Воркутинский драматический театр имени Бориса Мордвинова отметил юбилей
Восемьдесят лет исполнилось Воркутинскому драматическому театру, который сейчас носит имя его первого режиссера Бориса Мордвинова. Один из немногих в стране заполярных театров был создан в сложном 1943 году. Во время войны открылся театр одной из самых известных оперетт – яркой «Сильвой» Имре Кальмана. Эта же постановка стала основой спектакля, которым театр отметил свой юбилей.
«Сильва. Дойти до премьеры» (12+) – самый массовый спектакль в истории театра, к которому готовились несколько лет. Новое прочтение «Сильвы» получило грантовую поддержку главы Коми. Пьесу, в которой соединились сюжет оперетты и воркутинская история 1943 года, написал московский драматург, заслуженный деятель искусств России Сергей Коробков, а поставил режиссер из Москвы, доцент кафедры мастерства актера Театрального института имени Щукина Валерий Маркин. Это художественный взгляд на то, как в нечеловеческих условиях, вопреки времени, месту и обстоятельствам в Воркуте родился театр столичного уровня. Чего стоило с нуля создать театр и поставить в нем блистательную, яркую, праздничную оперетту – в разгар Великой Отечественной войны, посреди заполярной тундры, когда гулаговско-шахтерский поселок на реке Воркуте пока даже не стал городом. Поэтому и жанр спектакля определен как «поэма о театре».
Особый режиссерский ход в постановке – на глазах зрителей монтируются сцены, выстраиваются декорации, меняются костюмы, звучат арии в исполнении воркутинских артистов и фрагменты арий в исполнении Зои Смирновой-Немирович и Нияза Даутова из кинофильма «Сильва» 1944 года.
Перед началом спектакля в фойе театра директор театра Елена Пекарь вместе с и.о. министра культуры и архивного дела Коми Марией Балмастовой торжественно открыли арт-объект, символизирующий неразрывную связь нынешнего дня театра с его прошлым, а в антракте была презентована книга, подготовленная театром специально к юбилею. И арт-объект, и фолиант получили одно название: «Соединяя время». По сути, стремление соединить времена стало лейтмотивом всего празднования 80-летия, этой же идее подчинена и новая постановка.
После спектакля со словами благодарности театру и теплыми пожеланиями выступили многочисленные гости вечера. Мария Балмастова передала диплом главы РК всему коллективу работников театра, поздравила от своего ведомства и себя лично. Помимо этого, она вручила награды разного уровня – от звания «Почетный работник культуры РК» до благодарностей министра культуры и архивного дела РК почти половине штатных сотрудников театра и преподнесла в подарок учреждению сертификат на приобретение оборудования и новые постановки на сумму 5,5 миллиона рублей. Замруководителя администрации Воркуты Юрий Слонис вручил награды администрации города еще шестерым служителям театра. Также прозвучали поздравления и поступили подарки от гендиректора АО «ВоркутаУголь» Максима Панова и заслуженной артистки России, народной артистки Коми Ольги Сосновской. Она передала поздравления и подарки от всех республиканских театров, расположенных в Сыктывкаре, от Союза театральных деятелей Коми, членом правления которого артистка является, а также от своей творческой семьи. А главным ее подарком в поддержку спектакля про певицу от Кальмана (то бишь «Сильвы») стал фрагмент из другой истории про певицу все того же Кальмана – ария Одетты Даримонд из оперетты «Баядера».
Поздравили театр депутат Госсовета РК Сергей Гагаузов, помощник его коллеги по парламенту Руслана Магомедова и директор воркутинского Дворца творчества детей и молодежи Елена Прокопчик. Особыми гостями вечера стали специально прибывшие в Воркуту дочь известного художника Адама Шмидта, находившегося в заключении в Воркутлаге, художника лагерного театра – Маргарита Шмидт, дочь заслуженной артистки РФ, народной артистки РК Ивы Шварцберг – Ирина Перунова и режиссер Аман Кулиев. От ветеранов заполярного города выступили почетный гражданин и член Общественного совета Воркуты Михаил Тверской и почетный шахтер России Леонид Коффе.
