Силами энтузиастов в республике набирает обороты движение любителей погонять на мотоциклах в стиле эндуро. Эндуристы штурмуют бездорожье и преодолевают препятствия, мотивирует их желание удивлять болельщиков, а дополнительные эмоции дарит бешеный адреналин. Познакомиться с поклонниками стиля эндуро журналисту «Республики» удалось на августовском молодежном фестивале «Стартуй», который проходил в Кировском парке.
Вышли из велоспорта
Мотоспорт в целом травмоопасен, а уж такое направление, как эндуро, тем более. Впрочем, риски сводятся к минимуму, если старты и тренировки проходят под строгим контролем профессионалов. На мототусовке в Кировском парке к экипировке подход был очень строгий. Все участники были в специальном облачении: в мотоботах, защитной форме, шлемах.
Большинство эндуристов начинает свой путь с велоспорта. Почти все рассказывали, что катались на велосипедах разных типов с ранних лет, но с возрастом возникало желание испытать более острые ощущения, развить более серьезную скорость. Углубляясь в тему, можно проследить и становление другого вида спорта – BMX (это класс велосипедов с особым строением рамы, на них исполняют всевозможные трюки). Дело в том, что изначально велосипеды BMX были придуманы для тренировок любителей мотокросса.
– Опыт в BMX у меня около десяти лет. В дисциплине BMX ты исполняешь всякие трюки, а потом переносишь этот опыт на мотоцикл. Если взять трамплин, то на BMX ты не сможешь на нем подпрыгнуть так же высоко, как на мотике. Вот так с ростом интереса растет и прогресс, – рассказал один из участников заездов Яков Каушан.
Собеседник издания отметил, что чаще всего промежуточным звеном между велосипедом и эндуро-мотоциклом служит питбайк (мини-мотоцикл для езды по бездорожью). Люди приобретают питбайки и пробуют – гоняют по лесным ухабам и подъемам. Если «тема заходит», то идут дальше, потому что хочется преодолевать более крутые препятствия, развивать более серьезную скорость.
Яков Каушан впервые попробовал себя в роли мотоциклиста только во взрослом возрасте в отличие от многих байкеров, которые начинали с ранних лет, катаясь на отцовских «Явах» и «Ижах».
– Вообще не думал, что меня это так сильно затянет. Изначально просто для себя катался, в свое удовольствие. С детства-то у меня был только велосипед. После того как приобрел питбайк, стал знакомиться с увлеченными людьми, скажем так, постепенно начал входить в эту тему. Сначала преодолевать препятствия было страшно, те же бревна, например. Дальше уже становилось проще, изучал технику преодоления различных препятствий. Стало получаться правильно задирать переднее колесо и так далее. Питбайка в итоге стало мало. Приобрел мотоцикл, и бревна уже не таким и препятствием кажутся, – поделился Яков.
Сейчас он еще не вышел на серьезный всероссийский уровень, но присматривается к сильным спортсменам, посещает статусные соревнования.
– В России есть люди, для которых это профессия. Они показывают настоящее мастерство на чемпионатах по эндуро. У нас в Коми пока любительский уровень. Для того чтобы выходить на уровень профи, нужны и другие мотоциклы – стоимостью от миллиона рублей.
Соревнования на эндуро-мотоциклах отличаются невероятной зрелищностью, поэтому пользуются колоссальной популярностью во всем мире. В России одним из центров развития эндуро является Геленджик, где ежегодно проходит легендарная гонка «100% Enduro». Истинными мастерами в этом виде спорта в России являются такие профи, как, например, Артём Кунцевич и Давид Леонов. За их плечами немало побед не только на всероссийском уровне, но и на международном.
– Такие мастера занимаются с детства. А я пару лет всего. Сегодня, естественно, есть легкое волнение перед выступлением. Такой старт у нас здесь впервые. Обычно мы собираемся на стадионе в местечке Алёшино и там гоняем. Конечно, исполняем там что-то больше для себя, а не на публику, – сказал Яков Каушан.
