Бедный Йорик, Веселый Роджер и голова Адама…

Три десятка различных черепов представлено на новой выставке в отделе природы Национального музея Коми. На экспозиции «Черепа из…» можно увидеть черепа животных четвертичного периода (так называемой мамонтовой фауны) из фондов Национального музея Коми.

Черепа млекопитающих животных таежно-лесной зоны показаны из фондов научного музея Института биологии ФИЦ Коми НЦ УрО РАН. А из научного музея археологии европейского Северо-Востока Института языка, литературы и истории ФИЦ Коми НЦ УрО РАН на выставку попал фрагмент черепа мужчины, найденный археологами на раскопках Эжольского курганного могильника V–VI веков н.э. Увидеть и сравнить черепа австралопитека, неандертальца и современного человека можно на муляжах.

Самые маленькие черепа на выставке принадлежат рыжей полевке, полевке-экономке и темной полевке. Голубь, ящерица, крот, кролик, уж и лягушка представлены полными скелетами. Также на выставке можно увидеть черепа волка, лисицы, росомахи, рыси, бобра, черного хорька, норки, лесной куницы, речной выдры, соболя, ондатры, зайца-беляка, ежика, белки, лося, бурого медведя. Черепа северного оленя, пещерного медведя, шерстистого носорога и мамонта (с фрагментами бивня) представлены фрагментами.

Изучение черепа может дать большое количество информации не только о видовой принадлежности, но и о возрасте, поле, остроте слуха, ширине поля зрения, предпочитаемому времени суточной активности и, наконец, о пищевых предпочтениях животного или человека. На протяжении веков люди собирали черепа животных в научных целях, в качестве предмета декора, с целью использования в религиозных обрядах. В разных культурах считалось, что череп олицетворяет силу, могущество и мудрость.

Изображение черепа традиционно считается знаком смерти или смертельной опасности. Всем известны рисунки черепа и костей на трансформаторных будках и столбах для электропроводов. Под картинками делаются надписи: «Не влезай – убьет!». На традиционном христианском распятии, кроме фигуры распятого Христа, изображен череп. Он находится внизу всей композиции и обозначает Адама, грехи которого Иисус омыл своей жертвенной кровью и тем самым искупил. Пиратский флаг с Веселым Роджером – широко известный рисунок мертвой головы. Пиратские черепа выглядели по-разному, но у всех был один неизменный элемент – улыбка.

Поверья, связанные с черепом, есть и у коми народа. Коми рыбаки верили в то, что череп щуки приносит удачу в рыбной ловле. Во многих деревенских домах можно увидеть на стене высушенные щучьи головы с оскаленными зубами. Верхневычегодские коми зарывали в хлеву череп медведя, так как считалось, что он отгоняет нечистую силу и болезни.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Бедный Йорик, Веселый Роджер и голова Адама…"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.