Повесть о настоящем человеке

Анатолий Зотов отдал службе в милиции 36 лет

10 ноября – День сотрудника органов внутренних дел (в памяти ветеранов – День милиции). Об одном из легендарных сотрудников милиции Коми – Анатолии Зотове – рассказал человек, который считает его своим учителем и наставником – полковник милиции, генерал-лейтенант юстиции в отставке, заслуженный юрист РФ, заслуженный работник РК Борис Шенкман.

Милицейский путь Анатолия Зотова длиной в 36 лет. Он начал его курсантом Ленинградской специальной средней школы милиции, закончил – заместителем министра внутренних дел Республики Коми в звании полковника милиции. Награжден многочисленными государственными и ведомственными наградами, является заслуженным работником МВД.

В 1963 году, после успешного окончания Ленинградской специальной средней школы милиции МВД СССР, лейтенант милиции Анатолий Зотов прибыл в распоряжение МВД Коми АССР. Борис Шенкман вспоминает:

«В конце июля 1971 года я был назначен на должность следователя отдела внутренних дел Сыктывкарского горисполкома. Там я впервые и увидел Анатолия Михайловича. Тогда он был заместителем начальника милиции по оперативной работе.

Ходил он в гражданской одежде, но я обратил внимание, что сотрудники обращались к нему: «товарищ капитан» или по имени-отчеству. И эти обращения произносились с такой уважительной интонацией, что не возникало сомнений: и у подчиненных, и у коллег-руководителей к Анатолию Михайловичу особое отношение. Сегодня я не сомневаюсь, что это было связано с его позитивными человеческими качествами, а также с его профессиональным подходом к порученному делу. Во время суточного приема-сдачи дежурства он спокойно и доброжелательно задавал вопросы и дежурному, и следственно-оперативной группе, сразу становилось ясно, какие недостатки были допущены при выезде на место происшествия, на что необходимо было обратить внимание и в каком направлении продолжить работу по раскрытию преступления.

Во время строевых смотров он очень внимательно не то, что смотрел, а даже изучал внешний вид сотрудника и определял его отношение к форменной одежде. Подводили обычно ребята из отдела уголовного розыска.

Руководители управлений и отделов на сутки назначались ответственными по министерству. В их обязанности входили проверка несения службы, проведение инструктажей подразделений ППС и ОВО. Некоторые руководители только присутствовали на инструктажах. А Анатолий Михайлович их проводил лично. Его инструктажи всегда были предметны, конкретны, содержательны. Его интересовал не только внешний вид патрульного. Он проверял, знает ли наряд, какие преступления совершены на его маршруте патрулирования, где расположены криминогенные места совершения преступлений, приметы преступников, находящихся в розыске, основания и порядок применения оружия и физической силы. Особое внимание он обращал на меры личной безопасности при несении службы и задержании правонарушителей. Постоянно напоминал, что милиционеры к своим родным должны вернуться здоровыми и невредимыми.

Не ошибусь, если отмечу, что должность заместителя министра – начальника милиции общественной безопасности, в которой Анатолий Михайлович работал с 1987 по 1997 годы, была словно пороховая бочка. Ведь эта служба являлась самой многочисленной, ее штат составлял более четырех тысяч человек. У Анатолия Зотова в непосредственном подчинении были руководители десяти самостоятельных управлений и отделов. В состав милиции общественной безопасности входили участковые инспекторы милиции, патрульно-постовая служба, ГАИ, УВО, инспекция по делам несовершеннолетних, дознание, изоляторы временного содержания, медицинские вытрезвители, ОМОН и другие подразделения. И ответственность за организацию их работы и ее результаты возлагалась на заместителя министра.

В то время происходили непредсказуемые перемены в общественно – политической и экономической жизни страны и региона. В конце 80-х – начале 90-х годов и в нашей республике значительно обострилась криминогенная обстановка, особенно в Воркуте и Инте. В этих условиях руководству МВД республики, в том числе и Анатолию Михайловичу, приходилось ежедневно оценивать и принимать соответствующие решения о тактике действий начальников органов внутренних дел этих городов. Для всех работать в таких условиях – это большая психологическая нагрузка, а для руководства министерства, на мой взгляд, вдвойне. Но мы, начальники управлений и отделов, никогда не видели Анатолия Михайловича, так сказать, не в духе. При любых обстоятельствах он всегда разговаривал с подчиненными спокойно, корректно, доброжелательно.

Огромную организаторскую и практическую работу проводил Анатолий Михайлович в период становления отрядов милиции особого назначения. Первый такой отряд был создан при Воркутинском отделе внутренних дел в мае 1991 года. Необходимо было решить не только материально-технические вопросы по размещению отряда, но и оперативно сформировать руководящий состав отряда, в первую очередь определиться с кандидатурой на должность командира. По инициативе Анатолия Михайловича на эту должность был назначен Владимир Грибенников. Практика показала, что этот выбор был оправдан. Второй отряд уже при МВД Республики Коми стал создаваться в ноябре 1993 года. По предложению Анатолия Михайловича возглавить отряд с учетом имеющегося опыта и профессиональных качеств также доверили Владимиру Грибенникову. Он через несколько лет станет заместителем министра внутренних дел республики. Анатолий Михайлович хорошо знал сотрудников министерства и именно по его рекомендациям многие из них назначались на вышестоящие должности.

