Золотые руки мастеров

Не так давно в России был учрежден новый праздник – День народных художественных промыслов. В этом году его отметили 18 июня и ежегодно будут отмечать в предпоследнее воскресенье первого летнего месяца. Коми край издавна славился своими мастерами. Мужчины занимались обработкой дерева, кузнечным и гончарным ремеслом, женщины шили и вязали. Традиции предков сегодня успешно продолжают современные мастера. Накануне их профессионального праздника корреспондент «Республики» побеседовал с несколькими из них, узнал, как и чем живут сейчас мастера народных промыслов.

Наталия Мелешева. Верхневычегодская роспись

Как рассказала «Республике» председатель регионального Союза мастеров декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов Наталия Мелешева, общественная организация была создана в 1993 году. За тридцать лет она объединила мастеров, работающих в разных направлениях: художественная обработка дерева, бересты, корня, художественная роспись по дереву, керамика, набойка, художественная роспись по ткани, натуральное крашение, узорное вязание, ткачество, лоскутное шитье, художественная обработка шерсти, кожи, меха, традиционный и авторский костюм, традиционная и авторская кукла, народная игрушка.

– Сейчас у нас 45 мастеров, которые проживают в разных городах и районах Коми, – сказала Наталия. – В основном мастера работают и передают свой опыт в различных учреждениях культуры и образования, сохраняя, развивая и возрождая народные традиции в современном декоративно-прикладном искусстве. Союз мастеров активно принимает участие в общественных городских, республиканских, общероссийских и международных мероприятиях, пропагандируя уникальное культурное достояние коми народа в сфере декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов. Каждое изделие мастера уникально по своей природе. Мастера, оставляя в каждом изделии частичку себя, вкладывая свои эмоции, чувства, которые они испытывают в процессе изготовления, вносят свой собственный смысл, получая в итоге неповторимую, самобытную вещь. Но порой изделия наших мастеров теряются в массе поточного производства, которое поступает к нам из других регионов, покупатель не ценит достоинство ручного труда, хотя в центральной части России уже начал появляться интерес к этому направлению. Мастерам самим достаточно сложно реализовывать свои изделия по достойной цене. Да они и не могут делать изделия постоянно, потому что у всех есть основная работа и изделия изготавливают в свое свободное время, поэтому изделия делаются в небольшом количестве, но качественные, художественно-эстетические.

Напомним, что сама Наталия Мелешева – победительница конкурса «Мастер года – 2022». Она же стала лауреатом премии правительства Республики Коми имени Семена Оверина. Наталия преподает в колледже культуры имени Чисталёва. Работает в направлениях традиционная игрушка, традиционная роспись по дереву. Является постоянным участником республиканских, межрегиональных, всероссийских, международных выставок, конкурсов и фестивалей. На прошедшую минувшей весной выставку «Мастер года» она представила предметы быта: кухонный шкаф, блюдо и игровые наборы – домино, крестики-нолики, пятнашки, декорированные верхневычегодской и нижневычегодской росписью, а также два пояса – удорский и усть-куломский.

– С девяти лет посещала кружки по разным видам декоративно-прикладного искусства в селе Пажга, – поделилась мастер. – Занималась берестой, ткачеством и вышивкой, многим другим, только не было росписи по дереву. В 1999 году поступила на худграф в педколледж, где первые азы росписи по дереву мне дала Тамара Сердитова. Потом я продолжила обучение в Сыктывкарском университете на факультете искусств по специальности «Народное художественное творчество». Здесь меня учила Ирина Земцова, она же стала моим научным руководителем по дипломному проекту. С 2007 года я преподаю в колледже культуры живопись, рисунок и методику преподавания декоративно-прикладного искусства.

По словам Наталии Мелешевой, она владеет практически всеми основными видами декоративно-прикладного искусства. Это народная игрушка, роспись по дереву, ручное ткачество, художественная обработка лозы, вышивка, вязание крючком, на спицах, керамика.

– Сейчас я осваиваю художественную обработку корня. Мне интересны разные виды декоративно-прикладного искусства, но предпочтение я отдаю росписи по дереву, – отметила Наталия. – А именно вычегодским росписям, потому что они меня притягивают своей жизнерадостностью, красочностью и самобытностью. Считаю, что жители республики должны знать и восхищаться таким сокровищем народной культуры нашего края. Да и вся Россия должна знать о нашей традиции вычегодских росписей. Мечтаю о том, чтобы вычегодская роспись стала такой же известной, как хохломская или городецкая. Поэтому я обращаюсь к декору игрушек, потому что именно через игры, через семью возможно познакомить детей с вычегодскими росписями.

