В Нившере звенели косы и жужжали триммеры

В корткеросском селе прошел трудовой турнир в этностиле

В селе Нившера Корткеросского района прошел пятый открытый турнир косарей «Звени, коса». 15 июля на огромном поле на окраине села собрались сотни людей – местные жители, гости из других районов, городов и сел, были и туристы из-за пределов региона, иностранцы.

Полевое гостеприимство

К празднику нившерцы подготовились основательно. Сенокос здесь уже в разгаре, так что под рукой были тюки с сенажом от местного сельхозпредприятия – ООО «Нившера». После того как их составили вместе и раскрасили, они превратились в импровизированные трибуны и арт-объекты. На поле установили большие надувные ворота, от которых стартовали участники соревнований, летнюю сцену, скамейки. Шла торговля различными сувенирами, изделиями местных мастеров, хлебосольные хозяйки угощали гостей шаньгами, пирогами, ухой и жареной рыбой, национальным коми десертом – черемуховым лязом, поили чаем на травах, березовым соком, квасом, суром. Отдельно располагалась зона, где развлекали детей – украшали их аквагримом, проводили разные мастер-классы. Впрочем, мастер-классы были и для взрослых, уже тематические – их учили правильно точить косу и косить. И все это под песни артистов из разных сел Корткеросского района.

Глава района Константин Сажин отметил, что с погодой на сей раз очень повезло, впервые за пять лет проведения конкурса в этот день условия просто идеальные для сенокоса: солнечно, сухо, ветер достаточный, чтобы отгонять мошку, но не настолько сильный, чтобы мешать работе.

Руководитель центра господдержки АПК и рыбного хозяйства Коми Ирина Розанова от имени минсельхоза региона, являющегося одним из организаторов конкурса (вместе с районным центром коми культуры и администрацией муниципалитета), приветствовала собравшихся и сообщила, что с этого года турнир включен в перечень республиканских мероприятий, ранее он был в статусе районного.

Руководитель ООО «Нившера» Татьяна Ларукова, которую представили как организатора и вдохновителя турнира косарей, в ответ на это пошутила, что конкурс благодаря приезду делегации иностранных студентов уже перешел в разряд международного.

Студенты-иностранцы, кстати, на конкурсе зажгли, неожиданно став звездами развлекательной программы. Сначала экспромтом подпевали артистам и танцевали, потом сами ко всеобщему восторгу вышли на сцену. Так что у коми праздника вдруг появились североафриканские нотки.

– Ох, что ж творят-то, – восхищались местные жители, глядя на веселых гостей. – Но они что же, так и будут выступать? Пошли бы посмотрели, как траву косят. У них же, в Египте, такого, наверное, нет.

Студенты, впрочем, успели все, и повеселиться, и национальных угощений попробовать, и с местной молодежью пообщаться.

От литовки до триммера

Непосредственно конкурс косарей стартовал в 11:00. По очереди участники турнира – мужчины и женщины отдельно – соревновались по номинациям «коса-литовка», «коса-горбуша», «бензиновая коса-триммер». Потом прошли командные соревнования смешанными парами по литовке и горбуше.

Зрители болели изо всех сил, некоторые то ли заранее заготовили, то ли на ходу сочинили речовки-кричалки наподобие футбольных с именами своих фаворитов, которые скандировали так, что порой заглушали громкие песни артистов. Судьи только успевали, попутно наблюдая за участниками, отгонять самых рьяных болельщиков за колышки с веревочками, ограничивающие соревновательные участки, дабы никто ненароком не попал под взмах косы. По окончании прохода дистанции очередной партией участников выкошенные места тщательно измеряли, оценивали высоту среза травы, фиксировали погрешности вроде нескошенной растительности, которая обнаруживалась после того, как поднимался валок скошенной травы.

После того как поле прошли и мастера классической литовки (таковых было довольно мало), и вооруженные горбушей (этих, наоборот, было большинство), и современные операторы триммеров, траву убрали в ходе конкурсной эстафеты. – Дальше она, как и положено, пойдет на корм скоту на ближайшую ферму.

Секрет в идее

В чем секрет жителей Корткеросского района, где создано, возрождено множество интересных массовых этнокультурных конкурсов, праздников, на которые приезжает немало гостей? Ведь, пожалуй, таких событий здесь уже больше, чем в других сельских муниципалитетах Коми. Один фестиваль кузнечного мастерства «Корт Айка» чего стоит. Точнее, если поискать, обнаружится, что у нас в любом районе чуть ли не в каждой деревне и селе регулярно (особенно летом) проходит что-то интересное, но больше на слуху именно корткеросские земли. Константин Сажин считает, что главное в организации такого рода мероприятий – сильная идея, которую можно развить, поддержать.

