Жители Корткеросского района объединили пасеку с гостевой усадьбой
С прошлого года Минсельхоз России проводит конкурс грантов по направлению «Агротуризм». В 2022-м средства на развитие туристических проектов на селе получил 51 российский предприниматель, среди них – двое жителей Коми. И в этом году на грант претендуют два проекта из Коми. Один из них разработан семьей пчеловодов из Корткеросского района. Татьяна и Сергей Токарчук создали в деревне Баяркерес усадьбу, изюминка которой – мед и пчелы. Журналист «Республики» побывала на этом объекте сельского туризма и узнала, как люди могут отдыхать рядом с такими беспокойными соседями, как пчелы.
Идея начать разводить пчел пришла Сергею Токарчуку 13 лет назад. Сначала, как это часто бывает с пасечниками, завели немного ульев исключительно для себя, а потом увлеклись. По словам Татьяны Токарчук, знакомые и просто многие из тех, кто узнал о существовании пасеки, стали спрашивать, можно ли купить мед, продукты пчеловодства, а раз есть спрос – начали расширять производство.
А четыре года назад решили заняться и агротуризмом. Если уж люди приезжают на пасеку за медом, почему бы не предложить им остаться на день-другой? Благо места в Баяркересе живописные – река, луга, лес. Можно гулять, загорать, рыбачить, ходить за ягодами-грибами. А зимой – кататься на лыжах, «ватрушках», коньках. Понятно, что сейчас подобного рода гостевых усадеб, баз отдыха создается все больше – интерес к сельскому туризму растет. Но Сергей и Татьяна решили добавить к этому виду отдыха «медовый» акцент, например, медовые обертывания в бане, аписон – когда можно вздремнуть на лежанке, внутри которой настоящий улей. Ну и, конечно, интересующиеся граждане могут понаблюдать за жизнью пасеки.
Честно говоря, журналист «Республики» ехала в Баяркерес с большой опаской и по территории усадьбы ходила, буквально не дыша, – все-таки с аллергией на пчелиный яд в таком месте находиться страшновато. Поэтому первые вопросы к хозяевам были как раз по поводу разных эксцессов, связанных с ужаленными гостями.
По словам Татьяны Токарчук, никаких ЧП такого рода на усадьбе не было. Но хозяева и сами стараются избегать ситуаций, когда туристы могут пострадать от пчелиных жал. На усадьбе периодически отмечают разные праздники, например, в сентябре здесь соберутся гости на юбилей. Но недавно поступило предложение, организовать большую свадьбу. И, несмотря на то что предложение было довольно заманчивое, пришлось его отклонить.
– Потому что планировалось, что будет очень много народу. А люди все-таки выпивали бы, за всеми не уследишь, кто-то мог вдруг решить пойти к пчелам, а они не любят резких движений, запаха. Мы не стали так рисковать, отказали, – рассказала Татьяна. – В будущим, когда расширимся, может быть. Мы неподалеку купили землю со старым домом, там тоже хотим развивать туризм, там очень шикарное место, вид на реку Локчим. Сделаем еще одну баню с медовыми аппликациями, медовым массажем. Так что сможем принимать больше гостей. Боятся ли туристы пчел? Единственный раз у нас была ситуация, этим летом, когда люди приехали, из машины вышли, постояли, посмотрели, как пчелы летают, сели в машину и уехали.
На вопрос, не обидно ли даме жить весь сезон медосбора без духов, туалетной воды, парфюмированных шампуней, гелей и прочих женских радостей, ведь пчелы резких запахов не приемлют, Татьяна ответила, что у нее тут, можно сказать, природная парфюмерия:
– Вы знаете, я вот иногда прихожу после бани, и от меня такой запах приятный – природы, меда. Тут свои, особенные духи, эти запахи на себе меньше ощущаешь, но хорошо чувствуешь их от детей, от супруга.