В эндуро-движении активно участвуют и девушки. Сыктывкарка по имени Ульяна увлеклась ездой на мотоцикле по примеру отца. В эндуро она около двух лет, а вообще с мотоциклом дружит с двенадцати лет.
– Общий мотостаж у меня шесть лет. Сюда пришла не как участница, а просто поддержать ребят, – сказала Ульяна.
Мастера штурмуют ухабы и бревна
Сыктывкарские «мотобратья» Сергей Челпанов и Александр Коплевский отметили, что подобные мероприятия имеют большое значение для популяризации эндуро. Сами они пришли поддержать значимое для регионального мото-
движения мероприятие.
– Мы с Сергеем выходцы из сыктывкарского клуба «ВелоДрайв». Изначально катались на велосипедах. Конечно, покупка велосипеда – это не обязательное условие, но когда у тебя есть опыт езды на двухколесном транспорте, то потом легче мотоцикл освоить. В 2013 году одновременно купили почти одинаковые мотоциклы. Катаемся по полям вокруг города, ездим в пределах 50-100 километров. Для нас это просто одно из хобби, – рассказал Александр Коплевский.
Места для катания «мотобратья» зачастую находят случайно. Бывает, что едут по городской дороге, видят интересный съезд в лес, пробуют для себя новое место в качестве трассы.
Как подчеркивали участники мероприятия, переход от велосипеда к мотоциклу не означает, что люди в итоге с головой уходят только в мотодвижение. Многие продолжают с не меньшим удовольствием кататься на велосипеде. Например, тот же Александр Коплевский регулярно участвует в так называемых «мясных» заездах на горных велосипедах, которые проходят на трассе бывшего «Мясокомбината» в сыктывкарском микрорайоне Орбита.
Одним из организаторов показательных выступлений в Кировском парке был сыктывкарский гонщик Максим Решетников. Он также прошел путь от BMX и питбайка, а в этом году на эндуро-мотоцикле уже взял второе место на соревнованиях в Костроме.
Организаторы мероприятия в беседе с журналистом «Республики» подчеркивали, что мотостарты неправильно называть соревнованиями, это скорее просто шоу для популяризации этого вида спорта в Коми. На показательных выступлениях участники проходили дистанции в двух классах – «Hard» (сложный) и «Lite» (легкий). В первом дистанция была длиннее на несколько кругов, но препятствия были одни и те же. Участников ждали искусственные препятствия из бревен и покрышек. Среди них, например, был коварный «веер» из косых бревен. Преодоление даже одного круга многим давалось с трудом. Все же уровень мастерства местных спортсменов еще не так высок. Однако им не занимать энтузиазма, поэтому нет сомнений, что этот уровень с годами будет только расти. Если кто-то не мог преодолеть препятствие, то не сходил с дистанции, а продолжал попытки до тех пор, пока одна из них не завершалась успехом.
– Сразу в «пекло» парней никто не запускал, у них была возможность потренироваться в преодолении всех препятствий на стадионе. Да, видно, что в процессе они буквально «кипели», но в этом и заключается эндуро – люди преодолевают себя, преодолевая препятствия, – отметил Максим Решетников.
Если брать многие другие технические виды спорта, например, «Формулу-1», то там в большей степени все зависит не от мастерства гонщиков, а от уровня транспорта. В случае с эндуро, наоборот, в большей степени все зависит как раз от уровня мастерства мотоциклистов, как рассказал Максим Решетников.
Показательные выступления прошли с большим успехом, вызвали неподдельный зрительский интерес. Организаторы выразили надежду на то, что теперь они станут традиционными, а эндуро в регионе будет привлекать все больше зрителей и участников.
Энду́ро (англ. Enduro от лат. Indurare – вынести, выдержать, вытерпеть) – дисциплина мотоспорта и велоспорта и класс мотоцикла, предполагающие агрессивный стиль езды по бездорожью и на специализированных спортивных трассах, начиненных бревнами, валунами и другими препятствиями в зависимости от сложности соревнований.
Ярослав СЕВРУК
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "Страсть по имени эндуро"