От «Сильвы» до «Сильвы»

Воркутинский драматический театр имени Бориса Мордвинова отметил юбилей

Восемьдесят лет исполнилось Воркутинскому драматическому театру, который сейчас носит имя его первого режиссера Бориса Мордвинова. Один из немногих в стране заполярных театров был создан в сложном 1943 году. Во время войны открылся театр одной из самых известных оперетт – яркой «Сильвой» Имре Кальмана. Эта же постановка стала основой спектакля, которым театр отметил свой юбилей.

«Сильва. Дойти до премьеры» (12+) – самый массовый спектакль в истории театра, к которому готовились несколько лет. Новое прочтение «Сильвы» получило грантовую поддержку главы Коми. Пьесу, в которой соединились сюжет оперетты и воркутинская история 1943 года, написал московский драматург, заслуженный деятель искусств России Сергей Коробков, а поставил режиссер из Москвы, доцент кафедры мастерства актера Театрального института имени Щукина Валерий Маркин. Это художественный взгляд на то, как в нечеловеческих условиях, вопреки времени, месту и обстоятельствам в Воркуте родился театр столичного уровня. Чего стоило с нуля создать театр и поставить в нем блистательную, яркую, праздничную оперетту – в разгар Великой Отечественной войны, посреди заполярной тундры, когда гулаговско-шахтерский поселок на реке Воркуте пока даже не стал городом. Поэтому и жанр спектакля определен как «поэма о театре».

Особый режиссерский ход в постановке – на глазах зрителей монтируются сцены, выстраиваются декорации, меняются костюмы, звучат арии в исполнении воркутинских артистов и фрагменты арий в исполнении Зои Смирновой-Немирович и Нияза Даутова из кинофильма «Сильва» 1944 года.

Перед началом спектакля в фойе театра директор театра Елена Пекарь вместе с и.о. министра культуры и архивного дела Коми Марией Балмастовой торжественно открыли арт-объект, символизирующий неразрывную связь нынешнего дня театра с его прошлым, а в антракте была презентована книга, подготовленная театром специально к юбилею. И арт-объект, и фолиант получили одно название: «Соединяя время». По сути, стремление соединить времена стало лейтмотивом всего празднования 80-летия, этой же идее подчинена и новая постановка.

После спектакля со словами благодарности театру и теплыми пожеланиями выступили многочисленные гости вечера. Мария Балмастова передала диплом главы РК всему коллективу работников театра, поздравила от своего ведомства и себя лично. Помимо этого, она вручила награды разного уровня – от звания «Почетный работник культуры РК» до благодарностей министра культуры и архивного дела РК почти половине штатных сотрудников театра и преподнесла в подарок учреждению сертификат на приобретение оборудования и новые постановки на сумму 5,5 миллиона рублей. Замруководителя администрации Воркуты Юрий Слонис вручил награды администрации города еще шестерым служителям театра. Также прозвучали поздравления и поступили подарки от гендиректора АО «ВоркутаУголь» Максима Панова и заслуженной артистки России, народной артистки Коми Ольги Сосновской. Она передала поздравления и подарки от всех республиканских театров, расположенных в Сыктывкаре, от Союза театральных деятелей Коми, членом правления которого артистка является, а также от своей творческой семьи. А главным ее подарком в поддержку спектакля про певицу от Кальмана (то бишь «Сильвы») стал фрагмент из другой истории про певицу все того же Кальмана – ария Одетты Даримонд из оперетты «Баядера».

Поздравили театр депутат Госсовета РК Сергей Гагаузов, помощник его коллеги по парламенту Руслана Магомедова и директор воркутинского Дворца творчества детей и молодежи Елена Прокопчик. Особыми гостями вечера стали специально прибывшие в Воркуту дочь известного художника Адама Шмидта, находившегося в заключении в Воркутлаге, художника лагерного театра – Маргарита Шмидт, дочь заслуженной артистки РФ, народной артистки РК Ивы Шварцберг – Ирина Перунова и режиссер Аман Кулиев. От ветеранов заполярного города выступили почетный гражданин и член Общественного совета Воркуты Михаил Тверской и почетный шахтер России Леонид Коффе.