На территории усадьбы стоят две избушки «на курьих ножках» – стволах деревьев с корнями-«лапами», к дверям ведут лесенки. Внутри две деревянные лежанки, которые по сути своей – ульи, только вход в них для пчел с улицы, поэтому внутрь домика они влететь не могут, вентиляционные отверстия закрыты мелкой сеткой. Точнее – влетают, если зазеваться и оставить дверь надолго открытой, тогда хозяевам придется аккуратно выпроваживать обитательниц ульев. Чем интересен сон на такой лежанке, кроме того что почувствуешь себя экстремалом от ощущения, что буквально спишь на пчелах? Сергей и Татьяна уверяют, очень полезно и приятно вдыхать запах улья, мерное жужжание пчел успокаивает, можно закрыть глаза и представить, что вы лежите на цветущем лугу.
Неподалеку от избушек находится небольшая пасека с разноцветными ульями. Сергей Токарчук пояснил, что у них сейчас три пасеки, две «кочевые» – их возят по тайге с места на место, в зависимости от цветения растений-медоносов. А третья, маленькая, стоит в Баяркересе. Пчелы здесь были поселены миролюбивых пород – бакфаст и карника, правда, они уже скрестились между собой, и хозяин пасеки этих метисов величает «бобиками».
В этот день в Баяркересе проходила практическая часть республиканского семинара пчеловодов, и народу здесь собралось предостаточно. Хозяева угощали свежим медом, сладкой выпечкой, компотом, чаем из трав, на столе стояли букеты цветов, так что привлеченные вкусными запахами пчелы норовили нырнуть то в чашки с чаем, то в ложки и вазочки с медом, и нужно было быть внимательным, чтобы никого не съесть. Садились крылатые «хозяйки» и на людей, но очень быстро улетали, сообразив, что тут поживиться нечем. Журналист «Республики», впрочем, минуты три терпела, пока по ее руке бродила некая полосатая гражданка, которая почему-то никак ретироваться не желала. Спас один из гостей-пасечников, контузив приставучее насекомое щелчком. Оказалось, что это была даже и не пчела, а затесавшаяся в пчелиную компанию залетная оса.
Но все же тот факт, что можно ходить буквально в метре от ульев и пить чай по соседству с ними без спецкостюма и шляпы с сеткой, несколько удивлял.
– Был бы тут хоть один улей с пчелами среднерусской породы, мы бы так спокойно чай не пили. Через пять минут здесь точно бы ни единого человека не осталось. А эти «бобики» мирные, – смеясь, рассказал пчеловод Александр Дробахин.
Он приехал в Баяркерес в компании других пасечников, но вообще он здесь и так часто бывает. У семьи Токарчуков он, можно сказать, партнер по пчеловодству. Вместе с Сергеем зимой делают ульи, а весной вывозят «кочевых» пчел в тайгу – на старые вырубки, где растет дикая малина, иван-чай. Осенью везут домой, в зимовники. Ульи – штука весьма тяжелая, поэтому работать с ними лучше сообща.
Туристическое направление Сергей и Татьяна намерены развивать и очень надеются, что грант Минсельхоза России получат. Ведь расходов впереди еще много: нужно доделать большую баню, гостевой дом, ингаляционное помещение. Устроить, как следует, систему водоснабжения, канализацию. Также планируется сделать детскую площадку.
– Контингент к нам ездит разный, и родители с детьми, и пенсионеры. Всем интересно. С прошлого года мы начали развивать козоводство, так что наши гости смогут попить свежего молока, научиться доить козу, делать домашний сыр. Есть мысль сделать мастер-класс по выпечке шанег в русской печи, – поделилась планами Татьяна Токарчук. – Идей у нас много, будем развиваться.
Буквально на следующий день после семинара пасечников Сергей Токарчук отправился на областной пчеловодческий конкурс в Вологодскую область, в село Тарногский Городок. Он принял в нем участие вне программы основных мероприятий. Как сообщает минсельхоз Коми, испытания включали в себя знание теории и пчеловодческих инструментов, умение изготовить рамки для улья и развести дымарь на скорость, оборудовать торговое место и привлечь покупателей. За продемонстрированное мастерство Сергей Токарчук отмечен благодарственным письмом от Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области.
Анна ПОТЕХИНА
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "Туризм с медовым запахом"