От питья нет житья

11 сентября отмечался всероссийский День трезвости, а период с 11 по 17 сентября объявлен неделей сокращения потребления алкоголя и связанной с ним смертности и заболеваемости.

Методов борьбы с пьянством великое множество, «Республика» собрала несколько положительных примеров того, как можно справиться с этим недугом. Своими жизненными историями поделились сыктывкарцы – участники местного общества анонимных алкоголиков.

Жительница столицы Коми Дарья признается – алкоголь пришел в ее жизнь рано. Все началось с пива. В 15 лет девушка гуляла по городу в компании подруг, и они решили купить себе по маленькой бутылочке.

– Тогда, в конце 90-х, многие мои знакомые злоупотребляли алкоголем, и сверстники, и взрослые. Мне было интересно попробовать. Ну а со временем спиртного требовалось все больше и больше.

Время было непростое, тревожное, казалось, что алкоголь помогает расслабиться. Проблемы представлялись уже не такими серьезными. Тогда Дарья не осознавала, что алкоголь не помогает решать проблемы, а способствует возникновению новых. Когда Дарья уехала из дома учиться в другой город, осталась без родительского контроля, тяга к спиртному только усилилась.

В студенческие годы в окружении Дарьи, как говорит она сама, почти все гуляли и пили, и она была, как ей казалось, как все. Но между тем уже тогда видела разницу. Когда подруги говорили: «Стоп, я больше не буду» – Даша остановиться не могла, она пила «до потери сознания», пока на столе оставалось хоть что-то.

Получив образование, девушка устроилась на хорошую работу, вышла замуж. Но от алкоголя не отказалась, супруг относился к алкогольной зависимости спутницы жизни спокойно, сам выпивал. Но Даша подмечала: спиртного ей было нужно больше, чем мужу, и за добавкой всегда бежала она.

– Уже тогда я понимала, что проблема есть, останавливалась на какое-то время. Но периоды этого осознания длились недолго, мне казалось, что я контролирую ситуацию: у меня же есть работа, жилье, муж, друзья, в конце концов, – говорит она.

С годами ситуация усугублялась. Пить Даше хотелось все больше и все чаще. Женщину перестала устраивать ее собственная жизнь, она ее не удовлетворяла, несмотря на то, что у нее по-прежнему все было «как у нормальных людей»:

– Все, что у меня было, не приносило мне счастья, удовлетворения, мне всегда всего было мало. Казалось, вот сейчас я куплю эту квартиру – и все наладится, поменяю работу – и все станет хорошо. И как только у меня появлялось желаемое, счастье вновь ускользало за горизонт. Я разучилась радоваться совсем.

А потом как гром среди ясного неба случилось то, что разделило ее жизнь на «до и после». От Даши ушел муж. Оставшись одна, без контроля мужа, молодая женщина получила полную свободу. Теперь она могла пить, когда хочет и сколько хочет, не боясь порицаний и косых взглядов. Жизнь ее понеслась по наклонной плоскости. Она стала выпивать каждый день. К ужину могла быть целая бутылка крепкого алкоголя, да еще и пиво.

С утра на работу шла с перегаром, а иной раз еще и не протрезвев. В серьезном учреждении, сотрудники которого занимаются научной деятельностью, женщина, заявлявшаяся на работу в нетрезвом виде, стала объектом пересудов. Что, впрочем, никак ее не останавливало.

– Я могла поехать гулять и пить с незнакомыми людьми, с которыми только что познакомилась в клубе или на сайте знакомств. Такое легкомыслие пару раз для меня чуть не закончилось трагедией. Нетрезвые приятели часто проявляли агрессию, а однажды меня чуть не задушили, – говорит она.

Остановить Дашу было некому. Родственники ни о чем не подозревали, поскольку жили в другом городе. Мужу, теперь уже бывшему, было все равно. Но она сама стала осознавать, что пора «завязывать».

