Хореограф Андрей Чугаев: «Учу людей двигаться осознанно»

26 августа в Сыктывкаре пройдет фестиваль уличной культуры «СтарТуй». На фестивале будут выступать и соревноваться представители экстремальных видов спорта, райтеры, а также носители хип-хоп культуры, в том числе и бибои (от английского «b-boy» – человек, который танцует брейк-данс). Одним из тех, кто культивирует хип-хоп в столице Коми, является уроженец села Помоздино Усть-Куломского района хореограф Андрей Чугаев. В преддверии молодежного праздника журналист «Республики» поговорил с ним о реалиях и перспективах этого направления в Коми.

– Хип-хоп – это же чисто городская история, а вы родились в глубинке. Как увлеклись этим направлением?

– Все началось с просмотра фильма «Шаг вперед» об уличных танцорах. А вообще танцевать мне нравилось с детства. Я с ранних лет занимался чем только мог в селе. Наверное, побил рекорд по посещению разных кружков и секций, какое-то время даже плел бисер и учился вязать. Занимался три года дзюдо у Александра Андреевича Глуханича, дошел до защиты зеленого пояса. Единственное исключение – вокал. Вот им не занимался, а все остальное перепробовал. На танцы пошел классе в четвертом-пятом. Тогда даже понятия не имел, что есть какие-то жанры и стили танцев. Просто было интересно. Если честно, то даже больше потому, что там занимались девочки, которые мне нравились. В 2006 году вышел фильм «Шаг вперед» и я понял, что есть еще и уличные танцы. Тогда даже не знал, что это называется хип-хопом. Никто у нас в селе это танцевать не умел.

– После просмотра фильма пробовали исполнять те самые уличные танцы?

– Да, мы с друзьями самостоятельно занимались, учились танцевать по видеороликам в интернете. В доме культуры я посещал народные и эстрадные танцы. После 11 класса поступил в республиканский Колледж культуры. Надеялся, что там научат танцевать в стиле хип-хоп, и при поступлении мне говорили, что к четвертому курсу учить будут. Но на самом деле этого направления там нет, поэтому в Сыктывкаре занимался самостоятельно. Как и многие, начинал с брейк-данса. Узнал, что в Сыктывкарском лесном институте есть энтузиасты, которые занимаются брейкингом, начал ходить к ним. В колледже после занятий оставался и самостоятельно танцевал, я вообще считаю себя во многом самоучкой в плане хип-хопа.

– База, полученная в колледже, помогает в хип-хопе?

– В колледже нас учили классическим видам танцев, таким как балет, например. Конечно, с хип-хопом у них мало общего. Это как сравнивать разные языки, допустим, коми и английский. Однако иметь образование важно, оно дает базу. В том числе, понимание того, как преподавать танцы. В колледже я научился правильно раскладывать музыку, делать переходы в танце, быть компетентным педагогом. Многое узнал о детской психологии, о том, как правильно общаться с детьми, чтобы им не навредить в процессе обучения.

– После учебы вы сразу стали преподавать?

– Окончив колледж, переехал в Котлас и проработал год в местной школе-студии. Туда меня пригласили в качестве хореографа уличных танцев. Волновался, потому что всему учился сам, а тут нужно было учить этому других людей. Поборов страхи и сомнения, согласился и не пожалел, потому что это дало огромный импульс к развитию. Вел там большие группы – по 25-30 человек. Причем обычно на танцы всегда и везде у нас в стране ходят девочки, а там был наплыв именно парней. Мы занимались с ними брейк-дансом. Конечно, были и группы, где преобладали девчата, они ходили на хип-хоп, джаз-фанк и так далее. Потом меня пригласили работать в Сыктывдинский район. Там в Доме культуры села Зеленец я стал учить ребят новому для них стилю – хип-хопу. Проработал около четырех лет. За это время мы создали классный коллектив, с которым многого добились. Сейчас работаю самостоятельно, набираю группы и преподаю в Сыктывкаре.

– Вы довольно долго занимались единоборствами. Есть что-то общее между дзюдо и хип-хопом?

– Любая полезная информация, которую мы получаем, остается. Конечно, Александр Андреевич внес огромный вклад в мое становление. Благодаря дзюдо у меня выработались дисциплина, умение защитить себя и тех, кто не может за себя постоять. Прямой связи дзюдо с моим творчеством нет, но мне очень близка восточная культура, поэтому в моей манере исполнения можно проследить что-то оттуда. Допустим, через руки визуализирую самурайские мечи – делаю такие движения, будто режу ими воздух. У каждого танцора ведь есть свой стиль.

– В чем особенность вашего метода преподавания хип-хопа?

– Я в первую очередь учу именно танцевать хип-хоп, то есть импровизировать. Во многих школах ребят учат исполнению танцевальных номеров, в итоге у них есть в арсенале какой-то набор движений, но, по сути, танцевать-то они не умеют. Когда ко мне приходят новички, я даю им основу стиля и простые техники импровизации, после включаю музыку, и мы вместе начинаем танцевать.

– Насколько важно обладать музыкальным слухом, чтобы научиться хорошо танцевать?