– Достаточно сложно построить крупное событийное мероприятие, не имея для этого некоего зерна – исторического повода, легенды, рабочей традиции. Например, как в «Мордино», где создали этнофестиваль «Лес», традиционно была сильная лесозаготовка. Везде должна быть какая-то идея, вокруг которой и строится крупное этнокультурное мероприятие. Думаю, нам удается найти такую идею, достойно все организовать. Приведу в пример село Вомын, где осенью проводится праздник «Чомор», уже ставший одним из брендов нашего района. Там издавна отмечали завершение полевых работ, сельскохозяйственного года своеобразным праздником урожая. Всем миром варили капусту. И сейчас это делают, рецептов приготовления этой капусты – множество, и вокруг этой традиции выстроилось большое интересное этнокультурное мероприятие. В Мадже появился праздник кашеваров. Восстановили праздник гармонистов в Подтыбке, который когда-то был, но потом угас. Подтыбок – это русский поселок, когда-то здесь был крупный леспромхоз, ну а какая русская душа может жить без гармони? Вот поэтому там прижился такой праздник, – пояснил руководитель района журналисту «Республики».

Татьяна Ларукова рассказала, что идея праздника пришла к ней очень давно, долго вместе с жителями села, советом ветеранов размышляли, как это можно устроить. Почему именно турнир косарей? У Нившеры всегда были огромные сенокосные угодья, село большое, семьи сплошь многодетные, у кого пять-семь детей, а у кого и десять. Еще лет 40 назад и для собственных нужд, и для сельхозпредприятия сена нужно было заготавливать очень много. Техники такой, как сейчас, тогда не было, работали в основном вручную. На сенокос выходили всей семьей, начиная с детей лет шести-семи, для которых делали специальные маленькие косы, до стариков. Бывало, что семья уезжала на дальний сенокос на несколько недель в полном составе, домашний скот с собой тоже забирали. Если лето выдавалось неудачное, сенокос затягивался, и порой дети даже к 1 сентября в школу не успевали. К этому, впрочем, относились с пониманием.

– Так мы и придумали этот праздник, чтобы вспоминать свое детство, чтобы передавать эту традицию из поколения в поколение. Мы передаем это своим детям, они – внукам, – говорит Татьяна Ларукова.

Мастера горбуши

Местная жительница Анна Подорова как раз из многодетной семьи, которая летом полным составом выходила на сенокос. Родители научили ее работать с косой в семь лет. Поля, где они заготавливали траву, находились в 15 километрах от села, это если по прямой идти. А по дороге – все 30 километров.

– Нас у матери десять детей было, все на сенокос ездили, друг другу помогали, если что-то не получалось. Сейчас дети уже не такие. Дочка моя косить умеет, но совсем немножко. А внучки вообще не умеют, – рассказала Анна Подорова. – Я очень люблю этот праздник, участвую в нем с первого года, когда его начали проводить. Кошу всегда горбушей, а литовкой совсем не умею. Но у нас здесь литовкой никто раньше и не косил, кроме одного приезжего. Косы-горбуши у меня сейчас две – одна побольше, она мужской считается, это от моего старшего брата, а другая поменьше, женская. Но я могу косить и большой, и маленькой. Лишь бы сама коса работала.

У горбуш, по словам участницы турнира, характеры разные бывают. Случается такое, что в руку берешь и понимаешь, что нет, с этой не сработаться. Есть у нее одна такая, лежит без дела. Другая беда, что косу-горбушу сейчас уже нигде и не достать, литовки продают, а эти уходят в прошлое.

– Наши косы, от отцов и матерей оставшиеся, сточены уже так, что и лезвия почти нет. Который год себе ищу новую косу – нигде не продают. Двоюродная сестра живет в Койгородке, ее просила купить, если вдруг увидит где-то. Сегодня у троицких парней спрашивала: «У вас готовит ли кто-то косы?» Раньше ведь в Троицке их ковали. Нет, не делают уже, – сокрушалась Анна Подорова.

В итоге Анна Подорова на турнире завоевала целых четыре медали, три первых места в разных номинациях и одно второе. Так что в нынешнем турнире она – главная героиня.

Александр Габов, который как раз из деревни Троицк, тоже участвовал в конкурсе со старой горбушей. Среди мужчин на турнире он занял первое место, при этом, как уверяет, косу в руки уже лет тридцать не брал, в конкурсе участвовал в первый раз.

– Косить я со школы умею, лет с девяти, у нас вместе с родителями была семейная сенокосная бригада, все лето на полях проводили, – рассказал он. – А сейчас косить и не надо, скотину не держу. Сегодня вот рискнул вспомнить молодость. Даже не тренировался толком, пару раз только косой махнул, проверить, сгибается ли поясница как надо, помню ли вообще, как косить. Оказалось, руки очень хорошо все помнят. Горбуша все эти годы в сарае провисела, снял, наточил. Теперь обратно, наверное, повешу. Триммером траву вокруг дома убирать удобнее.

