Наука путешествий по незримым маршрутам

Коми республиканское отделение Всероссийского общества слепых отмечает 95-летие. К своему юбилею организация подготовила множество мероприятий – спортивных и интеллектуальных, которые проходили в течение всей этой недели в рамках социокультурной акции «Дни белой трости».

Финальным аккордом празднования юбилея стало торжественное мероприятие в Академическом театре драмы имени Виктора Савина, а накануне в Специальной библиотеке для слепых Республики Коми имени Луи Брайля прошел межрегиональный семинар «Социокультурная реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья: адаптированный туризм», главными героями и ньюсмейкерами на котором стали гости из Москвы – Сергей и Ольга Ваньшины.

Супруги Ваньшины – люди поистине уникальные. Сергей Ваньшин – генеральный директор института персональной реабилитации «Реакомп», кандидат педагогических наук, лауреат международной премии имени Н.Островского, национальной премии имени Е.Мухиной, лауреат ВДНХ СССР, почетный работник Минтруда РФ, заслуженный работник ВОС, реабилитолог. Его жена Ольга – музеевед государственного Дарвиновского музея. Супруги – соавторы концепции социокультурной реабилитации музейными средствами инвалидов разных нозологий, положенной в основу музейного обслуживания инвалидов в России.

Сергей Ваньшин слеп с детства, но вместе со своей зрячей супругой он совершил столько путешествий, в том числе экстремальных, сколько за всю свою жизнь не наберет даже очень большая группа зрячих.

– С потерей зрения человек теряет до 90 процентов информации об окружающем мире. И наступает так называемый информационный голод, который с давних времен в значительной степени компенсируется книгой, чтением. Отсюда у слепых повышенный интерес к книге и к библиотеке, – начал свое выступление эксперт.

Он напомнил, что первая в мире библиотека для слепых была открыта больше ста лет назад в Москве. После Великой Отечественной войны по всей стране появилась целая сеть таких библиотек. Здесь старались находить новые пути возмещения информационного голода своих подопечных: организовывали кружки громкого чтения, встречи с писателями, самодеятельность, проводили для незрячих экскурсии.

В итоге появились люди, которые стали разбираться в том, как помогать слепым, что нужно сделать, чтобы, с одной стороны, не быть навязчивым, а с другой – оказать помощь, которая будет результативной и эффективной. И вот здесь ни одно другое учреждение в России, кроме библиотек, не может похвастаться таким взаимодействием со слепыми, знанием их особенностей и потребностей. В итоге именно библиотекари выступают консультантами и организаторами инклюзивных мероприятий.

Сергей Ваньшин подчеркнул ключевую особенность людей с инвалидностью:

– Инвалид – это человек, у которого наступили необратимые изменения в здоровье. Медицина не в состоянии вернуть ему утраченные функции и возможности, поэтому человек нуждается в специальных мерах, нивелирующих последствия разрушения здоровья.

При этом эксперт не стал скрывать: инвалиды – люди очень непростые. Были случаи, когда слепой в ответ на предложение ему помочь избивал тростью того, кто предложил ему эту помощь.

– Не оправдываю таких слепых, но все-таки прошу иметь ввиду, что инвалиды, особенно слепые, живут в перманентном стрессовом состоянии. Любой выход на улицу – это уже проблема: нужно собраться с силами, сконцентрировать свое внимание, чтобы не попасть в неприятную ситуацию. К примеру, большую опасность представляют навесные препятствия, такие как борт грузовика. Когда трость слепого попадает под борт грузовика, своевременный сигнал об этом препятствии человек не получает и ударяется лицом в этот самый борт. А сколько колодезных люков у нас оказываются открытыми! Я сам лично влетал в такой люк. Для колясочников большая проблема – бордюрные камни, для слепого это препятствие такого же порядка. В метро шум от прибывающего поезда достигает 90 децибелл, и слепой в этой ситуации становится слепо-глухим, ориентироваться по слуху в этом пространстве для него – большая проблема. А еще есть конфликтные ситуации, связанные с организацией жизни, на работе или в семье. Словом, проблем очень много, и надо учиться помогать инвалидам, а самим инвалидам – учиться преодолевать этот негатив, – продолжил Сергей Ваньшин.

Немаловажен и такой аспект, как личная позиция инвалидов. Среди них есть люди активные и неунывающие. Они позитивны и любознательны, стремятся преодолевать проблемы. Другая часть инвалидов уходит в пассив, замыкается, ничего не хочет, лишь бы было меньше раздражающих внешних обстоятельств.

По словам Сергея Ваньшина, современные западные психологи вторую – пассивную – часть исключают из активной жизни: «раз не хотят, не будем их трогать». Но российские психологи придерживаются иного мнения – надо найти струнку, которая поможет поменять акценты в жизни человека и постепенно переориентировать его на другую жизнь.

Реабилитация должна быть комплексной, начиная с навыков самообслуживания и ориентирования в пространстве и заканчивая возвращением к обычному образу жизни. Социокультурная реабилитация является важной частью комплексной реабилитации. Слепые ходят в театры и даже кинотеатры, «смотрят» телевизор, слушают радио. И в том числе незрячие – большие ценители экскурсий.

