Мастера драйва и эстетики

Алексей и Фома Калинины рассказали о пути в мотоспорте

Талантливый мотоспортсмен из Санкт-Петербурга Фома Калинин в сентябре побывал в селе Визинга. На площади в административном центре Сысольского района чемпион Европы и мира по стантрайдингу продемонстрировал свое мастерство. Затем вместе с отцом – Алексеем Калининым, который также является и его тренером, они пообщались с местной молодежью. Для зрителей мотоспорт – это красота и яркие впечатления. Гонщики же не только получают радость от побед, но и несут большую ответственность, тратят много моральных и физических сил. О связи с Коми, непростом пути в мотоспорте, целях и перспективах отец и сын Калинины рассказали «Республике».

Стантрайдинг в Визинге

Фома Калинин – один из самых ярких молодых мотоспортсменов России. Он выступает в разных дисциплинах мотоциклетного спорта, но наибольших успехов добился в стантрайдинге (трюковая езда на мотоцикле, от английских слов «stunt» – трюк и «riding» – езда). В 19 лет он стал первым российским спортсменом, покорившим мировой олимп стантрайдинга. Первое место Фома занял на чемпионате мира в Чехии в 2021 году, обойдя главного конкурента – датчанина Майка Йенсена. При этом стал еще и самым молодым чемпионом мира по стантрайдингу в истории. В этом году Фома подтвердил мастерство, одержав победы в двух чемпионатах из трех: стал чемпионом России по стантрайдингу и минимотарду. Участвовал и в чемпионате страны по шоссейно-кольцевым мотогонкам, перейдя в этом году в самый престижный класс – «супербайк».

Секрет столь высокого уровня мастерства в том, что он, по сути, рос в мотосреде. Как рассказал Алексей Калинин, первое выступление у Фомы было в двухлетнем возрасте:

– На показательных выступлениях он был со мной. Уже после исполнения всех трюков я поехал на мотоцикле, чтобы попрощаться со зрителями, и решил поставить его на бензобак, он стоял и махал. Для зрителей это было чудно, что такой маленький мальчик стоит на мотоцикле. Вот так он привыкал к этой среде.

Алексей Калинин также много лет посвятил стантрайдингу, сейчас звезда этого спорта – его сын. Сегодня с Фомой работает целая команда под названием «Horlie Motosport», которую возглавляет сам Алексей Калинин. В Визингу спортсмены регулярно приезжают, чтобы навестить друзей и близких.

– Там живет моя мама, тети и племянники. Поэтому мы обычно раз в год ездим к ним в гости. Как правило, едем в межсезонье, когда еще нет снега. В этот раз были на соревнованиях в Екатеринбурге и решили заодно заехать в Коми, – объяснил Алексей Калинин.

Идея провести на центральной площади села показательные выступления родилась у них спонтанно.

– Мотоцикл у нас всегда с собой, – продолжил Алексей Калинин. – Ловим погоду, чтобы как можно больше и чаще тренироваться. Даже если где-то на шоссе ночуем и там есть большая парковка, то используем ее для тренировок. А в Визинге же просторная площадь. Зашли в администрацию и предложили «катнуть шоу» для жителей, заодно и потренироваться. Вот так и получилось.

Местная молодежь с восторгом восприняла выступление. После шоу ребята могли задать спортсменам вопросы на встрече в здании сельской библиотеки. Для юного поколения особенно важно иметь возможность не только читать о победах российских спортсменов или смотреть о них телепередачи, но и видеть у себя в гостях.

Мечта, воплощенная в сыне

Алексей Калинин – один из тех, кто стоял у истоков развития стантрайдинга в России. Он родился в Вологодской области, вырос в деревне. Любовь к мотоциклам у него возникла еще в детстве. С друзьями часто катался на рыбалку и за грибами. Естественно, речи о соревнованиях в те годы не шло, ведь в деревне мотоцикл использовался, по сути, как рабочий инструмент. На новый уровень увлечение вышло во время службы в армии. Служил Алексей в Ленинграде. В большом городе, естественно, было много мотоциклистов. Это теперь их называют байкерами, а раньше, как вспоминает собеседник, называли рокерами:

– Мотоспорт в Санкт-Петербурге был на высоком уровне. Загорелся этим. После армии остался в Северной столице. Мотоциклизм у меня в душе, в сердце… Всю сознательную жизнь этим занимаюсь, пропагандирую. Сам наслаждаюсь мотомиром. Делюсь со всеми тем, что это очень яркий мир, красивый и приятный. Говорю: «Пожалуйста, пользуйтесь!» Важно еще грамотно пользоваться, потому что он настолько же яркий, насколько и пасмурный. Ни для кого не секрет, что в мотоспорте случается много аварий. Я прошел все фильтры: от раннего детства до самого высокого уровня. Знаю те подводные камни, которые встречаются на пути.

Для выхода на мировой уровень в стантрайдинге Алексею банально не хватило времени, учитывая еще и то, что он был самоучкой. После 30 лет, как правило, спортивная карьера уже клонится к закату, люди переходят на тренерскую работу. Тем не менее долгое время он выступал по всей стране. Выработал и свою методику тренировок. Впоследствии всем этим опытом щедро поделился с сыном.

