Свобода передвижения и выбора

Инвалиды-колясочники отстаивают свои права

На протяжении многих лет инвалиды борются за свое законное право на доступную среду. Положительные изменения происходят, но очень медленно, и зачастую принятые меры либо половинчатые, либо вовсе бесполезные. Например, установленный пандус еще не означает, что инвалид-колясочник, заехав в здание, сможет добраться до нужного помещения. Активисты КРО Всероссийского общества инвалидов продолжают мониторинг доступности объектов, доводят до властей и предпринимателей чаяния людей с ограниченными возможностями здоровья и передвижения.

Очередное такое заседание с приглашением представителей профильных министерств, муниципалитетов, прокуратуры, Госсовета Коми состоялось в Общественной палате республики. Член ОП РК, председатель Коми республиканского общества ВОИ Маргарита Колпащикова и эксперт Общественной палаты РК, председатель эжвинской организации инвалидов Ольга Талаласова рассказали, с какими трудностями приходится сталкиваться инвалидам.

– Тему доступной среды мы поднимаем на протяжении уже более чем 20 лет, но видим, что практически не сдвинулись с мертвой точки. Меньше нас, инвалидов, не становится. Появилась еще одна категория – участники СВО. Сегодня мы занимаемся тем, чтобы они могли достойно, комфортно, удобно жить, но проблем на этом пути очень много, – начала свое выступление Маргарита Колпащикова.

Предметом обсуждения на нынешней встрече стали гостиницы, объекты торговли и бытового обслуживания. В этом году российскому конкурсу бардовской песни среди инвалидов исполнилось десять лет, юбилейные мероприятия было решено провести в Сыктывкаре, хотели приехать люди из разных регионов России, однако многие отказались. Например, промониторив гостиницы Сыктывкара, участники из Москвы не нашли ни одной приспособленной для проживания инвалидов-колясочников. В это же время в Коми собирался приехать руководитель ВОИ, депутат Госдумы РФ, паралимпийский чемпион Михаил Терентьев, который передвигается на коляске.

– Когда звонили из Государственной Думы, передо мной ставили однозначную задачу – должен быть гостиничный номер для человека, который использует кресло-коляску. Такого номера мы не нашли. Михаил Борисович все-таки к нам приехал. Так как он спортсмен, он использовал свои сильные руки, но другие люди точно не смогли бы проживать в наших гостиницах. После этого мы приняли решение, что плотно займемся этой темой, – рассказала Маргарита Колпащикова.

Лишены инвалиды и возможности посетить большинство магазинов.

– Приведу пример. На первый взгляд в ТРЦ «Макси» все доступно для инвалидов. Но в магазине, где продают брюки, в примерочной нет сиденья. Такая вроде бы ерунда перечеркивает все усилия. Как правило, когда такие, как я, просим предоставить необходимые приспособления, продавцы отвечают, что данного оборудования в магазине нет, – поделилась Ольга Талаласова.

Маргарита Колпащикова добавила, что, посетив магазин, где торгуют посудой, услышала от продавца: «Осторожно, вы заденете витрину, не ходите туда, там узко, вы можете разбить!»

– Почему такое унижение? Это не мы виноваты, это вы обустраиваете магазин не по нормативу. Это вы должны сделать так, чтобы в вашем помещении было комфортно любому человеку, – подчеркнула общественница.

То же самое касается заведений, оказывающих различные услуги. Маргарита Колпащикова описала в телеграм-канале ситуацию, с которой столкнулась буквально на днях. Она обратилась в компанию, оказывающую услуги людям с проблемами опорно-двигательного аппарата. Одна процедура стоит 2,5 тысячи рублей, но поскольку колясочнику попасть в здание невозможно, в компании предложили оказать услугу на дому, при этом ее стоимость возросла больше чем в два раза.

– Если мне не могут оказать услугу на объекте, почему я должна переплачивать три тысячи для того, чтобы они приехали ко мне домой? – задала резонный вопрос Маргарита Колпащикова.

Аналогичная ситуация и с возможностью посетить инвалиду-колясочнику кафе и рестораны. Пандусы есть, а дальше зачастую передвигаться невозможно.

Ольга Талаласова напомнила, что с 2016 года, согласно внесенным в законодательство изменениям, доступность для маломобильных групп граждан должна быть обеспечена во все без исключения вновь возводимые здания и те, которые реконструируются и модернизируются. В законе делается акцент на том, чтобы была оказана услуга всеми учреждениями, которые располагаются в этих объектах.

В 2021 году общество инвалидов провело опрос в 19 муниципалитетах среди 758 респондентов. 68 процентов опрошенных отметили, что аптеки, магазины и учреждения, где оказывают бытовые услуги, недоступны для инвалидов. 94 процента считают меры, принимаемые по обустройству доступности объектов, недостаточными.

В частности, большая проблема – подстричься. Члены эжвинской организации инвалидов вынуждены приезжать к некоторым колясочникам домой и самим их стричь.