Напомним, что театральная история нашей республики начиналась с двух сторон. С юга – коми театр Виктора Савина, с севера – русский театр Воркуты. Еще в 1918 году Виктор Савин организовал театральную труппу и написал для нее драму «Ыджыд мыж» («Большая вина»). Спектакль был поставлен на сцене в начале 1919 года. В 1921 году под управлением Виктора Савина сформировался «Сыкомтевчук» (Усть-Сысольское коми театральное объединение). «Сыкомтевчук» функционировал около восьми лет, а в 1930 году свой первый сезон начал КИППТ (Коми инструктивный передвижной показательный театр).

В заполярной части республики театральная история шла своим путем. Согласно приказу начальника управления Воркутстроя НКВД СССР, инженера-полковника Михаила Мальцева от 8 августа 1943 года, театр создан «в целях наилучшего обслуживания вольнонаемного населения Воркутинского угольного бассейна художественно-зрелищными мероприятиями». Главным режиссером был назначен находившийся в заключении бывший главный режиссер Большого театра и профессор Московской консерватории Борис Мордвинов. В 1940 году его обвинили в шпионаже и приговорили к трем годам лагерей. В 1943 году срок заключения продлили. Поначалу Мордвинов был подсобным рабочим, дневальным в бараке, грузчиком.

Так получилось, что театр в поселке Воркута возник раньше, чем сам город. Официально статус города был присвоен Воркуте 26 ноября 1943 года. Сначала спектакли играли в шахтерском клубе. В 1945 году было построено деревянное здание театра, но в 1958 году оно сгорело.

Была собрана труппа из 23 человек. В состав первой труппы вошли заключенные артисты, а также вольнонаемные, среди которых были ссыльные и те, кто только освободился. Из ближайших лагерей и пересылок в Воркуту собирали артистов, музыкантов, художников, портных, парикмахеров.

Первым спектаклем в репертуаре стала оперетта Кальмана «Сильва», премьера которой состоялась 1 октября 1943 года. Для ее постановки не было даже нот. Тогда исполнительница роли Сильвы вольнонаемная Наталья Глебова, в прошлом актриса Ростовского музыкального театра, и заключенный Теодор Рутковский за три дня напели по памяти все партии из «Сильвы». А экс-концертмейстер Александр Стояно записал ноты и создал оркестровую партитуру. «Сильва» стала легендой театра, такой же значимой, как «Чайка» для МХАТа.

В репертуаре воркутинского театра были оперы, оперетты, драматические спектакли, многочисленные концерты. Работали артисты по-стахановски – в год играли по шестьсот спектаклей, выходило до десяти премьер. А еще до тридцати новых постановок и концертных программ.

Из лагерей по всей стране в Воркуту доставляли политических зэков – бывших актеров, музыкантов, художников. И уже в первые пять лет после создания театра число артистов перевалило за полторы сотни. На воркутинскую сцену выходили солист питерской Мариинки Теодор Рутковский, солистка Музыкального театра имени Немировича-Данченко Сарра Кравец, первый исполнитель песни «Широка страна моя родная» – бывший солист Всесоюзного радио Борис Дейнека, старинные романсы пела Татьяна Лещенко-Сухомлина. В Воркуту попали и известные драматические артисты: Валентина Токарская и Рафаил Холодов из театра сатиры; Елена Михайлова из малого; Борис Козин, Владимир Владимирский, Николай Кошкин из Ленинградского БДТ, балетмейстеры Тамара Галицкая, Алексей Дубин-Белов, кинодраматург Алексей Каплер и другие.

Почти вся труппа состояла тогда из заключенных. Спектакли проходили с аншлагом, но существовало положение о том, что аплодировать заключенным нельзя. В какой-то степени театр для интеллигенции, попавшей в Воркутлаг, оказался спасением. Он находился вне зоны, заключенных приводили туда под конвоем, они шли несколько километров пешком, но все равно многие вспоминали о нем, как о рае, куда они попали после ада в шахтах. «Было ощущение, что я попал из ада в рай…» – это слова из воспоминаний артиста Алексея Маркова, который был взят в театр с тяжелейших общих работ в шахте.

