В Сыктывдинском районе решают вопрос с безопасностью детей на дороге
Общественная палата Коми оценит ситуацию с остановками школьных автобусов в сельских поселениях. Плотно заняться этой темой общественники решили после того, как в ходе их рабочей поездки в сыктывдинский Зеленец директор местной школы Маргарита Дубняк подняла вопрос о безопасности детей, которые ездят в село из деревни Койтыбож.
Остро проблема стоит с детьми, живущими в средней части Койтыбожа. По улице Устюжской они должны выйти на весьма оживленную трассу Сыктывкар – Ухта и пройти по ней порядка 300 метров до автобусной остановки. Тротуара там нет, идти приходится прямо по обочине, в темноте, поскольку освещения здесь нет. Как рассказал депутат совета Сыктывдинского района Денис Смуров, он, поскольку живет в этом месте, не раз наблюдал, как дети бредут вечером с фонариками, а мимо них летят тяжелые лесовозы, фуры, отчего малышей буквально сдувает с дороги. Хуже всего поздней осенью, когда снег еще не выпал, тьма буквально кромешная.
– По-другому не получается, автобус на улицу заехать и развернуться не может, потому что она узкая, – пояснил заместитель директора Зеленецкой школы Юрий Гриднев. – Были в наш адрес обращения родителей по этому поводу.
Понятно, что до беды в такой ситуации недалеко, поэтому, по словам Юрия Гриднева, было решено, что автобус будет останавливаться в неположенном месте – прямо на перекрестке, там, где Устюжская смыкается с автотрассой. Это, конечно, нарушение, но жизни и здоровье детей дороже. Зимой ситуация ухудшается, по обочинам снег, дорога сужается, детям просто негде встать, чтобы автобус дождаться. И беда в том, что в нынешней ситуации школьный маршрут с соблюдением норм закона не организовать никак. Проблему нужно решать, и решать срочно.
На минувшей неделе в Общественной палате прошла переговорная площадка с участием представителей ГИБДД, регионального минстроя, руководства сельского поселения «Зеленец» и других заинтересованных лиц. В первую очередь рассматривался вопрос, где можно организовать остановку и разворотную площадку для школьного автобуса. Вроде бы наиболее очевидный вариант – при самом въезде. Там и место свободное есть, справа, если стоять спиной к трассе. Но это участок, уже выделенный под частную застройку. Есть место напротив, слева, но его маловато, и автобусу придется парковаться и разворачиваться буквально под забором дома. Посмотрев на карту, кадастровый план Койтыбожа, общественники предложили сделать остановку в противоположном конце улицы, где свободной территории достаточно. Но местные жители пояснили, что это никак невозможно – там улица идет резко под гору, уклон такой, что зимой трактор порой выехать не может, что тут об автобусе говорить. В этот район деревни школьный учитель ездит заниматься с ребенком на дому, он тоже испытал на себе, насколько это сложно.
Представитель министерства строительства и ЖКХ Коми Кирилл Забалуев предложил в качестве временного варианта автобусу заезжать на Устюжскую задним ходом, чтобы не было проблемы с разворотом, а уж с парковкой проблем меньше. Но дело в том, что утром в этом месте отнюдь не пусто, в Койтыбоже сейчас живет немало молодых, которые построили там дома, а утром ездят на работу в Зеленец, Эжву, Сыктывкар. Так что медленно «пятящийся» автобус там явно не ко двору. Кстати, по словам представителей школы, местной администрации, из-за того, что в Койтыбож стали активно заселяться молодые семьи, проблема с подвозом детей и возникла. Пять-десять лет назад ее и не было, а сейчас здесь 32 школьника, 15 из них в Среднем Койтыбоже. А еще лет через пять, возможно, все 60 будет. Вот так, с одной стороны, все рады, если молодежь едет в сельскую местность, строит дома, с другой – инфраструктура сама по себе в деревню не приедет.
После бурных дебатов решили, что проблему надо решать «в поле», то бишь на месте смотреть, где и как можно сделать площадку и остановку. Поездку наметили на утро 22 сентября. Местная администрация постаралась, и за сутки провела замеры, рассчитала, что необходимо сделать. В результате при ближайшем рассмотрении оказалось, что тот самый маленький участок слева вполне подходит, если его доработать. В частности, нужно провести отсыпку и выравнивание, установить крытый навес, чтобы дети не ждали автобус под дождем и снегом. То есть не такой уж большой объем работ, за три-четыре недели можно справиться. Конечно, еще какое-то время займет решение вопросов с согласованием проекта, утверждением изменений в школьном маршруте.
