Реклама в интернете: отличительные признаки

В прошлом году в федеральный закон о рекламе были внесены значимые поправки. Главным образом они коснулись правил размещения рекламы в интернете. Теперь часть рекламы требуется маркировать, а данные о ней передавать в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) через оператора рекламных данных (ОРД). Каждый участник цепочки публикации рекламы обязан подавать сведения о размещенной онлайн-рекламе в Роскомнадзор. За молчание или нарушение нового закона о рекламе предусмотрены штрафы на сотни тысяч рублей.

До сентября нынешнего года штрафные санкции не применялись, но теперь «каникулы» закончились, и в стране уже есть случаи применения штрафов за нарушение закона о рекламе. А поскольку в нормативных документах полно серых зон, с которыми не разобрались даже юристы, в Торгово-промышленную палату РК стали поступать массовые обращения запутавшихся в законе предпринимателей. Поэтому по просьбе ТПП Общественная приемная главы Республики Коми организовала информационный час, на который пригласила специалистов, экспертов и бизнесменов.

Свое выступление заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по РК Полина Куликова начала с ответа на вопрос, что является рекламой в интернете.

– Понятие интернет-рекламы в принципе не отличается от понятия любой рекламы. Это информация, распространенная любым способом с использованием любых средств, направленных на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему для его продвижения на рынке. Полномочия по контролю за исполнением закона о рекламе разделены между федеральной антимонопольной службой России (ФАС) и Роскомнадзором. Контроль за маркировкой, внесением сведений в Единый реестр интернет-рекламы осуществляет Роскомнадзор, он же взаимодействует с операторами рекламных данных. Полномочия ФАС – это определить, является ли информация рекламой, и если да, то проверить наличие пометки о рекламе и сведений о рекламодателе, – пояснила специалист.

В большинстве случаев то, что компания или предприниматель размещает на своем официальном сайте и на своей официальной странице «ВКонтакте», не подпадает под понятие рекламы, подчеркнула Полина Куликова.

– Для того и создаются официальный сайт и страница в соцсетях, чтобы проинформировать потенциальных потребителей о том, какой товар вы производите или какие услуги оказываете. Не будет являться рекламой здесь объявление о проведении акций, розыгрышей. Главное, чтобы это был именно ваш товар, а не сторонней компании. Отзывы конкретного лица и репосты без призыва к покупке, объявление о вакансии также не являются рекламой.

При этом определенно поданная информация может расцениваться как реклама. Например, если из всего перечня какой-то товар выделен особым образом и буквально навязывается. Скажем, в каждом разделе сайта выплывает баннер с этим товаром. Также рекламой является информация о товаре, который не производит данное предприятие или предприниматель. К примеру, если на сайте стоматологической клиники размещен пост от смежной организации или партнеров. Но поскольку грань между одним и другим очень тонка, сотрудникам ФАС приходится каждое рекламное сообщение оценивать отдельно.

– Если в тематическом сообществе садоводов-огородников размещена информация про классный тренажерный зал, конечно, это будет рассматриваться как реклама. Если визажист дает ссылку на косметику, которую применяет, посвятив данному производителю отдельный пост, с подчеркиванием преимуществ его продукции, возникает вопрос, для чего это сделано, – привела конкретные примеры Полина Куликова.

С информацией об учете интернет-рекламы и инструкцией по размещению идентификатора рекламы (erid) в разных форматах интернет-рекламы можно ознакомиться по ссылке: https://rkn.gov.ru/register-ord/info/.

Начальник отдела контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Управления Роскомнадзора по РК Юлия Дороднова в свою очередь пояснила, что надзорный орган привлекает к ответственности за непредоставление сведений, которые должны размещаться в Едином реестре интернет-рекламы (ЕРИР), а также за отсутствие маркировки.

– На территории Республики Коми такой практики не было, надеюсь, и не будет. Но известно, что первый штраф в стране за отсутствие маркировки был выписан блогеру, автору канала «Лиса-Рулит». (По неподтвержденной информации, блогер не промаркировал три поста, и за каждый из этих постов ему был выписан штраф в размере 100 тысяч рублей, – авт.). В настоящее время рассматривается еще одно аналогичное дело, и, скорее всего, тоже будет назначен штраф, – рассказала специалист и дала совет предпринимателям: – Если вы еще не знаете, что такое ЕРИР, познакомьтесь. Если хотите разместить информацию о своих товарах и услугах на сторонних ресурсах, заходите, регистрируйтесь в Едином реестре интернет-рекламы. Выберите оператора рекламных данных (ОРД). Если возникли вопросы, уточните информацию на сайте Роскомнадзора (раздел «Учет интернет-рекламы»), разъяснения обязательно будут даны.