– Были люди, у которых я учился. Сначала лично я их не знал. На мотовыставках покупал видеокассеты с записями выступлений мировых лидеров. Учился у них по видео, а потом встретился с ними и в жизни. Мы дружим. Это люди, сыгравшие решающую роль в мировом стантрайдинге. Для меня они не кумиры, а учителя, большие мастера, на которых я равнялся. Регулярно лидеры меняются, может, не каждый год, но каждые несколько лет точно. Лидеры и чемпионы перетекают из страны в страну. На сегодня мировой лидер – Фома. У нас в стране это не очень массовый вид спорта, тем не менее лидерство за нами, – заявил мотопрофи.

Имея колоссальный опыт, Алексей Калинин охотно делится информацией. На вопросы отвечает объемно, без попыток что-то скрыть, о чем-то умолчать. Он рассказал, что «захватил немного мотоспорта» времен СССР. Тогда соревновались на «Ковровцах», «Ижах», «Уралах». В советские времена технические виды спорта хорошо развивали, потому что все понимали их огромную значимость для страны в целом.

– Потом пришли девяностые, когда не стало мотоспорта вообще, – продолжил собеседник издания. – Но желание соревноваться не угасало. Я попал в Прибалтику. Работал в прибалтийских командах, гонял с ними. Приобрел там опыт. В конце девяностых, когда у людей начали появляться деньги, в России стали открываться и мотоклубы. Благодаря энтузиастам мотоспорт начал возрождаться. Сейчас российский спорт на высочайшем уровне. В России проходят чемпионаты высокого уровня, и в них участвуют самые сильные спортсмены.

Победы Фомы Калинина на европейском и мировом уровне – результат долгой и кропотливой работы. Фундамент этих побед был заложен его отцом, который когда-то загорелся идеей воспитать сына-чемпиона. Так, от просмотра видеокассет с трюками мировых звезд Алексей Калинин прошел путь до самостоятельных выступлений, а затем и тренерского мастерства. Прибавить к этому нужно и то, что он выполняет работу механика и психолога.

– Меня никто не учил. Я самоучка. В свое время «нахватал» много травм. В итоге проанализировал все ошибки, отбросил их, и падения прекратились. Нашел ту тропинку, по которой надо идти. Провел сначала по ней ближайших друзей. Убедился, что моя методика работает. Набрался храбрости и стал обучать уже посторонних людей. Свой подход к тренировкам я разработал через практику, через множество проб и ошибок, – отметил собеседник издания.

Перспективы чемпиона

Алексей Калинин приобщал сына к мотокультуре с ранних лет, на многих детских фотографиях Фома с игрушечными мотоциклами. Отец брал его на соревнования и тренировки. Все это будущий чемпион мира «впитывал» с детства. Вместо мультфильмов тоже чаще смотрел гонки и тренировки. Любопытно было узнать о том, как родилась идея дать парню такое редкое имя. Алексей Калинин объяснил, что, будучи верующим человеком, назвал сына в честь апостола Фомы:

– Не возникало вопроса, какое имя дать, потому что, когда он родился, была Фомина неделя.

Он добавил, что среди мотоциклистов много верующих людей:

– Есть такое высказывание: автомобиль возит тело, а мотоцикл – душу. У меня было много травм и аварий в юности и детстве. Хочешь не хочешь – будешь взывать к богу, чтобы доехать до финиша. Многие мотогонщики перед стартами обращаются к высшему разуму: кто-то перекрестится, кто-то помолится. У спортсменов есть какое-то шестое чувство, которое не поддается логическому объяснению.

Фома успешно выступает не только в стантрайдинге, но и в других дисциплинах мотоспорта. В прошлом году стал чемпионом России по шоссейно-кольцевым мотогонкам. В кольцевых гонках на сегодня он является единственным спорт-сменом, который имеет еще и базу «станта». Это, безусловно, его конкурентное преимущество, так как помогает лучше чувствовать мотоцикл. По его примеру многие мотоспортсмены стали также осваивать «стант». Они хотят на другом уровне почувствовать мотоцикл, например, через езду на заднем и переднем колесе.

Он не только выступает как спорт-смен, но и дает мастер-классы, участвует в шоу-программах. На вопрос, какое из этих направлений ближе, Фома ответил, что сейчас ему больше всего хочется соревноваться:

– Это особые ощущения. Соревнования дают огромные возможности не только для спортивного, но и для личностного роста. Поэтому концентрируюсь на этом больше всего. А так наша команда заинтересована в развитии мотоспорта в целом. Мы с удовольствием участвуем в шоу-программах, фестивалях технических видов спорта, фестивалях автоспорта. Да и в таких фестивалях, которые не имеют отношения к авто– и мотоспорту. Мы ставим перед собой задачу максимально много рассказывать людям о мотоспорте, показывать, как это выглядит, заинтересовывать, вовлекать, восхищать и вдохновлять.

По его словам, мотоспорта много не бывает никогда, поэтому свободного времени практически нет.

– Кататься хочется снова и снова. Накат моточасов имеет большое значение в тренировочном процессе. Если есть ощущение некой насыщенности, то проходит немного времени – буквально день-два – и снова хочется гонять. Мотомир меня поглотил, – признался Фома. – В связи с тем, что это наше семейное дело, я не могу выступать только как спортсмен. Большая часть команды и мотоциклетного быта на мне. Например, я отвечаю за логистику в команде. Никто за меня этого не сделает. Много чего приходится делать, чтобы быть в мотоспорте: тренироваться, выступать и побеждать.

Ярослав СЕВРУК

Фото из архива семьи Калининых

Оставьте первый комментарий для "Мастера драйва и эстетики"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.