Напомним, что театральная история нашей республики начиналась с двух сторон. С юга – коми театр Виктора Савина, с севера – русский театр Воркуты. Еще в 1918 году Виктор Савин организовал театральную труппу и написал для нее драму «Ыджыд мыж» («Большая вина»). Спектакль был поставлен на сцене в начале 1919 года. В 1921 году под управлением Виктора Савина сформировался «Сыкомтевчук» (Усть-Сысольское коми театральное объединение). «Сыкомтевчук» функционировал около восьми лет, а в 1930 году свой первый сезон начал КИППТ (Коми инструктивный передвижной показательный театр).
В заполярной части республики театральная история шла своим путем. Согласно приказу начальника управления Воркутстроя НКВД СССР, инженера-полковника Михаила Мальцева от 8 августа 1943 года, театр создан «в целях наилучшего обслуживания вольнонаемного населения Воркутинского угольного бассейна художественно-зрелищными мероприятиями». Главным режиссером был назначен находившийся в заключении бывший главный режиссер Большого театра и профессор Московской консерватории Борис Мордвинов. В 1940 году его обвинили в шпионаже и приговорили к трем годам лагерей. В 1943 году срок заключения продлили. Поначалу Мордвинов был подсобным рабочим, дневальным в бараке, грузчиком.
Так получилось, что театр в поселке Воркута возник раньше, чем сам город. Официально статус города был присвоен Воркуте 26 ноября 1943 года. Сначала спектакли играли в шахтерском клубе. В 1945 году было построено деревянное здание театра, но в 1958 году оно сгорело.
Была собрана труппа из 23 человек. В состав первой труппы вошли заключенные артисты, а также вольнонаемные, среди которых были ссыльные и те, кто только освободился. Из ближайших лагерей и пересылок в Воркуту собирали артистов, музыкантов, художников, портных, парикмахеров.
Первым спектаклем в репертуаре стала оперетта Кальмана «Сильва», премьера которой состоялась 1 октября 1943 года. Для ее постановки не было даже нот. Тогда исполнительница роли Сильвы вольнонаемная Наталья Глебова, в прошлом актриса Ростовского музыкального театра, и заключенный Теодор Рутковский за три дня напели по памяти все партии из «Сильвы». А экс-концертмейстер Александр Стояно записал ноты и создал оркестровую партитуру. «Сильва» стала легендой театра, такой же значимой, как «Чайка» для МХАТа.
В репертуаре воркутинского театра были оперы, оперетты, драматические спектакли, многочисленные концерты. Работали артисты по-стахановски – в год играли по шестьсот спектаклей, выходило до десяти премьер. А еще до тридцати новых постановок и концертных программ.
Из лагерей по всей стране в Воркуту доставляли политических зэков – бывших актеров, музыкантов, художников. И уже в первые пять лет после создания театра число артистов перевалило за полторы сотни. На воркутинскую сцену выходили солист питерской Мариинки Теодор Рутковский, солистка Музыкального театра имени Немировича-Данченко Сарра Кравец, первый исполнитель песни «Широка страна моя родная» – бывший солист Всесоюзного радио Борис Дейнека, старинные романсы пела Татьяна Лещенко-Сухомлина. В Воркуту попали и известные драматические артисты: Валентина Токарская и Рафаил Холодов из театра сатиры; Елена Михайлова из малого; Борис Козин, Владимир Владимирский, Николай Кошкин из Ленинградского БДТ, балетмейстеры Тамара Галицкая, Алексей Дубин-Белов, кинодраматург Алексей Каплер и другие.
Почти вся труппа состояла тогда из заключенных. Спектакли проходили с аншлагом, но существовало положение о том, что аплодировать заключенным нельзя. В какой-то степени театр для интеллигенции, попавшей в Воркутлаг, оказался спасением. Он находился вне зоны, заключенных приводили туда под конвоем, они шли несколько километров пешком, но все равно многие вспоминали о нем, как о рае, куда они попали после ада в шахтах. «Было ощущение, что я попал из ада в рай…» – это слова из воспоминаний артиста Алексея Маркова, который был взят в театр с тяжелейших общих работ в шахте.