По видео-конференц-связи ценной информацией с участниками встречи поделилась генеральный директор компании «Интернет РА» Катерина Емельянова. Она напомнила, что в настоящий момент на территории Российской Федерации внесены в реестр и осуществляют деятельность семь ОРД.

– Получив токен (идентификатор ЕРИР, он выдается одному участнику на один рекламный материал), необходимо внести его в рекламный материал, и только после этого можно запустить рекламу, – разъяснила эксперт. – Когда заканчивается период размещения рекламы, а это календарный месяц, финальную информацию факта размещения рекламы надо передать оператору рекламных данных. На это сейчас законом дается 30 дней после завершения календарного месяца. То есть, если реклама размещалась в ноябре, до конца декабря есть время отчитаться. Напрямую передавать данные в ЕРИР нельзя, нужно использовать только ОРД. Это сделано для того, чтобы информация подавалась в определенном правильном порядке.

Еще один нюанс, о котором напомнила Катерина Емельянова, касается определения рекламы. Реклама – это побуждение к определенному действию по покупке товара, приобретению услуги, которое доносится неопределенному количеству людей.

– Поэтому если у вас закрытая группа, которую вы ведете в различных источниках, то у вас определенное количество людей, стало быть, информация не является рекламой.

Эксперт подчеркнула, что все действия по маркировке необходимо выполнять до старта размещения.

Отдельно генеральный директор «Интернет РА» остановилась на саморекламе – информации, размещенной на сайте рекламодателя. То, что выделяется на сайте и на странице в соцсетях максимально ярко, она рекомендовала все-таки маркировать.

– Если сомневаетесь, измените визуализацию или же получите токен, – посоветовала Катерина Емельянова. – Маркировать необходимо и так называемые СЕО-ссылки, которые используются для того, чтобы ваш сайт появлялся в поисковике по определенным ключевым словам.

Но есть и ложка меда. Закон о маркировке рекламы в интернете не распространяется: на социальную рекламу; на рекламу собственных товаров в случае, если нет email-рассылки и push-уведомления; на рассылки, которые идут в мессенджерах; на рекламные блоки в составе теле- и радиопередач, которые транслируются в интернете в прямом эфире на постоянной основе.

Слушавшие экспертов по видео-конференц-связи предприниматели в муниципалитетах Коми смогли задать свои вопросы. Например, гендиректор стоматологической клиники из Печоры спросила, если она попросит свою подругу сделать репост с целью увеличения аудитории, при том что реклама данного юридического лица промаркирована, несет ли ответственность за репост физическое лицо. Полина Куликова пояснила, что рассматривать ситуацию ФАС будет, если на действия физлица поступит жалоба. Антимонопольная служба изучит цель размещения репоста.

Председатель правления потребительского кооператива из Корткероса поинтересовалась, для чего вообще нужна маркировка интернет-рекламы: для налогообложения или чтобы собрать побольше штрафов?

– За маркировку ведь надо платить? – уточнила сельчанка.

– Что касается цены вопроса, ОРД «ВКонтакте» и ОРД «Яндекс» позиционируются как бесплатные. У них нет суммы, которую они выставляют отдельно за использование ОРД. Но напомню, что размещение «ВКонтакте» и «Яндексе» имеет аукционный характер. У остальных ОРД цена зависит от объема хранящейся информации, минимальный платеж составляет одну тысячу рублей и пять тысяч рублей. Много платят те, кто проводит большое количество рекламных кампаний, и у них огромное количество рекламных материалов, – дала пояснение Катерина Емельянова.

– Мы – представители малого предпринимательства, печем хлеб. Цель информационных размещений в нашем сообществе «ВКонтакте» – рассказать о своем предприятии, привлечь внимание к своей продукции и заработать. Если я не буду размещать рекламные объявления, сообщать о проводимых акциях, тогда для чего нужен сайт? – продолжила жительница Корткероса.

Ее заверили, что посты в официальной группе кооператива в соцсети «ВКонтакте» маркировать не нужно. И даже если руководитель размещает информацию сообщества на своей личной странице, это тоже не является рекламой.

– Можете писать о своих услугах любую информацию. Но, как только вы захотите разместить информацию о вашей продукции на посторонних ресурсах или на своей странице рассказываете о других предприятиях, это подпадает под действие закона о маркировке рекламы в интернете, – пояснила Полина Куликова.

Катерина Емельянова добавила:

– Есть огромный пласт недобросовестных поставщиков и рекламодателей, которые некорректно подают информацию о том, что на самом деле произошло с рекламным бюджетом, кто заплатил за него налог. Сейчас благодаря принятию закона о маркировке интернет-рекламы любой участник этой цепочки может зайти в ЕРИР и посмотреть все взаимоотношения и факт размещения рекламы, за которую он заплатил.

Галина ВЛАДИС

Фото led-advert.ru

Оставьте первый комментарий для "Реклама в интернете: отличительные признаки"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.