Помимо возрождения традиционных ремесел, сохранения и передачи мастерства своим ученикам, Наталия пропагандирует использование изделий традиционных ремесел в современной жизни.

Светлана Турова. Вязание

– Я вяжу с шести лет. Поначалу это было хобби, но уже в детстве я с мамой вязала в Народных художественных промыслах и обменивала свой труд на денежку, – рассказала Светлана. – Бабушка научила меня вязанию и вышивке, но больше нравилось вязание. А еще в советское время нас учили вязать и в садике, и в школе. На уроках труда уже во втором классе мы вязали салфетки и прихватки. Частью самообразования стало посещение музеев и выставок. Мой муж Сергей – коми, и его бабушка рассказывала о значении коми узоров. Так что мы сохраняем преемственность поколений и стараемся быть хранителями традиций, совмещая их с современными тенденциями.

Семейной мастерской Светланы Туровой в июне исполнилось 15 лет. Ровно 15 лет назад они с мужем решили бросить наемную работу и заняться вязанием. Сейчас они делают интерьерные игрушки, джемперы, жилетки, шапки, варежки, шарфы и многое другое. Для того чтобы передать опыт, Светлана проводит мастер-классы и разные акции. В частности, в 2015 году она связала самую большую варежку в России с коми орнаментом солнца, а два года назад совместно с сотрудниками Центра коми культуры Корткероса организовали и связали вручную самый большой круглый коврик и зарегистрировали мировой рекорд.

– Вот так и пытаемся привлечь внимание к традициям и сделать их узнаваемыми и модными, – отметила Светлана. – Мы стараемся подстраиваться под современные реалии, работаем через онлайн-каналы, соцсети, маркетплейсы, через магазины партнеров или через свою мастерскую. Чтобы продавать свои изделия через другие магазины и маркетплейсы, прошли сертификацию/декларирование на безопасность и соответствие ГОСТам, зарегистрировали торговую марку, регистрируем свои образцы через экспертизы художественно-экспертного совета при правительстве Коми и еще очень много чего делаем, чтобы конкурировать и развиваться в современных реалиях российского законодательства.

Артем Чичкарев. Береста

– Началом моего мастерства стало обучение в Эжвинской детской художественной школе в 1990-1994 годах, где художественную обработку бересты преподавал Михаил Кочев. В колледже культуры я учился росписи у Тамары Сердитовой, лозоплетению у Семена Ватаманова. Мастер – это постоянное общение с материалом, это нельзя забывать, иначе он не откроет себя, – считает Артем Чичкарев. – Доброта, трудолюбие и желание работать, не сворачивая с выбранного пути, – вот секрет мастерства!

Артем владеет разными материалами. Это лоза, глина, дерево, сосновый корень, кость, но самый любимый его материал – это береста.

– Она золотистая, как солнце, но за ее простотой кроется и упрямство, которое нужно укротить, – говорит мастер. – Виды изделий из бересты – самые разные. Это туеса, шкатулки, короба и в меньшей степени плетение. Передача опыта – важный и нужный труд мастера. Для этого провожу мастер-классы, творческие встречи, различные проекты, которые пропагандируют народное искусство во всех видах и проявлениях. Я не стремлюсь к количеству, мне важна художественная эстетическая ценность изделия, удовлетворение от воплощенного в материале замысла. Работа должна выполнить миссию на выставках и в проектах, обрести выставочную историю. Только после этого можно и пополнить коллекции музеев или частные коллекции.

Игорь Лютоев. Мебель

– С детства мне нравилось работать с деревом, и моим первым учителем был папа, – рассказал Игорь Лютоев. – Именно он научил меня, как держать молоток, чтобы не ударить по пальцам. В школе ходил в кружок резьбы по дереву. После продолжил обучение в училище по специальности «резчик художественный резьбы по дереву». Работаю только с деревом, но иногда использую фанеру. В основном делаю дачную мебель: столы, стулья и скамейки. Нравится экспериментировать с формой стульев. Также делаю из дерева игрушки. Ручная работа сейчас непопулярна. Люди порой не понимают, что каждая работа мастера индивидуальна, эксклюзивна и не может стоить дешевле ширпотреба. Им нравится пластиковая глянцевость, конвейерная одинаковость и невысокая цена.