Пчелка-победительница

Если мужчины, участвовавшие в конкурсе, одеты были в основном повседневно – футболки, шорты или джинсы, лишь пара человек надела рубахи в этностиле, то дамы в большинстве предпочли для турнира принарядиться. Анна Подорова, например, была в платье с орнаментами, красивом платке. А жительница Корткероса Диана Гонке приехала в ярком костюме… пчелы. Придумывала, как бы пооригинальнее одеться, в итоге нашла у знакомых вот такой наряд. Решила, что очень подойдет к теме конкурса. Ведь пчелы – символ трудолюбия. К тому же жужжат, как и триммер, с которым Диана и участвовала в конкурсе.

– Я работаю в управлении культуры района, поэтому, конечно, знаю, какие праздники, конкурсы у нас проводятся. Очень захотелось тоже поучаствовать, родной коллектив меня поддержал, – рассказала она. – Не все же только организовывать, хочется и изнутри все это оценить. Почему именно триммер? Да я дома им кошу, мне очень нравится. Вокруг дома территория большая, скашивать много надо, так что натренировалась.

К финишу Диана первой не пришла. Во-первых, триммер немного подвел, леска размоталась на большую, чем нужно, длину, после того как участница конкурса в азарте «споткнулась» им о кочку. Леска начала путаться, триммер стал работать неровно. Во-вторых, как она пояснила, прочитав положение о конкурсе, твердо запомнила, что судьи оценивают не только скорость, но и качество покоса. Насколько чисто пройдена дистанция. Скошена ли она по всей заданной ширине, или же участник конкурса смухлевал, скосив траву на более узком пространстве. Так что траву она и убрала практически под ноль в четко установленных границах. Судьи, глядя на это, только охали, между собой обсуждая, что «пчелке», наверное, стоит, «газануть», как следует, чтобы исправить ситуацию. Муж Дианы метался вдоль выделенного ей участка поля, болел изо всех сил и явно хотел помочь, но этого, конечно, сделать было нельзя. В итоге после замеров, оценки качества работы судьи присудили Диане первое место, несмотря на то, что время у нее было не лучшее. Похоже, сама она этого не ожидала, поэтому, когда объявляли победителей, на поле ее не оказалось, прибежала уже под конец церемонии под бурные аплодисменты.

Праздник для жизни

Впервые в рамках турнира «Звени, коса» прошел конкурс механизаторов, правда, участников в нем было очень мало, но лиха беда – начало. Также кроме талантов в сельхозработах можно было блеснуть умением сделать красивое из подручных материалов: большие и маленькие фигуры из сена, веток, цветов.

Под дни проведения конкурса подгадали свою встречу и выпускники местной школы, окончившие ее 50 лет назад. Некоторые из них не были на родине уже очень давно. В этот день они и с односельчанами успели пообщаться, и оценить, как изменилось село, и порадоваться тому, что перемены не коснулись многих памятных для них мест. Все были очень рады, что Нившера живет и в прошлое, в отличие от множества сел и деревень, уходить не собирается. Население здесь сейчас – 1200 человек, а летом и того больше – многие приезжают на родину в отпуск, отправляют сюда на каникулы детей.

Нина Изьюрова, глава сельского поселения «Нившера», говорит, что будь на селе с работой попроще, то многие, кто уехал отсюда, захотели бы вернуться – не раз такое слышала от земляков. В том числе и потому, что Нившера уникальна: сохраняет свою самобытность, культуру, традиции. И нынешний праздник – еще одно тому подтверждение.

– Мы хотим, чтобы молодое поколение знало свою историю, передавало ее дальше, – говорит глава поселения. – Народ у нас замечательный, трудолюбивый, любит свое село.

Порой приходится слышать мнение, что расходы на праздники – пустые траты, какие там песни-пляски, лучше бы дороги чинили, заборы да крыши подправляли. А народ уж как-нибудь сам себя развлечет, в индивидуальном порядке.

– Тот, кто не понимает значения таких мероприятий, тот не понимает вообще душу народа, суть его жизни. Мы в районе проводим порядка десяти крупных праздников, конкурсов, круглый год – с января по декабрь. Не все сельские поселения пока имеют такие праздники и, можно сказать, белой завистью завидуют тем, у кого они есть, – рассказал руководитель администрации Корткеросского района Константин Сажин. – Праздник никогда не бывает ненужным. В качестве примера вспомним блокаду Ленинграда, даже в самые жесточайшие ее дни в городе на сцене театра шли концерты. Не может быть одно взамен другого. Безусловно, мы должны находить средства и на ремонт. Но даже если мы все деньги от культурно-массовых мероприятий на те цели перекинем, их все равно не хватит. К сожалению, у нас вся комплексная инфраструктура сельских районов создавалась еще в советское время, она уже в значительной степени обветшала, для ее модернизации нужны средства на несколько порядков больше, чем мы можем потратить на организацию праздников. Поэтому мы стараемся рационально распределять деньги, но так, чтобы не в ущерб одному в пользу другого. Такие праздники, как сегодняшний, это образ жизни людей. Нельзя у них такое отбирать. Иначе они жить не смогут. Как жить без радости?

Анна ПОТЕХИНА

Фото автора

 

Оставьте первый комментарий для "В Нившере звенели косы и жужжали триммеры"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.