В конце 1994 года резко обострилась социально-политическая и криминогенная обстановка на Северном Кавказе. В конфликтный регион стали направляться милицейские подразделения из различных субъектов России, в том числе и из нашей республики. В связи с этим министр внутренних дел Евгений Трофимов поставил перед Анатолием Зотовым особые задачи. Они заключались в том, чтобы в максимально короткий срок подготовить сотрудников к несению службы в незнакомом регионе.

Обращалось внимание не только на физическую подготовку бойцов ОМОНа, но и на их морально-психологическую готовность обеспечивать общественный порядок на территории, где проживает население с другими обычаями и традициями.

Необходимо было решать организационные вопросы по отбору сотрудников для направления в командировку, их вооружению, материально-техническому обеспечению, разъяснять вопросы социальной защиты командируемых. И всю эту работу контролировал, а часто и принимал в ней непосредственное участие, Анатолий Михайлович. Первый такой отряд был направлен в командировку на Северный Кавказ 15 февраля 1995 года».

Борис Шенкман вспомнил один эпизод, который, по его мнению, ярко характеризует его наставника Анатолия Зотова. Однажды, летом 1995 года, к Борису Шенкману, который тогда курировал ОМОН, пришли жены бойцов этого подразделения и потребовали, чтобы их мужей не отправляли в командировки в Чеченскую Республику. Борис Шенкман ответил, что, если у мужей имеются уважительные причины не ехать в командировку, необходимо доложить об этом командиру ОМОНа.

Дамы заявили, что у их супругов нет ни тяжелых заболеваний, ни уважительных причин для отказа от поездки в командировку. Просто женщины любят своих мужей и просят не направлять их туда, где они могут подвергнуться опасности. Борис Шенкман ответил посетительницам, что способ выполнить их пожелание только один: их мужья должны найти другую работу. Тогда дамы собрались к Анатолию Зотову, о котором они, очевидно, слышали немало положительных отзывов от супругов, чтобы он подсказал, как выполнить их просьбу.

«Я позвонил Анатолию Михайловичу, и через несколько минут мы были в его кабинете. Он выслушал женщин, поговорил с ними, расспросив о составе семей, увлечениях и вообще о жизни. Но пришедшие с нетерпением ждали ответ на свою просьбу. Анатолий Михайлович ответил, что положительного для них решения быть не может. Тогда посетительницы решили, видимо, использовать свой главный аргумент:

– Вы же и Борис Абрамович в Чечню не ездите…

Анатолий Михайлович спокойно отреагировал на эти слова. Он не стал говорить им, что мы уже оба были в «горячих точках», сопровождая туда бойцов отряда. Ответил, что, когда потребуется, мы тоже будем направлены в Чечню…»

Это «потребуется» не заставило себя долго ждать. Уже в середине октября 1995 года полковник милиции Анатолий Зотов был направлен начальником 6-ой оперативной зоны с местом дислокации в селе Ботлих Республики Дагестан. Там у него в подчинении были более полутысячи сотрудников милиции из десяти регионов России, в том числе, из Краснодарского и Ставропольского краев, Московской, Ростовской, Курганской областей. И этим очень разным по психологическим характеристикам личным составом надо было руководить.

«Мне неизвестно, какие неожиданные ситуации возникали во время этой командировки (а по личному опыту знаю, что они всегда есть и среди личного состава, и во взаимоотношениях с населением, и при несении службы). Но глубоко убежден, что организаторские способности, профессиональный опыт и житейская мудрость позволяли Анатолию Михайловичу принимать правильные и справедливые решения», – пишет Борис Шенкман.

Перед сотрудниками 6-ой оперативной зоны была поставлена задача – обеспечить безопасность населения Ботлихского района и общественный порядок на закрепленной территории, а при необходимости оказать помощь пограничникам по прикрытию границ Дагестана с Чечней и Грузией. Эту задачу они успешно выполнили. В конце декабря 1995 года Анатолий Зотов вернулся в Сыктывкар.

«Для меня Анатолий Михайлович был и есть учитель, наставник, коллега по работе. Я спросил у восьми моих коллег (стаж службы каждого в милиции от 25 и более лет), что они могут сказать об Анатолии Михайловиче Зотове. Ответы получил одинаковые: для каждого из них он – товарищ, наставник, учитель, профессионал и руководитель, обладающий высокими человеческими качествами.

Борис Шенкман убежден: Анатолий Зотов нашел себя в сложной и нужной милицейской профессии, а милиция Коми в его лице обрела замечательного специалиста, мудрого руководителя и хорошего человека.

После выхода в отставку Анатолий Зотов несколько лет был заместителем председателя общественного совета при МВД по Республике Коми, а затем членом этого совета. В настоящее время он – почетный член совета ветеранской организации республиканского МВД.

По материалам Бориса ШЕНКМАНА

Оставьте первый комментарий для "Повесть о настоящем человеке"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.