Что встречают по обложке?

Обложка – это лицо книги, и у каждой книги оно индивидуально. Увидеть необычные и оригинальные обложки можно на новой выставке в Национальной библиотеке Коми. Здесь в фойе первого этажа сектор редкой книги библиотеки представил экспозицию «Встречаем по обложке».

– На выставке показаны четырнадцать экземпляров наиболее интересных обложек и переплетов из коллекции библиотеки, – рассказала «Республике» куратор выставки – библиотекарь отдела основного хранения фондов Лилия Холопова. – Читатели увидят книги с тканевыми, металлическими и деревянными переплетами, украшенными вышивкой, чеканкой, кожей и другими материалами.

Как уточнила библиотекарь, обложка – это лист плотной бумаги или мягкого картона, которым обернут книжный блок для защиты от повреждений и загрязнений. Книжные покрытия, выполненные из более твердых материалов, называются переплетом. Именно с переплетом и обложкой соприкасается читатель, беря книгу в руки. И это первое тактильное ощущение, по мнению специалистов, не менее важно, чем само содержание.

На выставке можно увидеть редкое издание – вышедшую в 1958 году в Праге книгу «Мечи и кинжалы Индонезии». Ее переплет украшает золотое тиснение в виде растительного рисунка и древней статуи, в руках которой металлический кинжал-застежка, вставленный в петли из золотой нити.

Обложка миниатюрного издания пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке» (Москва, 1969 год) обтянута натуральной тканью и украшена вышивкой гладью. Переплет издания «Ермак» (Новосибирск, 1980 год) обтянут тканью и украшен металлической чеканкой. Миниатюрная книга-раскладушка сувенир «Ледяная пещера» представляет собой фотоальбом в металлической обложке с видами Кунгурской ледяной пещеры. Издание 1940 года поэмы Данте «Божественная комедия» облачено в коленкоровый переплет бордового цвета с конгревным тиснением и тиснением золотом портрета автора на верхней крышке переплета. Издание «Большой театр СССР: Опера. Балет» (Москва, 1958 год) в цельнотканевом переплете, выполненном в технике шелкографии. Ткань имитирует занавес Большого театра. Книга «Санкт-Петербург: История города» (Санкт-Петербург, 1998 год) в переплете, сделанном «под медь» по оригинальной технологии и украшенном рельефным тиснением.

Прототип обложки назывался «диптих» – обычно это были две скрепленные между собой пластины из дерева или металла, часто обтянутые кожей. С наружной стороны диптихи были гладкими, чтобы было проще выцарапывать название. Позже, с развитием типографского и печатного дела сначала делали сафьяновые и коленкоровые, а затем кожаные переплеты. Обложки принялись украшать драгоценными камнями и золотом. Во времена правления российской императрицы Елизаветы Петровны дорогие обложки делали из тонкой белой кожи, бархата или шелка, добавляя золотые надписи и тиснения.

Экспозиция будет работать до 20 ноября.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Что встречают по обложке?"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.