При посещении музеев для незрячих туристов огромное значение имеют рельефно-графические изображения экспонатов и поясняющие таблички, набранные шрифтом Брайля. Макеты экспонатов — миниатюрные или, наоборот, увеличенные, необходимы, чтобы слепой человек мог ощупать копию руками и получить тактильное представление об экспонате. Участникам семинара эксперты из Москвы представили слайд-шоу с удачными и неудачными образцами рельефно-графических изображений, которые встретились им в европейских и российских музеях.

– Я учился в школе для слепых и могу сказать, что практически все программы для массовой школы реализовывались и у нас тоже. Мы посещали музеи, и каждый экскурсовод старался так провести экскурсию, чтобы незрячие дети получили максимальные впечатления, – подчеркнул Сергей Ваньшин.

Говоря о туризме для слепых, эксперт поделил людей на две части: тех, у кого есть возможность путешествовать, и тех, у кого такой возможности нет. Для спортивных людей многое доступно.

– Вообще, сам организатор туристической работы с инвалидами должен иметь хорошее представление о возможностях той или иной нозологии: что доступно, а что недоступно колясочникам, слепым, глухим и так далее. И тогда организатор сможет заранее оценить, реален этот маршрут для той группы, или нет. Иначе можно попасть в тяжелую ситуацию, – пояснил Сергей Ваньшин. – Кроме того, если на десять слепых будет один организатор группы, то это катастрофа. А вот если из десяти человек пятеро будут зрячими и могут стать проводниками слепых, то эффект от такого туристического мероприятия будет наилучшим.

Выступавший на собственном примере доказал, что, имея активную позицию, можно добиваться поистине впечатляющих результатов.

Например, во время первого совместного путешествия Ваньшины совершили восхождение на горный хребет в Геленджике, где чуть не заблудились. Примечательно, что спуск с горы нашел именно Сергей, который запомнил маршрут, по памяти и интуитивно определил, что надо идти не прямо по тропе, а спускаться по ступенькам сбоку.

– Когда мы вернулись, у меня болели все мышцы, я четыре дня не мог спускаться по лестнице, съезжал по перилам, – вспоминает путешественник. – Но это все очень богатые впечатления.

А еще Сергей Ваньшин самостоятельно ездил в горах верхом на лошади, погружался с аквалангом, 40 минут провел на глубине 7,5 метра в открытом море, получил представление, как человеческое тело чувствует себя в водном пространстве. Вместе с женой он летал на гидроплане, и в полете командир самолета доверил ему, незрячему, взять в руки штурвал и пару минут управлять летательным аппаратом с пассажирами на борту.

Будучи военным историком, Сергей хорошо знаком с активистами движения «Моторы войны», которые реконструируют боевую технику времен Второй мировой. На одном из таких слетов Сергей Ваньшин проехал в советском танке образца 1941 года и самостоятельно на малой скорости управлял трофейным артиллерийским тягачом.

В прошлом году группа инвалидов опробовала турмаршрут на туристическом поезде, а в минувшем августе Сергей Николаевич научился управлять байдаркой.

– Интерес к туризму инвалидов растет. Возможности здесь богатые, польза очевидна, заниматься этим обязательно надо, но осмотрительно, оценивая пространство и физические возможности участников, чтобы все получили пользу и удовольствие, – заключил эксперт.

Галина ВЛАДИС

Фото автора

 

А ЧТО У НАС?

В Коми туризм для незрячих тоже начинает развиваться. Первой ласточкой стал организованный библиотекой имени Брайля при поддержке регионального минкультуры республиканский конкурс среди муниципальных библиотек «Республика Коми – родная земля: незримые маршруты». Библиотекам была поставлена задача – не просто познакомить с местными достопримечательностями, но и адаптировать их для людей с инвалидностью. Причем в приоритете были именно незрячие.

Организаторы даже не ожидали, что участие будет таким активным. На конкурс поступило шестнадцать работ из девяти муниципалитетов. Итоги подвели в ходе семинара. Среди городских библиотек победителем стала центральная библиотека Емвы с проектом «Вымский саквояж». Второе место заняла Централизованная библиотечная система Сыктывкара, подготовившая аудиогид «Сыктывкарские прогульщики», третье – у центральной библиотеки Ухты, разработавшей автобусную экскурсию «Ленин в Ухте».

Среди сельских читален лучшей признана Усть-Куломская межпоселенческая библиотека, сотрудники которой разработали экскурсию по туристической тропе села Деревянск. Лауреатом второй степени стала Ыбская библиотека-филиал имени В.И.Безносикова Сыктывдинской ЦБС за проект «Экскурсия по Свято-Вознесенскому храму села Ыб». Историко-краеведческую экскурсию «Маршруты памяти» разработали сотрудники Жешартской библиотеки-филиала имени С.А.Попова Усть-Вымской МЦБС, за что удостоены диплома третьей степени.

Оставьте первый комментарий для "Наука путешествий по незримым маршрутам"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.