В тройке лидеров

народные праздники и «Лузалес»

Ижемский праздник «Луд» и усть-цилемская «Горка» лидируют в голосовании за главные достижения Коми. Помимо двух народных праздников в тройке лидеров от нашего региона также предприятие «Лузалес». Всего за девять проектов, представленных Республикой Коми на портале «Достижения.РФ», отдано более десяти тысяч голосов.

Голосование за значимые достижения российских регионов, среди которых девять – достижения Республики Коми, проходит в преддверии международной выставки-форума «Россия», которая состоится в Москве на территории ВДНХ с 4 ноября 2023 года по 12 апреля 2024 года. Указ об этом подписал президент России Владимир Путин. Участниками выставки-форума «Россия» станут все субъекты Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, корпорации и делегации зарубежных государств. За каждое из достижений региона можно проголосовать на сайте Достижения.рф в разделе «Достижения регионов».

Костры большого «Луда»

Межрегиональный традиционный народный праздник «Луд» проходит в Ижме, и он уже стал одним из современных туристических брендов республики. Своими корнями праздник уходит в далекие языческие времена, когда коми поклонялись солнцу, земле и воде. Видимо, оттуда и хороводы по солярному кругу, и обычай привозить в Ижму горсть земли и немного воды. Еще в позапрошлом веке ижемцы в одну из белых летних ночей выходили «лудын войлыны» («гулять на лугах»). Назывался народный праздник «Луд» (в переводе с коми – «Луг»). Но в середине 1930-х годов традиция прервалась. Попытки возобновить гулянья были предприняты только в 1997 году. Регулярно проводить «Луд» стали с 2004 года. В 2005-м праздник получил статус республиканского, затем стал межрегиональным. Сейчас «Луд» проходит в первые выходные июля – в ночь с субботы на воскресенье. Сохранилась главная особенность «Луда»: здесь нет зрителей, каждый становится участником древнего обряда встречи солнца и поклонения ему. Все разводят костры, готовят пищу, играют, поют, танцуют. Даже городская молодежь приезжает на праздник, который заканчивается этнодискотекой при свете костров и восходящего солнца. Костры на лугу горят всю ночь, только утром люди расходятся по домам.

Минувшим летом в Ижме прошел уже XVII-ый «Луд». На своей исторической родине собрались изьватас со всей республики, а также с Кольского полуострова и Ямала – более шести тысяч гостей. В рамках мероприятия в центре села развернулись интерактивные площадки с играми, конкурсами, угощениями, мастер-классами, концертными и развлекательными программами, а также торговые ряды и сувенирные лавки. Мастера представили свои работы на ярмарке «Киподтуя йöз». Традиционный поэтический марафон «Муса чужан кыв вылын» («На любимом родном языке») собрал любителей поэзии, звучали стихи и песни на коми и русском языках. На тематической выставке «Край родной на страницах книг» для гостей праздника были представлены новые книги об Ижме и Ижемском районе. Музыкальный ретро-уголок «На волнах нашей памяти», посвященный 100-летию коми композитора Александра Осипова и 100-летию коми народной певицы Валентины Есевой познакомил посетителей с интересными фактами из биографий юбиляров. Творческие коллективы из разных районов республики выступили на концерте. Традиционно состоялись конноспортивные соревнования: гонки верхом на лошадях и двухколесных экипажах-бричках, соревнования по прыжкам через нарты, метанию аркана на хорей и гири на дальность.

Вечером по главной улице Ижмы прошли с песнями и танцами все собравшиеся коллективы и участники обряда. В шествии «Ижемские ворота», которое растянулось на несколько километров, участвовали несколько сотен человек. Большинство участниц были в старинных парчовых сарафанах, которые передаются из поколения в поколение. А на зареченских лугах прошел конкурс «Хоровод невест». По традициям коми, девушек в семьях воспитывали под постоянным приглядом. Поэтому пообщаться, присмотреться друг к другу юноши и девушки могли только на гуляньях перед страдой и во время широко отмечаемых православных праздников. Тогда же свекрови присматривали будущих невесток, а женихи выбирали невест. В этом году в «хороводе невест» участвовали пять девушек, которые вышли в традиционных ижемских нарядах. Одни в сарафанах, которым уже не одна сотня лет, а другие в новых, сшитых специально к празднику. Жюри невестой этого года выбрало Викторию Терентьеву.

«Горка» на берегу Печоры

А в старинном русском селе Усть-Цильма на берегу Печоры можно стать участником другого древнего праздника. Усть-Цилемская «Горка» – это сложное хороводно-игровое действо, где каждый хоровод исполняется по строго определенным традициям. В этот день женщины облачаются в наряды, скроенные по выкройкам XV–XVII веков, которые поражают богатым убранством и сложной символикой. Сохранению русской традиционной культуры в Усть-Цильме помогли два обстоятельства. Первое – труднодоступность этих мест, оторванность от России после того, как в XVI веке путь в Сибирь через Печору потерял свое значение. И второе – верность традициям старообрядцев, которые основали Усть-Цильму. Даже песенный фольклор почти не изменился за последний век – с тех пор, как его начали записывать исследователи.

Корни праздника «Горка» – в древнем поклонении людей солнцу, когда они собирались за деревней на холме и встречали солнце с песнями и хороводами. Весенние хороводы молодежи играли важную роль в свадебной обрядности: на них происходил игровой, а порой настоящий выбор жениха или невесты. Поэтому главная роль в празднике отводилась юношам и девушкам. Однако руководили сложным «горочным» хороводно-игровым действом, как правило, люди старшего возраста, хорошо знавшие традиции.

«Горка» приурочена к значимым датам православного календаря. Она начинается с Николы вешнего (22 мая), продолжается каждое воскресенье, если позволяет погода, а заканчиваются все горочные гулянья в день Петра и Павла (12 июля). Обязательными «горочными» праздниками являлись Иванов и Петров дни. Самая большая «горка» проводилась в Иванов день в Усть-Цильме, куда съезжались жители окрестных сел. По традиции «горку» водили до трех раз в день, и за день девушки трижды меняли наряды.

Женский праздничный наряд усть-цилемки состоит из рубахи-«рукавов», сшитых из репса или парчи, матерчатого сарафана, фартука – из шелка, штофа или парчи, пояса. Головной убор девушки – хаз (налобная повязка), головной убор невесты – повойник, сшитый из старинной парчи, вышитой золотой и серебряной нитью. Женский головной убор – плат. В наряде обязательно присутствуют украшения: металлические запонки, крупная брошь, серебряные цепи с праздничным крестом. Мужской костюм состоит из рубахи-косоворотки, простых штанов, узорных чулок и кожаной обуви.

К месту проведения «горки» ее участники направлялись с песнями по двое или по трое и составляли первый хоровод. Первую «горку» утром водила молодежь и подростки. После обеда на «горку» собирались замужние женщины. На вечерней, главной, «горке» собирались жители всех возрастов, включая детей и стариков в качестве зрителей. Участники исполняли традиционные песни и проигрывали семь обязательных танцевальных фигур в строгой последовательности.

С 2004 года «Усть-Цилемская горка» получила статус республиканского праздника. Он проводится 12 июля. На празднике традиционно присутствуют более пяти тысяч гостей: жители Усть-Цильмы и района, их гости и родня, ученые-этнографы, туристы. В 2011 году «Усть-Цилемская горка» была включена в федеральный реестр объектов нематериального культурного наследия.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "В тройке лидеров"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.