Решена ли проблема? К сожалению – не полностью. Ведь школьники из Койтыбожа ездят не только на учебу. В том же Зеленце рядом со школой стоит досуговый центр с кружками, студиями, секциями, где по вечерам занимаются сотни детей. Школьный автобус уезжает в Койтыбож сразу после последних уроков, обеспечивать подвоз детей после дополнительных занятий возможности нет, и добираются домой они сами, на обычном рейсовом автобусе. И точно так же идут вдоль трассы. Это же касается и детей, подростков, которые ездят на занятия в Эжву, Сыктывкар. Да и взрослым «безлошадным» жителям Койтыбожа тоже опасно ходить вдоль оживленной трассы. Так что обустройство остановки и площадки для разворота школьного автобуса – пока лишь частичное решение проблемы.
Во время переговорной площадки в Общественной палате Коми глава сельского поселения Зеленец Александр Якунин даже высказал опасение, что, если проблему с остановкой решат вот в таком локальном виде, только для школьников, в глобальном смысле про нее благополучно забудут. И ходить койтыбожцам в опасной близости от машин до скончания века.
То есть нужен нормальный тротуар, по которому можно пройти до автобусной остановки, если едешь в сторону Зеленца, отделенный от проезжей части ограждением, освещение. Ну и, конечно, тем, кто едет в сторону Сыктывкара, до остановки тоже нужно добираться безопасно. Проблема в том, что трасса здесь достаточно сильно возвышается над местностью, обочина узкая, потом сразу резкий обрыв. Тротуар и разместить негде. Требуется нестандартное решение, проект и работы могут обойтись в немалую сумму. А ведь еще и освещение необходимо сделать. Александр Якунин вспомнил о мостах советских времен, установленных на винтовых сваях, возможно, здесь стоит применить подобную технологию.
Кстати, если по карте смотреть, от Среднего Койтыбожа до Зеленца по прямой, через поля и лес, не так уж и далеко. Можно было бы и пешком ходить, если бы опять же не тот самый сложный ландшафт – по пути два глубоких оврага.
Исполнительный директор дирекции Общественной палаты Александра Афонина даже предложила подумать над таким вариантом: попробовать заявляться на гранты по разным программам, тому же «Народному бюджету», и постепенно создать пешеходный маршрут с мостиками до Зеленца. Его можно будет использовать не только для походов на учебу, работу, по другим делам, но и как своеобразную «тропу здоровья» – места живописные, чистый воздух. Это могло бы стать местной достопримечательностью.
Пока сошлись на том, что минстрой Коми займется подготовкой проекта по оборудованию прохода к автобусным остановкам на региональной трассе. Нужно разработать документацию на оборудование тротуаров, установку стационарного электрического освещения. А потом уже заявляться на выделение средств из бюджета.
В процессе обсуждения представители ГИБДД рассказали, что вопросы, связанные с остановками транспорта на выездах из населенных пунктов на большие трассы, ранее уже возникали. Например, взять село Ыб в том же Сыктывдинском районе. В город местные жители зачастую ездят на попутках, которые идут по трассе «Вятка» – заранее договариваются с перевозчиками. И те их «подхватывают». В само село не заезжают – большой крюк придется делать. И жители Ыба просили сделать остановку на трассе, прямо рядом с выездом из села. Но сделать это по правилам нельзя.
Общественники решили, что в таком случае стоит провести мониторинг – как обстоят дела с остановками в других сельских поселениях.
– Учитывая важность и актуальность проблематики, Общественная палата Республики Коми совместно с общественными советами проверит состояние мест остановок школьных автобусов на всех сельских территориях. Ведь дороги ремонтируются, эти расходы заложены в бюджет, но школьные маршруты и заезды в деревню остаются без внимания. Мы проведем мониторинг и по его результатам подготовим предложения по корректировке соответствующих государственных программ, – заявил председатель Общественной палаты Коми Григорий Хатанзейский.
Он отметил, что сообща можно решить любую проблему. Даже если она поначалу кажется неразрешимой. Вот так получилось с Койтыбожем – муниципальные власти ставили вопрос с остановкой автобуса уже давно. Но все сложилось только тогда, когда все стороны – руководство поселения, представители профильных министерств и ведомств собрались вместе.
– Конструктивный диалог рождается при качественном межведомственном взаимодействии. Мы очень довольны и с нетерпением ждем изменений. Будем держать ситуацию на контроле, – резюмировал Григорий Хатанзейский.
Александра Афонина отметила, что сельский школьный маршрут, если следовать букве закона, – это состояние дороги, наличие остановки. Но на самом деле нужно рассматривать картину в целом. А как ребенок добирается до остановки? Как он от этой остановки идет домой? Нормальное ли там освещение, есть ли пешеходная дорожка? Поэтому общественники сейчас разослали в муниципалитеты письма, чтобы прояснить ситуацию: насколько безопасно сельским детям добираться до школы, центров дополнительного образования?
– Школьный маршрут должен начинаться и заканчиваться у порога дома, где живет ребенок, – подчеркнула Александра Афонина.
Анна ПОТЕХИНА
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "В школу мимо лесовозов"