– Это миф. Недавно общался с теми, кто не занимается танцами, и у них, оказывается, столько страхов, стереотипов. Люди думают, что должны обладать слухом и разбираться в музыке, быть пластичными. А то, что надо уметь сесть на шпагат, это, наверное, вообще самый глупый и распространенный миф. Что за бред? Не нужно ничего уметь. Иначе, какой смысл идти учиться танцевать, если вы уже «все» умеете? Единственное, что нужно – желание трудиться и, конечно, сменная форма. Есть еще один распространенный миф: многие думают, что на танцы идут только в том случае, если хотят связать с ними жизнь. В качалку же не все ходят, чтобы стать бодибилдерами. Люди не для титулов и заработков идут на танцы в большинстве случаев, а, чтобы стать гибкими, избавиться от стеснения, стать увереннее. Ко мне часто ходят дети либо сильно стеснительные, либо, наоборот, гиперактивные и недисциплинированные. Через танцы одни становятся более собранными, другие более уверенными в себе. Конечно, бывают и исключения, например, в Зеленце у меня была ученица, которая потом стала хореографом. Таких примеров мало, но все же они есть. Приятно осознавать, что я смог кого-то вдохновить и ученики продолжают мой путь.

– Физическая форма имеет значение?

– В балете это имеет значение, а вот с хип-хопом все намного проще. Тут важна ваша личность, ваше самовыражение. Много полных людей прекрасно танцуют. Все зависит еще от целей. Если человек «в теле» хочет стать чемпионом России, то ему придется заниматься в два раза больше. А если он просто хочет классно танцевать, уметь преодолевать какие-то страхи и зажимы, то ему и не нужно быть сверхатлетичным.

– А необучаемые люди есть?

– Те, у кого нет желания учиться. С такими ничего не сделает даже самый опытный в мире хореограф. У меня такие ученики были. Чаще всего – ребята, которых записывают родители, чтобы дети занимались каким-то делом. Такие дети, как правило, ходят максимум месяц. Мне самому не хочется тратить ни силы, ни время на случайных учеников. Да и ребенка не хочется мучить. Поэтому разговариваю с родителями, советую им попробовать отвести ребят на другие кружки или секции. Часто бывает, что дети начинают ходить с желанием, но потом перегорают. Тут тоже важна поддержка со стороны родителей. Все зачастую начинается с пропуска одного занятия. Потом ребенок думает: «Может, пропущу и второе?» Родителям ни в коем случае нельзя этому потворствовать. Как показывает опыт, такие дети потом и в учебе начинают проседать.

– На каком уровне хип-хоп в Коми, и какие перспективы у этого направления в нашей республике?

– Только в Сыктывкаре примерно пять-шесть школ-студий, около 300 человек занимаются хип-хоп танцами. А есть же еще приверженцы других направлений хип-хоп культуры: те, кто танцует только брейк-данс, хаус и прочее. Если смотреть по количеству, то развитие у нас есть, но все равно школ должно быть больше. Было бы здорово ввести танцы в школьную программу. Это могут быть и хоп-хоп, и классические танцы, потому что для общего развития детям это очень полезно. У меня в Котласе был опыт преподавания танцев в школе. Мы тогда предложили директору включить их в школьное расписание раз в неделю вместо обычного урока физкультуры. Детям было интересно, посещаемость увеличилась. Также хочется больше различных молодежных фестивалей. Вроде фестиваля «СтарТуй», где я один из организаторов, буду отвечать за работу площадки с хип-хоп баттлами. У нас получилось договориться с известными и опытными танцорами из Москвы. Также будут квалифицированные судьи, диджей и ведущий. Развитие во многом зависит от носителей этой культуры, от энтузиастов. Я топлю за это, продвигаю эту культуру, чтобы про нас знали и слышали.

– Может, есть регионы, на которые нам надо равняться?

– Нам не надо на кого-то равняться. У нас должен быть свой стиль, мы танцуем по-своему и развиваемся в своем направлении. Во время службы в армии, когда общался с мамой по телефону на коми, сослуживцы удивлялись, они даже не знали, что такой язык есть. Мне хочется, чтобы про нашу республику знали не только, как про лыжный край, но и как про место, где есть классные хип-хоп танцоры.

– Что для вас танец?

– Не хочется говорить банальности, вроде того, что это – моя жизнь. Танец – это движение, а любое движение можно назвать танцем. Четкого объяснения тому, что такое танец нет. Если взять энциклопедию, то там написано, что это движения под музыку. Однако это явление куда шире. Танец – это способ самовыражения, возможность проявлять себя. А что такое проявлять себя? Это разрешать себе жить полной жизнью, так, как ты хочешь, как чувствуешь. Если я иду где-то по улице или стою в очереди в магазине, и вдруг слышу музыку, то порой просто автоматически начинаю двигаться, делать какие-то пластичные движения. Если чему-то удивляюсь, чему-то рад, то начинаю танцевать. Танец настолько вошел в мою повседневную жизнь, что в буквальном смысле стал неотъемлемой ее частью. Если брать преподавание, то тут тоже все куда шире, чем просто уроки танцев. Например, мы с учениками иногда беседуем и о каких-то бытовых вещах, об отношениях, вместе ходим в кафе. Хип-хоп – это не просто танец, а часть целой культуры, у которой есть своя история. Эта культура близка мне, и она подпитывает меня. Меня заряжает то, что я делаю на занятиях, то, как в лучшую сторону меняются мои ученики. В них мне хочется оставить частичку себя, научить двигаться осознанно во всех жизненных направлениях, все делать во благо. А самое главное, чтобы они чаще улыбались и получали удовольствие от жизни.

Ярослав СЕВРУК

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Хореограф Андрей Чугаев: «Учу людей двигаться осознанно»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.