– Мои родители не пьют совсем, есть алкоголики среди дядь и теть, двоюродных братьев, но в нашей семье – нет. И самым страшным для меня было представлять, что однажды мои родители найдут меня пьяную под забором. Я поняла, что убиваю себя сама и что, если не остановлюсь сейчас, просто погибну. И самое главное, мне пришлось признаться себе самой: я больше не справляюсь и не контролирую то, что происходит! – вспоминает она.

Спасением для Даши, как и для двух других героев этой статьи, стало городское общество анонимных алкоголиков. Когда-то она видела собрания анонимных алкоголиков в фильмах, но не думала, что ей придется участвовать в таком мероприятии.

– Когда я туда пришла впервые, то почувствовала, что нахожусь среди своих. Это были родные для меня люди, несмотря на то, что я видела их впервые. Когда я слушала их истории, то понимала каждую эмоцию, каждое чувство, о котором говорил рассказчик. И впервые осознала, что реально могу выбраться из собственного ада, – признается Дарья.

У новой участницы появилась наставница – бывший алкоголик, сумевшая начать жизнь с чистого листа. Как вспоминает Даша, войдя в программу перезагрузки, она стала по-другому смотреть на многие вещи. Сейчас, спустя три года работы над собой, жизнь ее полностью наладилась: ее повысили на работе, появились новый муж, друзья. Сегодня Даша помогает таким же, как она когда-то, людям побороть тягу к алкоголю.

– Я поняла, что счастье человека не зависит от квартир и мужей, счастье в том, чтобы дарить другим свою любовь, – говорит она.

История жительницы Сыктывкара Ирины похожа на предыдущую. Алкоголь она попробовала в восьмом классе, во время совместной поездки на поезде с одноклассниками.

Выйдя замуж и родив дочь, Ирина выпивала только по праздникам. Времени на возлияния особо не было, да и ребенок постоянно требовал внимания. Кризис случился в 33 года, когда ее муж, будучи нетрезвым, упал с высоты девятиэтажного дома.

Ирина начала пить. Сначала по чуть-чуть, а потом беспробудно. По словам женщины, ей не раз приходилось слышать от знакомых: «С жиру ты, Ирина, бесишься, бросай пить». Но на душе у нее были одиночество и страх, которые со временем переросли в глубокую депрессию.

– Чтобы заглушить внутреннюю боль, мне нужно было выпить. Я оправдывала себя страхом и одиночеством. И всегда успокаивала себя мыслью, что алкоголики – это люди с пропитыми лицами, которые копаются в помойках и валяются на улице, а я не такая. Я просто не умею пить. Но это было большое заблуждение, – вспоминает она.

Так продолжалось довольно долго. Из-за выпивки Ирина стала совершать прогулы, с работы ее вскоре попросили уволиться. Потом закончились деньги. С ними исчезли и друзья. Стало подводить здоровье. А когда дочь отвернулась, объявив, что не хочет жить с такой матерью, настал момент истины. И Ирина решила начать за себя бороться.

Женщина несколько раз кодировалась, но хватало ее максимум на год, а потом все заново. Дальше были визиты к наркологам, психологам и даже экстрасенсам. Во время очередного приема медики развели руками: все методы испробованы, что делать дальше, они не знают. И посоветовали вступить в клуб анонимных алкоголиков.

– До того, как я обратилась в группу взаимопомощи, я не могла уснуть без таблетки снотворного, страдала заболеванием щитовидной железы, головными болями. С тех пор прошло уже семнадцать лет, и я обо всем этом забыла, моя жизнь не похожа на прежнюю. Отношения с дочерью наладились, трое внуков с удовольствием проводят со мной время. Я изменилась и внешне, и внутренне. И теперь активно помогаю таким же страдающим от алкоголизма людям, – рассказывает сыктывкарка.

