находилось под запретом, и лишь после реабилитации в 1956 году по представлению Союза писателей Коми АССР была создана комиссия по литературному наследию Тима Веня.

Расположенный неподалеку от колледжа культуры колледж искусств Республики Коми мог бы по праву носить имя однофамильца и родственника Вениамина Чисталева – Прометея Чисталева. Но, по крайней мере, фасад этого здания украшает посвященная ему мемориальная доска. Прометей Чисталев – племянник Вениамина Чисталева. Рано осиротев, он еще дошкольником научился играть на гармошке, в школьные годы сопровождал игрой на баяне сеансы немого кино в сельском клубе и вскоре начал сам сочинять. После школы юноша поступил в Коми пединститут на физико-математический факультет, но доучиться не успел – его направили в Визингу преподавать в школе математику. В 1940-м был призван в армию. Войну Прометей Чисталев закончил замполитом батальона аэродромного обслуживания Рижского авиационного полка.

После демобилизации в 1946 году вернулся в родной Нювчим, где устроился учителем математики в школе, параллельно продолжив прерванное образование в пединституте. Как и большинству фронтовиков, переход к мирной жизни давался ему нелегко. К тому же не покидала мысль, что он занимается не своим делом. Из жизненного тупика его вывела женитьба на однополчанке Прасковье Кондратьевой. Под влиянием своей супруги Прометей Чисталев бросил пить, занялся своим здоровьем, соблюдал режим питания и сумел победить болезнь. А когда в Коми АССР был объявлен конкурс на лучшую массовую песню, жена посоветовала Прометею отправить сочиненную им песню «Величальная Москве». В итоге эта песня заняла первое место.

Супруги перебрались в Сыктывкар, где Чисталев поступил в музыкальное училище в качестве учащегося и одновременно преподавателя математики. Он проводил свой урок и шел с соучениками в другой класс слушать лекции по теории музыки. Еще более двусмысленным стало его положение в 1955 году, когда его назначили директором музучилища. Едва получив диплом, Прометей тут же уехал в Москву и поступил на композиторское отделение института имени Гнесиных. Но жизнь вдали от семьи сильно тяготила, и вскоре он вернулся в Сыктывкар.

Первоначальное увлечение математикой не прошло даром. У композитора возникло, выражаясь пушкинским языком, желание «поведать алгеброй гармонию», понять суть музыки, а для этого необходимо было изучить ее истоки. Поступив на работу в Коми филиал Академии наук СССР, Прометей Чисталев, отправлялся в длительные командировки по коми деревням, возил с собой огромный бобинный магнитофон и записывал на него народные песни, самобытные напевы, неизвестные и неизученные фольклористами. Одновременно стал собирать народные музыкальные инструменты. На стенах его городской квартиры появились сигудки, сярганы, шур-шары. Всего он открыл три десятка ранее неизвестных музыкальных инструментов. В 1974 году Прометей Чисталев защитил в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии кандидатскую диссертацию, став на долгое время единственным в республике кандидатом искусствоведения.

Галина ВЛАДИС

Фото Ярослава СЕВРУКА

Оставьте первый комментарий для "Обложка к истории жизни"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.