В Год педагога и наставника Коми республиканский институт развития образования организует мероприятия с участием известных учителей, профессионалов в своем деле. На встречах они делятся опытом с молодыми коллегами, передают знания и наработки, рассказывают о своем жизненном пути. 22 ноября «золотую лекцию» провела кандидат педагогических наук, заслуженный работник Республики Коми, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, автор линейки учебников по родному (коми) языку Эльвира Полякова.
От теории к практике
Первую часть лекции Эльвира Полякова посвятила личностным и профессиональным качествам педагога. Самые важные из них – трудолюбие, хорошее знание предмета и владение методикой преподавания, широкий кругозор и эрудиция, педагогическое мастерство, организаторские способности, такт и высокий уровень культуры, владение технологиями общения.
– Миссия современного педагога – работать на будущее, опережать свое время. Педагог осознает свою ответственность за судьбы подрастающего поколения. Мы должны увидеть в ребенке лучшие задатки и помочь их развить, привить нравственные ценности, научить милосердию, доброте и любви, – подчеркнула лектор.
Еще одно ценное качество, которое, к сожалению, присуще далеко не всем учителям, но которое необходимо, – способность поддерживать с учащимися и воспитанниками дружеские отношения.
– Учитель – это друг, помощник. Не надо кричать на детей в школе, достаточно спокойно сказать, не повышая голоса, и все будет понятно, – отметила Эльвира Полякова.
По словам педагога, учитель ставит оценки не только ученикам, но и самому себе. Если дети не поняли учебный материал, придется поставить себе двойку. Если запланировано сделать много, а успели мало, тоже не заслужил пятерку. Если при тестировании большая часть класса не справилась с заданиями, учитель должен задать себе вопрос, почему столько «неудов», в чем его недоработка.
Уроки наставников
Особое внимание лектор уделила наставничеству. Согласно определению это – неформальный процесс обмена знаниями и опытом и психологическая поддержка молодого учителя опытным педагогом.
– Наставник – это прежде всего пример для подражания и ориентир в жизни. Молодые специалисты присутствуют на уроках опытных учителей и проводят свой урок, подражая старшим коллегам. Ну и пусть так будет, пусть перенимают приемы и технологии. Поначалу наставник может прочитать конспекты начинающего учителя и отредактировать их, но через год-другой молодой педагог станет самостоятельным, – констатировала лектор.
При этом нельзя забывать еще об одном важном качестве – наставник должен быть терпелив и тактичен, а его критика – конструктивной, содержать конкретные предложения по улучшению работы молодого педагога. Иначе молодой специалист потеряет уверенность в своих силах и уйдет из профессии.
– Учителей-профессионалов в нашей республике много, но отвечая на вопрос, каким должен быть современный педагог, мне бы хотелось назвать имя Ангелины Захаренко – народного учителя Российской Федерации. Это мой наставник, и для меня Ангелина Михайловна – образец служения своей профессии, – продолжила Эльвира Полякова.
Своего наставника она вспоминает с большой теплотой. Ангелина Захаренко многие годы была директором Сторожевской средней школы, но Эльвира Полякова помнит ее еще вожатой их класса. В последующем они вместе работали над проектом «Совершенствование содержания и технологии обучения коми языку как родному в общеобразовательных школах Республики Коми». Будучи методистом института развития образования, Эльвира Полякова разрабатывала этот проект, а Ангелина Захаренко с удовольствием согласилась апробировать его на базе Сторожевской школы.
– Двери Сторожевской школы всегда были гостеприимно открыты для учителей, которые стремились учить детей по-новому, творчески. Местные педагоги проводили открытые уроки русского и родного языка, интересные внеклассные мероприятия для слушателей института развития образования и студентов Коми пединститута. Ангелина Михайловна активно использовала в своей работе последние достижения педагогической науки, знала проблемы современной школы и всегда была полна оптимизма. При этом требовательна к себе и своим коллегам, – вспоминает Эльвира Полякова, проходившая педпрактику в родной школе.
На все ее уроки приходила Ангелина Захаренко.
– Строгая, но мою практику она оценила на отлично. Наверное, мне помогло то, что до этого я два года отработала в школе. От своего наставника я получила ценнейшие знания и полезные приемы, – подчеркнула лектор.
Молодая учительница восхищалась тем, как доступно и интересно преподносила Ангелина Захаренко трудный материал по родному языку. Неудивительно, что на ее уроках школьники с большим желанием выполняли сложные творческие задания. Для каждого учащегося у нее было доброе слово, выпускникам давала мудрые советы, всегда находила возможность навестить пенсионеров – бывших учителей.
