Профессиональный праздник сотрудников и ветеранов патрульно-постовой службы России отмечается в нашей стране каждый год 2 сентября. Именно в этот день в 1923 году Центральным административным управлением НКВД была опубликована «Инструкция постовому милиционеру», которая содержала в себе общие положения о постовой службе и обязанностях ее сотрудников. Уже 21 год подряд 2 сентября в России традиционно проходит торжественное построение состава ППС с вручением наград лучшим сотрудникам и присвоением очередных специальных званий.
О рабочих буднях нам рассказал один из самых опытных сотрудников патрульно-постовой службы Сыктывкара – инспектор мобильного взвода ППС отдельного батальона патрульно-постовой службы полиции Управления МВД России по городу Сыктывкару Алексей Шарапов, который отдал своей профессии ни много ни мало 27 лет жизни.
– Почему вы выбрали эту профессию?
– Это было очень давно. Еще до армии я подавал документы в сыктывкарскую Школу милиции, но недобрал один балл и попал в резерв. А после срочной службы решил сразу устраиваться в МВД. Варианты рассматривал разные, в том числе службу в ОМОНе. Но проходя как-то раз мимо здания УВД по Советской, решил заглянуть, чтобы узнать больше о патрульно-постовой службе. Ну и заинтересовался. Поначалу думал, попробую, а если не получится, буду искать что-то другое. Как видите, втянулся и ни разу не пожалел о своем выборе.
– А сейчас тяжело попасть на службу в полицию?
– Обязательна служба в армии, высшее или среднее профессиональное образование (можно юридическое), отсутствие судимости у претендента и его близких родственников. Важны состояние здоровья и хорошая физическая форма. Сегодня в полиции служат не только мужчины, много женщин, даже в ППС. Ну и возраст – от 18 до 35 лет. Есть исключения: когда человек ранее уже служил в других структурах МВД, возрастной ценз повышается до 50 лет.
– Нужны ли какие-то особые качества и навыки человеку, который решил стать полицейским?
– Мне кажется, главное – это желание. А все необходимые навыки приобретаются уже в процессе службы.
– Опишите ваш рабочий день. С чего он начинается?
– Если говорить про дневную смену, а сотрудники ППС работают сменами (день, ночь, отсыпной, выходной), то она начинается в 8:45. Первым делом идет инструктаж и вооружение – получение спецсредств и оружия, дальше – развод и изучение ориентировок, информирование по происшествиям. После этого мы выходим на маршрут для патрулирования, которое длится 12 часов. Экипаж, как правило, состоит из водителя и инспектора, он может быть дополнен стажером и сотрудником ДНД (добровольной дружины). Есть пешие патрули.
Вызовы поступают по линии 112 и через дежурную часть и передаются нам по радиосвязи, после чего мы уже выезжаем на место. Разбираемся в ситуации, выясняем обстоятельства и принимаем меры к нарушителям порядка. Также принимаем заявления на улице, если что-то происходит.
– С чем связаны чаще всего уличные происшествия и вызовы, что поступают из квартир граждан?
– Уличные, как правило, – с утерей документов, банковских карт и гаджетов. А из квартир – с бытовыми конфликтами.
– Вам часто приходится работать при неблагоприятных погодных условиях: и в дождь, и в жару, и в стужу. Все-таки 12 часов на улице не каждый выдержит. Как справляетесь?
– Это непросто, но есть определенные моменты, которые помогают справиться с дискомфортом. К примеру, если на улице минус 20, мы работаем так: 40 минут – на улице, 10 минут – обогрев. Для этого можно зайти в теплое помещение.
– Камеру, которую носите с собой, отключаете на это время?
– Нет, она работает всегда. Это своего рода видеорегистратор, он фиксирует действия сотрудников полиции и тех, с кем они взаимодействуют. Мало ли что произойдет.
– А эмоционально не тяжело быть все время на связи и под контролем? Ситуации бывают разные, иногда и выругаться наверняка охота.
– К камерам мы все привыкли, они никакого дискомфорта не доставляют. Ну а ругаться нельзя, надо учиться себя как-то сдерживать. Мы работаем с людьми, они все разные, иногда, в определенных ситуациях, общение вызывает неоднозначные эмоции, но в такие моменты я стараюсь сосредоточиться на работе, на выполнении своих обязанностей.
Когда я только пришел на службу, рядом со мной находились сотрудники постарше – опытные милиционеры, которые объясняли, как себя вести в той или иной ситуации, как правильно на них реагировать. А сегодня я уже сам разъясняю и обучаю этому молодых коллег.
– С какими случаями вам чаще всего приходится сталкиваться на службе?