После массового освобождения заключенных театр перестал подчиняться МВД СССР и стал Воркутинским драматическим. В 1950-е годы многие из заключенных, в том числе и Мордвинов, освободились и покинули Воркуту. Из-за этого исчез знаменитый театральный оркестр, перестали ставиться оперы и оперетты, и театр стал драматическим. Некоторые артисты воркутинского театра вошли в состав первой труппы музыкального театра Сыктывкара. Мордвинов недолго жил в Сыктывкаре, потом работал в театрах Саратова, Минска. 8 декабря 1953 года он наконец вернулся домой, в свою семью, а ночью умер от инфаркта во сне. Ему было 54 года.

– Труппа сегодня – очень компактная, но универсальная, – рассказала «Республике» о сегодняшнем положении в театре его директор Елена Пекарь. – Актеров всего двадцать человек, но все они «в тельняшках». С ними можно осуществлять большинство даже сложных постановок. В сезон обычно ставим по шесть-семь спектаклей, в прошлом сезоне поставили семь спектаклей и одну новогоднюю шоу-программу. Намерены расти, развиваться и все-таки дойти до «Золотой маски».

Как сообщила Елена Пекарь, в этом сезоне штат театра вырос сразу на три творческие единицы. Во-первых, это уже хорошо известный воркутинцам Захар Комлев, который с августа является главным режиссером Воркутинского драматического театра имени Б.А. Мордвинова. После шести лет перерыва, с момента как этот пост в 2016 году покинул Артур Кочканян, в театре снова есть главный режиссер. До этого Захар Комлев как приглашенный режиссер поставил в Воркуте мюзикл «Буратино», а также две премьеры прошлого сезона: сатирические эскизы о любви «Милые бранятся – только тешатся!» и восточную сказку «Волшебная лампа Аладдина». Все постановки оказались очень удачными, сразу полюбились зрителям. Во-вторых, с Захаром Комлевым приехала его супруга Ангелина, которую зрители Воркуты знают как хореографа-постановщика спектаклей. И она приехала на постоянную работу – в качестве актрисы и репетитора по балету. В сентябре штат театра пополнила репетитор по вокалу – известная в Воркуте педагог, руководитель студии эстрадного вокала ДКШ «Арта» и преподаватель филиала Колледжа искусств РК Ирина Ларионова. С новыми руководителями сразу трех творческих направлений такого уровня и работающими на постоянной основе – главным режиссером, репетиторами по балету и вокалу – театр получил новые творческие возможности, что открывает и новые горизонты.

– Постъюбилейный сезон обещает стать не менее интересным и насыщенным, чем прежний. Едва «выдохнув» после масштабной премьеры и праздника, в начале ноября наша труппа собирается в Старую Руссу на XXVII Международный театральный фестиваль Достоевского, – продолжила Елена Пекарь. – Впервые театр ездил на этот фестиваль в 2019 году с постановкой «Село Степанчиково и его обитатели». Сейчас же мы покажем «Роман между строк», за который автору его пьесы, режиссеру и исполнительнице одной из ролей Ольге Коколевской в минувшем сезоне вручена медаль Министерства культуры РФ «Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский. 1821-2021». В прошлом сезоне театру удалось принять участие сразу в трех театральных фестивалях. Надеемся, в этом сезоне мы сможем удержать столь высокую фестивальную планку. Мы порадуем зрителей постановками по одной из «Повестей Белкина» (к 225-летию со дня рождения Пушкина) и по пьесе Николая Коляды. Также мы уже начали готовиться к новогодней кампании, с выпуском сказки для детей и вечерней программы для взрослых, а к весне традиционно планируем премьеру спектакля для семейного просмотра. Это лишь малая часть больших планов театра на сезон.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "От «Сильвы» до «Сильвы»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.