– Моя мама – Александра Павловна Михайлова – тоже педагог, и Ангелина Михайловна не раз мне признавалась, что это ее самая любимая учительница. Как гуманитарию в школе ей трудно давалась математика, а моя мама – математик и занималась со своей ученицей индивидуально. Сейчас такие индивидуальные занятия называются репетиторством, а тогда все это было бесплатно. Александра Павловна говорила: «Ребята, кто не понял материал, подходите после уроков, я еще раз буду объяснять». Получается, что моя мама была наставником Ангелины Захаренко, а она в свою очередь – моим наставником, – рассказала Эльвира Полякова.
Труд Ангелины Захаренко был достойно оценен: отличник народного образования, заслуженный учитель школы Коми АССР, заслуженный учитель Российской Федерации, и, наконец, за выдающийся вклад в отечественное образование указом президента России в 2008 году ей было присвоено почетное звание «Народный учитель Российской Федерации».
– Она является первым и на сегодня единственным народным учителем России из Республики Коми, – отметила лектор.
Другим главным наставником Эльвира Полякова считает свою маму Александру Михайлову, которая обладала удивительным даром вселять уверенность в каждого ученика. У нее «подтягивались» даже самые отпетые двоечники. За доброе внимательное отношение учащиеся называли ее школьной мамой.
– Моя мама – основоположник педагогической династии Панюковых – Михайловых. Она много сил и душевного тепла вложила в нас, своих детей. Четверо из нас приняли решение стать педагогами и продолжили семейную традицию. Наша учительская династия насчитывает 15 педагогов, а общий педагогический стаж составляет 560 лет. Уже четвертый год институт развития образования проводит конкурс исследовательских работ о педагогических династиях. Если в вашем роду есть учителя, займитесь исследованием, это очень интересно, – обратилась лектор к присутствовавшим студентам и молодым учителям.
Долгий путь в профессию
Путь в профессию у Эльвиры Поляковой растянулся на долгие годы, хотя поначалу казалось, что именно она раньше всех своих сестер и брата приступит к работе. После восьмого класса Эля вместе с подругами решила поступать в педучилище. Мама такому решению удивилась, но не препятствовала. По окончании училища юную учительницу начальных классов направили в Парчег в малокомплектную школу. Двадцатилетняя девушка не только вела уроки, но и была завучем и даже директором. Проработав два года, Эльвира поступила в пединститут на очное отделение. Так прошло еще четыре года.
– Уже пришел вызов из Нёбдинской школы – приглашали на должность завуча, и мама думала, что теперь-то точно у меня начнется самостоятельная трудовая жизнь. Но не тут-то было: меня оставили в институте и направили в Ленинград на стажировку. После года стажировки сказали: «Берем вас в очную аспирантуру, на три года остаетесь в Ленинграде». Так что после восьмого класса я проучилась не четыре года, как думала мама, а еще двенадцать лет.
Более 40 лет Эльвира Полякова отдала преподавательской работе в Коми государственном пединституте и институте развития образования, а последние десять лет занимается написанием учебников.
Впрочем, ее первый авторский комплект учебников был издан еще четверть века назад, в 1999 году, в московском издательстве «Вита-Пресс». Коми азбуку в двух частях «Читалочка» до сих пор можно найти на библиотечных полках. Она предназначалась для первоклассников. А вот создавать продолжение для вторых-четвертых классов национальных школ автору «Читалочки» не довелось, потому что сверху было спущено предписание преподавать в национальных школах по единым российским учебникам. Прошло почти два десятилетия, прежде чем пришло понимание, что необходимо вернуть национальный компонент, и Эльвире Поляковой поступил заказ написать учебники по родному языку. В 2002 году за эти учебники она была удостоена государственной премии Республики Коми в области образования.
За создание комплекта учебников по коми языку в 2008 году Эльвира Полякова во второй раз стала лауреатом республиканской госпремии.
Затем автору поручили разработать учебники с учетом внедренных федеральных государственных стандартов, а в придачу к ним – и электронные учебники, а также методические пособия. Поскольку для этого требовалось большое количество авторских текстов, Эльвира Полякова стала сочинять рассказы для детей на коми языке. Сюжеты начинающая писательница брала из жизни, а в главном герое приключений хорошо знавшие ее семью люди узнавали сына Женю. В итоге 109 рассказов вошли в хрестоматию «Чужан му» («Родная земля»). Первыми читателями и рецензентами книги стали председатель Союза писателей РК Елена Козлова и Ангелина Захаренко.
Следующая книга Эльвиры Поляковой «Челядьдырӧй, сё майбырӧй!» («Счастливое детство») была признана лучшей в республике книгой для детей в 2022 году.
Педагог продолжает работу над учебниками, теперь ей в этом помогает сын Евгений, в соавторстве с которым написаны учебники для начальных классов «Край, в котором я живу».
За значительный вклад в создание образцовых учебников и разработку учебно-методической литературы Эльвира Полякова награждена медалью Ушинского. Эту награду она считает самой почетной.
Галина ВЛАДИС
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "Золотая лекция Эльвиры Поляковой"