Музыка и деньги могут быть тесно связаны, и дело не только в звоне монет. Оказывается, на металлических монетах и бумажных банкнотах довольно часто бывают изображены музыкальные инструменты, музыканты, певцы и композиторы. Увидеть такие «звонкие» денежки можно на новой выставке в Выльгорте.
Здесь, в Музее истории и культуры Сыктывдинского района имени Налимовой, экспонируется часть уникального собрания коллекционера из Санкт-Петербурга – старшего научного сотрудника, реставратора и хранителя музыкальных инструментов Государственного музея театрального и музыкального искусства (Шереметевский дворец – Музей музыки) Владимира Кошелева.
– Музыка – наиабстрактнейший вид из абстрактных искусств, и деньги – наиматериальнейшая вещь из всего материального мира, – сказал коллекционер в одном из своих интервью. – Поэтому невозможно не обратить внимания на то, как эти две реалии пересекались и сосуществовали.
В его масштабной коллекции собраны боны и монеты из 85 стран. Можно сказать, что коллекция – это своеобразная энциклопедия по истории музыки. Например, в Республике Бурунди, что в Восточной Африке, на деньгах изображен барабан, разновидности этого национального инструмента использовались для танцев, шествий короля и ритуалов плодородия.
Посредством монет и бон перед посетителями разворачивается история более полусотни музыкальных инструментов. Среди изображенных инструментов как широко известные, так и редкие, и даже несуществующие. Это раковины, барабаны, колокола, флейты и гобои, национальные музыкальные инструменты – мадагаскарская бамбуковая валихе, украинские бандура и торбан. Так, например, на современной шведской купюре номиналом в 50 крон изображена никельхарпа – традиционная клавишная скрипка. Картинка с этим инструментом интересна тем, что она является буквально самоучителем по игре на никельхарпе. Сам Владимир Кошелев играть на этом инструменте научился по изображению на банкноте, где указано, какой клавишей берется какая нота.
Бывает, монеты и сами превращаются в своеобразные музыкальные инструменты. Например, «цин» – одна из пластин, отсоединенная от китайского металлофона под названием «бяньцин», стала впоследствии денежной единицей. Монисто – пример обратной метаморфозы: оно является предметом не столько украшающим, сколько «звучащим» – оберегающим своим звучанием. А еще на купюрах можно увидеть великих композиторов и известных исполнителей. На выставке представлены и китайские деньги для загробного мира. Красочные с веселыми картинками немецкие нотгельды – купюры чрезвычайных обстоятельств – их вместо денег печатали в Германии с 1914 по 1922 год. В основном нотгельды выпускались на уровне городов и общин, реже округов. Среди издателей были также сберегательные кассы, кредитные союзы и частные фирмы.
Чеканить музыкальные инструменты на монетах начали в Древней Греции. Лиры, арфы и кифары считались там атрибутом богов.
Еще одним инструментом, получившим мировое признание, а затем довольно плотно прошедшим через нумизматический материал, стал колокол. Созданный в древности для того, чтобы оберегать душу умершего от темных сил, с течением времени он превратился в символ свободы, памяти (об этом – монета, посвященная 10-летней годовщине трагедии на Чернобыльской АЭС) и даже мира. Пример – монета «Разоружение» номиналом 1 рубль/1 доллар, отчеканенная в 1988 году из обшивки ракеты средней дальности Р-12: их утилизировали по договору, подписанному между СССР и США. Эту монету также можно увидеть на экспозиции.
Выставка будет работать до конца августа.
Артур АРТЕЕВ
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "В Выльгорте «звучит» мелодия денег"