По словам Ирины, главная проблема пьющих и выпивающих в том, что они не признают наличие зависимости. Алкоголизм – это болезнь, а болезни, как известно, силой воли не лечатся, обязательно нужно принимать лекарства. Ирина нашла свое лекарство в клубе анонимных алкоголиков.

Еще один горожанин – Евгений – вкус алкогольных напитков оценил не сразу, первые несколько глотков пива, которым его угостила знакомая, показались ему если не отвратительными, то малоприятными. Пиво было горькое и невкусное. Правда, повзрослев, в студенческие годы, Женя свое мнение изменил. И был не против, когда сначала однокурсники, а потом уже и сослуживцы на работе предлагали посидеть и пропустить рюмочку другую вечерком.

– Проблемы начались лет через пять после регулярного употребления. Запои стали причиной неполадок со здоровьем, похмельный синдром постоянно провоцировал головные боли. Я приходил на работу пьяный или с похмелья, прогуливал, перестал помогать родителям на даче, у меня просто не было на это сил и желания, – вспоминает молодой человек.

По словам Евгения, с ним все время разговаривали и родители, и коллеги, постоянно прощали ему проступки, верили обещаниям, а он этим пользовался и подводил вновь. Дошло до того, что на работе попросили написать заявление с открытой датой. И он, без веры в лучшее, его написал.

– Я постоянно что-то терял: ключи, телефоны, кепки. Потом начала барахлить поджелудочная железа, и в конце концов я сдался в наркологию, где меня лечили таблетками и уколами. Деньги у меня были, я мог покупать хорошие дорогие лекарства. Именно в наркологии я впервые и увидел людей из общества анонимных алкоголиков, но не придал этой встрече значения. Подумал про себя: я ж не алкаш какой-то, зачем они мне. Подлечу нервишки и заживу, как все, – делится он воспоминаниями.

После лечения в клинике Евгению физически стало гораздо лучше, но тяжесть с души не ушла, парень обратился в церковь. На тот момент ему было всего 27 лет.

– Люди, с которыми я общался, искренне и от всей души хотели мне помочь. Я верил, прислушивался, но алкоголь оказался сильнее, – говорит Евгений. Дальше были сеансы у травника, они принесли непродолжительный результат. А потом случился очередной запой.

Знакомый помог Евгению советом:

– Он так и сказал мне: «У тебя два пути – жизнь или смерть, хочешь бросить пить, я помогу». Дал мне два дня, чтобы прийти в норму, после чего отвез в центр «Райда», где тогда встречались анонимные алкоголики. Атмосфера и само общение меня сразу расположили, там мне дали конкретные рекомендации, и день за днем, выполняя их, я стал оживать, – поясняет мужчина.

Евгений счастлив уже семь лет: четко следует правилу не брать первую рюмку, с которой все начинается, помнит о своей болезни и не стесняется отказываться от выпивки.

– Прежде я жил по другим принципам, за это и получил болезнь в виде алкоголизма. Теперь духовные законы, которых я придерживаюсь, помогают мне во всем. Финансовые вопросы не беспокоят вообще, здоровье наладилось, отношения с близкими – тоже. Даже не знаю, что еще для счастья нужно. Поучаствовать в программе может абсолютно любой, это бесплатно и совершенно ни к чему не обязывает, мы часто говорим новым участникам: «Ты всегда можешь уйти, чтобы вернуться к прежней жизни, – магазин за углом». Но я бы посоветовал остаться, – заключил он.

Потребление алкоголя является причиной высокой смертности, заболеваемости, преступности, травматизма, дорожно-транспортных происшествий и бытового насилия.

Не существует безопасных доз алкоголя. Потребление алкоголя – это всегда риск. Нельзя рекомендовать человеку потреблять тот или иной вид алкогольной продукции: безопасный градус – ноль.

Екатерина ЖВАНЬКО

Фото из открытых источников

Оставьте первый комментарий для "От питья нет житья"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.