После массового освобождения заключенных театр перестал подчиняться МВД СССР и стал Воркутинским драматическим. В 1950-е годы многие из заключенных, в том числе и Мордвинов, освободились и покинули Воркуту. Из-за этого исчез знаменитый театральный оркестр, перестали ставиться оперы и оперетты, и театр стал драматическим. Некоторые артисты воркутинского театра вошли в состав первой труппы музыкального театра Сыктывкара. Мордвинов недолго жил в Сыктывкаре, потом работал в театрах Саратова, Минска. 8 декабря 1953 года он наконец вернулся домой, в свою семью, а ночью умер от инфаркта во сне. Ему было 54 года.
– Труппа сегодня – очень компактная, но универсальная, – рассказала «Республике» о сегодняшнем положении в театре его директор Елена Пекарь. – Актеров всего двадцать человек, но все они «в тельняшках». С ними можно осуществлять большинство даже сложных постановок. В сезон обычно ставим по шесть-семь спектаклей, в прошлом сезоне поставили семь спектаклей и одну новогоднюю шоу-программу. Намерены расти, развиваться и все-таки дойти до «Золотой маски».
Как сообщила Елена Пекарь, в этом сезоне штат театра вырос сразу на три творческие единицы. Во-первых, это уже хорошо известный воркутинцам Захар Комлев, который с августа является главным режиссером Воркутинского драматического театра имени Б.А. Мордвинова. После шести лет перерыва, с момента как этот пост в 2016 году покинул Артур Кочканян, в театре снова есть главный режиссер. До этого Захар Комлев как приглашенный режиссер поставил в Воркуте мюзикл «Буратино», а также две премьеры прошлого сезона: сатирические эскизы о любви «Милые бранятся – только тешатся!» и восточную сказку «Волшебная лампа Аладдина». Все постановки оказались очень удачными, сразу полюбились зрителям. Во-вторых, с Захаром Комлевым приехала его супруга Ангелина, которую зрители Воркуты знают как хореографа-постановщика спектаклей. И она приехала на постоянную работу – в качестве актрисы и репетитора по балету. В сентябре штат театра пополнила репетитор по вокалу – известная в Воркуте педагог, руководитель студии эстрадного вокала ДКШ «Арта» и преподаватель филиала Колледжа искусств РК Ирина Ларионова. С новыми руководителями сразу трех творческих направлений такого уровня и работающими на постоянной основе – главным режиссером, репетиторами по балету и вокалу – театр получил новые творческие возможности, что открывает и новые горизонты.
– Постъюбилейный сезон обещает стать не менее интересным и насыщенным, чем прежний. Едва «выдохнув» после масштабной премьеры и праздника, в начале ноября наша труппа собирается в Старую Руссу на XXVII Международный театральный фестиваль Достоевского, – продолжила Елена Пекарь. – Впервые театр ездил на этот фестиваль в 2019 году с постановкой «Село Степанчиково и его обитатели». Сейчас же мы покажем «Роман между строк», за который автору его пьесы, режиссеру и исполнительнице одной из ролей Ольге Коколевской в минувшем сезоне вручена медаль Министерства культуры РФ «Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский. 1821-2021». В прошлом сезоне театру удалось принять участие сразу в трех театральных фестивалях. Надеемся, в этом сезоне мы сможем удержать столь высокую фестивальную планку. Мы порадуем зрителей постановками по одной из «Повестей Белкина» (к 225-летию со дня рождения Пушкина) и по пьесе Николая Коляды. Также мы уже начали готовиться к новогодней кампании, с выпуском сказки для детей и вечерней программы для взрослых, а к весне традиционно планируем премьеру спектакля для семейного просмотра. Это лишь малая часть больших планов театра на сезон.
Артур АРТЕЕВ
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "От «Сильвы» до «Сильвы»"