– Но это же не может продолжаться бесконечно! Парикмахерские отказываются оказывать свои услуги на дому у инвалидов, а большинство парикмахерских недоступно для колясочников, – выразила возмущение Ольга Талаласова.

Инвалиды вынуждены сами разрабатывать варианты решения проблем. Формы обеспечения доступности услуг могут быть самыми разными.

– Например, можно привезти продукты и товары на дом, оказать услугу на дому. Есть более «карательный» вариант – иски в суды. Наши коллеги, колясочники из другой организации инвалидов, не сумев зайти в пиццерию из-за отсутствия пандуса, смело подают в суд и все суды выигрывают. Пиццерию обязывают оборудовать вход пандусом, они такой пандус устанавливают, но неправильно. Мы подключаемся и задаем вопрос: «А у вас есть такая же пиццерия где-то рядом?» «Да есть, через квартал, и она полностью доступная». Нормативные документы позволяют предложить альтернативу, проинформировать – что такой же объект, полностью доступный, расположен там-то, – пояснила Маргарита Колпащикова.

Варианты обеспечения доступности прописаны в разработанном КРО ВОИ стандарте, о котором знают во всех муниципалитетах республики, но почему-то, по словам руководителя организации инвалидов, не принимают во внимание. Возможно, причина в том, что приказать тем же коммерсантам инвалиды не могут, а могут только рекомендовать. В ответ получают: «Не надо кошмарить бизнес». Хотя ни одного судебного иска КРО ВОИ не подает, а старается добиться результата просьбами и обращениями.

– Мы придумали стандарт не чтобы кошмарить бизнес, а чтобы предприниматели могли создать для нас минимальные условия доступности получения услуги. Ни я, ни Ольга Анатольевна не родились инвалидами, мы ими стали. Никто от такого не застрахован. Почему же не создаются условия для того, чтобы было комфортно всем? – продолжила председатель КРО ВОИ.

Общественница подчеркнула, что подходить к решению проблемы необходимо комплексно. В каждом министерстве, муниципалитете, на каждом объекте должен быть координатор, отвечающий за доступную среду. Если установлена кнопка вызова, должен быть обученный персонал, который поможет колясочнику зайти в здание. Если потрачены деньги на установку пандуса, то надо позаботиться и о том, чтобы не было непреодолимых порогов и выступов на входе.

Возвращаясь к теме доступности туристических объектов, Маргарита Колпащикова подчеркнула, что люди с инвалидностью тоже хотят путешествовать, посещать другие регионы. Но, к сожалению, туристическая индустрия в республике для такой категории людей как оставалась в зачаточном состоянии, так и остается.

На встрече с главой республики Владимиром Уйба руководитель организации инвалидов рассказала о ситуации с гостиницами, и он распорядился, чтобы номера для колясочников были оборудованы в гостинице «Сыктывкар».

Как пояснил помощник генерального директора этого гостиничного комплекса Юрий Долгачёв, когда в 70-е годы прошлого столетия строилось это здание, требований доступности не предъявлялось. Номера типовые, перестроить их под нужды колясочника невозможно. Поэтому было решено сделать специальный двухместный номер, переоборудовав конференц-зал на первом этаже. Теперь в гостинице есть три номера для людей с инвалидностью, один из которых – для колясочников.

Представитель прокуратуры Наталья Рожицына рассказала, что большая часть обращений об обеспечении доступности для инвалидов касается сетевых магазинов, аптек, медицинских учреждений и учреждений образования. Иски к бизнесу об установке пандусов, как правило, многолетние, ответчики выходят с ходатайствами об отсрочке исполнения решения судов. При этом не всегда есть техническая возможность устранить нарушение, подчас без кардинального переустройства зданий обеспечить доступность для колясочников не получится. Закон не конкретизирует, какие именно средства доступности должны быть, и собственники зданий ограничиваются установкой кнопки вызова, что, однако, не означает, что инвалид сможет попасть в здание и во все кабинеты, куда ему нужно.

В ходе обсуждения участники встречи внесли свои предложения. Недопустимо, чтобы цена за услугу возрастала двукратно только за то, что ее оказали не в офисе, а на дому у инвалида, заявила первый замминистра сельского хозяйства и потребительского рынка Коми Надежда Усова. Поэтому минсельхоз вместе с муниципальными образованиями промониторит предприятия бытового обслуживания с точки зрения того, может там получить услугу инвалид или не может, и доведет эту информацию до людей. А также выяснит, какими организациями та или иная услуга может быть оказана, в том числе на дому. Неоценимую помощь здесь могли бы оказать социально ориентированные некоммерческие организации и волонтеры. Чтобы их заинтересовать, можно учредить гранты.

Присутствовавшие на заседании депутаты Госсовета Коми пообещали оказать всяческое содействие, и в частности организовать встречу с руководителями муниципалитетов, чтобы инвалиды могли объяснить, что не вредят бизнесу, а оказывают содействие и предлагают альтернативные варианты оказания услуги.

Галина ВЛАДИС

Фото 59.ru

Оставьте первый комментарий для "Свобода передвижения и выбора"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.