– В основном причиной всех происшествий становится алкоголь, после принятия которого возникают ссоры, скандалы, драки и прочее. Но и на трезвую голову люди иногда творят странные вещи. Недавний случай, к примеру, был связан с тем, что муж избил жену за «излишнюю трату денег». По факту оказалось, что женщина просто купила сахар, но поскольку семья является не очень обеспеченной и у мужа на эти деньги были свои планы, он закатил скандал и поднял на супругу руку.
Отдельная категория заявителей – пожилые люди с нарушением режима сна. Ночью, когда им не спится, они прислушиваются к различным звукам вокруг, если слышат шум воды, стук, шаги – тут же звонят нам. Мы приезжаем для выяснения причины вызова, и зачастую подобные жалобы на шумных соседей не находят своего подтверждения.
– Часто люди жалуются на шум от соседей?
– Чаще всего нарушения тишины фиксируются в выходные дни – люди выпивают, празднуют, громко слушают музыку, веселятся. Бывает, это затягивается до полуночи, до часа ночи. А потом они едут в увеселительное заведение. Если мы делаем им замечание – всегда прислушиваются, понимают – им дальше жить в этом подъезде.
– Были ли когда-нибудь ситуации, связанные с реальной угрозой и риском для вашей жизни?
– Нет, мне, к счастью, не приходилось попадать в них.
– Расскажите случаи из вашей службы, которые вам особо запомнились.
– Два года назад мы были на выезде на эжвинских дачах, в СНТ «Дальний» двое молодых людей напали с ножом на таксиста. По описаниям свидетеля, преступниками были мужчины в возрасте до 30 лет.
Понимая, что они могут выйти на объездную дорогу, мы отправились туда. Первый раз проехали, второй. Смотрим: из леса выходят подростки 16-17 лет, перемазанные кровью. Но в ужас нас привело не это. Когда мы начали спрашивать их о причинах преступления, они рассказали, что смотрели сериал и в течение трех месяцев вынашивали план, как убить человека. Подростки хотели «просто посмотреть, как он умирает». Купили в магазине простой перочинный нож, взяли у постороннего прохожего телефон, вызвали с него такси, доехали до лесной опушки дачного общества и начали наносить водителю удары ножом. Он смог каким-то образом оттолкнуть их и позвать на помощь. Нападавшие не ожидали, что мы задержим их так быстро. Мужчину с 11 ножевыми ранениями доставили в больницу, он выжил. Ну а преступников осудили, и теперь они за решеткой.
Еще один случай также произошел в Эжве. Когда приехали сотрудники ППС, пострадавший лежал в коридоре, весь перевязанный кровавой простыней, и выкрикивал: «Получила? Получила, что хотела?» Рану на руке коллеги затянули пистолетным ремешком, скорой на месте еще не было.
Оказалось, что пара сидела на кухне, выпивая алкоголь. Женщина решила нарезать колбасу, но поранила палец, после чего попросила принести бинт. А сама, сунув руку под холодную струю из-под крана, осталась ждать в ванной. Мужчина замешкался, а хозяйка, потеряв терпение, прикрикнула, дескать, долго ждать-то еще? В этот момент на пороге появился разъяренный сожитель, который с криком: «Теперь ты мне бинт ищи!», нанес себе ранение в руку. В состоянии опьянения многие себя ведут неадекватно.
– Ложные вызовы часто бывают?
– Регулярно, и за них предусмотрена административная ответственность. Недавно вот поступил вызов по поводу семейного конфликта. Нас встретила молодая женщина, явно выпившая, но улыбающаяся и довольная. На то, что ее избивает муж, похоже совсем не было. По факту так и оказалось. Глава семьи пояснил, что его дама сердца употребляет алкоголь уже дней пять, а полицию вызвала просто так, потому что ей скучно.
– Как должен себя вести человек, к которому подошел сотрудник ППС?
– Надо вести себя спокойно: не грубить, не доказывать что-либо, вспоминая советы из интернета. Полицейские могут подойти просто с проверкой или чтобы уточнить информацию по происшествию, случившемуся рядом, – может, человек слышал или видел что-то важное. Совсем не обязательно, что вас кто-то собирается задерживать. Некоторые люди в такой момент бывают излишне эмоциональны.
– Может ли задержанный самостоятельно избавиться от наручников, как в кино?
– Вряд ли. Если это не какой-нибудь фокусник. На моей практике таких случаев не было. Когда наручники застегиваются, механизм дополнительно ставится на стопор, что очень усложняет его открытие без ключа.
– За что вы любите свою работу?
– Мне интересно общаться – с коллегами, с людьми на улице и помогать, когда кому-то нужна моя помощь. И мой новый день никогда не похож на предыдущий.
Екатерина ЖВАНЬКО
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "Алексей Шарапов: «Мой новый день никогда не похож на предыдущий»"