Путешественники с мольбертом

Лето – пора отпусков и путешествий. А когда путешествует художник, то его впечатления от поездок остаются на холсте или бумаге. И увидеть их можно на открывшейся в Национальной галерее Коми выставке «Художник путешествует».

Экспозиция рассказывает о том, как художники за последние сто лет исследовали Коми край, как менялись маршруты их поездок, какими транспортными средствами пользовались, что влекло их на Север и что оставалось в «дорожных» блокнотах и альбомах.

Самые ранние представленные на выставке работы – это написанные в начале XX века три акварели под общим названием «Зырянский край». Они хранятся в фондах галереи. Предположительно, их автор – пейзажист Борис Бессонов. По другой версии, автор акварелей – вологодский этнограф-фольклорист Николай Иваницкий. Оба они на рубеже веков путешествовали по реке Печоре до Щугора.

Известный советский живописец Федор Модоров (1890-1967) в 1925 году побывал в Коми крае и спустя два года создал картину «Праздник 1 Мая у оседлых ненцев». Картина неоднократно переименовывалась, называясь то «Праздник 1 Мая у оседлых самоедов», то «Первомайский праздник у зырян», то «1 Мая в области Коми». В Усть-Сысольск художник приехал в июле 1925 года, а в августе отправился по реке Печоре. С двумя местными провожатыми он проплыл от Троицко-Печорска до пристани Куя в устье Печоры. Десять дней художник пробыл в селе Колва. Село основали в первой половине XIX века ненцы-самоеды. В двадцатые годы ХХ века в Колве проживало более 400 человек из родов Выучей, Валей, Сядей, Хатанзей и Ванюта. Наброски Модорова отразились в его живописных полотнах «Самоедский исполком», «Семья самоеда. Колва», «Съезд советов Самоедии». Картина «Праздник 1 Мая у оседлых самоедов» экспонировалась в Москве на масштабной выставке, посвященной десятилетнему юбилею Октябрьской революции, с нее была закуплена и направлена в Коми областной музей.

– Работа отличается лубочностью, перекличкой с иконописным прошлым художника – Модоров вышел из мастерской иконописной школы, – рассказала «Республике» заместитель директора галереи по экспозиционно-выставочной работе Надежда Беляева. – Зрители и специалисты критиковали ранние работы художника за условность и статичность персонажей, надуманность композиции, сходство с иконами. Впоследствии художник преодолел «пережитки прошлого» в своем творчестве и стал известен благодаря парадным портретам и картинам на историко-революционные темы. Федор Модоров по праву считается одним из основателей социалистического реализма в советском искусстве.

В 1952 году в Ижемском районе побывал художник-анималист Вадим Трофимов. В 1960-е годы в Коми АССР художники приезжали в групповые творческие командировки с пребыванием на пленэре до трех месяцев. Так в 1964, 1965, 1966 и 1969 годах на пленэрах в Удорском районе работали Владимир Стожаров (1926-1973), Ефрем Зверьков (1921-2012), Геннадий Дарьин (1922-2012). А в Усть-Цильму в 1978 году приезжала группа акварелистов под руководством народного художника-пейзажиста Георгия Чернявского (1924-1981).

С введением в эксплуатацию Северо-Печорской железной дороги в 1941 году художники стали ездить в Заполярье. В это время в Воркуту приезжал Валентин Поляков (1905-1974), с чьим именем связано рождение и становление профессионального изобразительного искусства Коми АССР.

В поисках новых живописных решений, новых героев на Север ездил Рем Ермолин (1926-2004). Эта поездка открыла ему новую тему в творчестве, которая в дальнейшем сложилась в Усть-Цилемский цикл. Будучи председателем республиканского отделения Союза художников, Ермолин организовывал творческие командировки своих коллег на север Коми. Начиная с 1970-х годов в таких поездках по республике побывали Вячеслав Кислов (1938 г.р.) и Виктор Залитко (1939-2012), Станислав Торлопов (1936-2015), Виталий Трофимов (1943 г.р.), Татьяна Васильева (1946 г.р.), Геннадий Дмитриев (1946 г.р.), Валерий Шустов (1939-2019) и многие другие.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Путешественники с мольбертом"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.