Тамара Хабарова. Лён

– Еще в детстве мне нравились красивые, выполненные вручную изделия, в основном я их видела в деревне, куда уезжала на лето. В Койтыбоже шла по улице и разглядывала красивые занавесочки, вышитые в технике ришелье, в домах любовалась домоткаными половиками, лоскутными одеялами и многими другими рукотворными работами, – вспоминает Тамара Хабарова. – Я по образованию геолог, работала в нефтегазоразведочной экспедиции в Воркуте. В заполярном городе прошла курсы по машинной вышивке, и это пригодилось, когда решила поменять профиль своей деятельности. Впервые обучать различным видам рукоделия начала в Ухте во Дворце пионеров в 1992 году, потом в Сыктывкаре в эстетическом центре школы №35, долгое время работала в Республиканском центре дополнительного образования. В основном вышиваю на льне. Это моя любимая ткань. Изделия разные: салфетки, дорожки, лакомники, полотенца, скатерти, авторские костюмы с разными видами вышивки. Обучаю взрослых и детей различным видам рукоделия. Ручная работа – это долгий, кропотливый труд, она не может стоить дешево, а красота всегда ценится.

Напомним, что по итогам XXVIII Республиканской выставки декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов Тамара Хабарова стала «Мастером года – 2021» и лауреатом премии правительства Республики Коми имени Семена Оверина.

Более десяти лет мастер работает в сыктывдинском Доме народных ремесел «Зарань». Основными направлениями творчества мастерицы являются художественная вышивка с применением традиционных техник, вязание крючком и на спицах, кружевоплетение на коклюшках, авторский костюм и кукла. Изделия Тамары Хабаровой экспонировались в Москве, Санкт-Петербурге, Петрозаводске, Великом Устюге, Вологде, Кирове, Ухте, а также во Франции и Беларуси.

– Лён – это экологичный материал, одежду из которого приятно носить, – считает Тамара. – Так как это ткань полотняного переплетения, то ее удобно использовать при различных техниках строчевой вышивки, более тонкий лен годится для тамбурной вышивки. Лён в жару холодит, в мороз согревает. Не зря же наши предки носили одежду из домотканого льняного полотна.

Игорь Андриянов. Металл

– Умение что-то мастерить своими руками у нас в семье идет еще с прапрадедов, причем по обеим линиям, – рассказал член Гильдии кузнецов России Игорь Андриянов. – Особенно работа с деревом, которую я начал осваивать еще лет с шести. Затем стали интересны металл, резьба по рогу и кости, художественное литье, кузнечная ковка, работа с кожей, основы ювелирного дела, работа со специальной химией. Если мастер намерен заниматься изготовлением каких-либо сложных художественных работ или композиций, то придется становиться «мультиинструменталистом».

Более всего Игоря привлекает работа в исторической либо этнической традиции, в том числе создание художественных реплик старинных предметов (видимо, сказывается историческое образование). Не точных копий, а именно реплик, на которых помимо прочего необходимо еще и нанести мнимый «налет старины».

– Потому что воспроизвести точную копию бывает легко, а вот сделать так, чтобы предмет выглядел как «подлинно старинный», но при этом «тень веков» не лежала бы грязными ржавыми разводами по поверхности, а благородно оттеняла блеск и глянец современных материалов, – это бывает самым трудным, – отметил мастер. – Приходится остро развивать в себе чувство меры и вкуса, чтобы патины, коррозия, потертости и прочие искусственные следы времени не заглушили общее благородство форм предмета. Сейчас у мастеров есть все условия для саморазвития в абсолютно любых направлениях: в продаже имеются все необходимые инструменты и материалы, а самое главное – любая информация и знания, которыми люди охотно делятся между собой. Остается только осваивать, нарабатывать навык и экспериментировать. Словом, сиди себе и набирайся того, что еще лет 50-70 назад являлось страшными семейными тайнами, полученными опытом многих поколений по наследству от отца к сыну, а теперь благодаря современному уровню исследований полностью расписано, разложено по полочкам и опубликовано в масштабах всего мира. До тех пор, пока существуют люди, желающие иметь у себя уникальные вещи, такие изделия мастеров-ремесленников будут востребованы. Потому что существует огромная разница между тем, что изготовлено руками, и тем, что впоследствии воспроизведено на станке с ЧПУ. Ни один станок не способен придать предмету свойства ручной работы, когда едва заметные детали, а иногда и «несовершенства» ручного труда становятся уникальными метками подлинности, аутентичности и признаком следования традиции. Именно поэтому, скажем, у кузнецов, последние лет 20 все более входят в моду следы ручной ковки, грубого абразива и прочие средства создания уникальной текстуры на металлической поверхности.

Кристина Полякова. Расписные прялки

– Пять лет назад я окончила колледж культуры имени Чисталева по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Своими главными наставниками я считаю Валентину Журину, именно она привила мне любовь к росписи, а также Наталию Мелешеву, которая была руководителем моей дипломной работы. У Александра Выборова я обучалась основам резьбы по дереву, у Василисы Богдановой – лозоплетению. После колледжа работаю в Центре народного творчества и повышения квалификации. Мы работаем с мастерами республики: занимаемся организацией выставок, методической, проектной и издательской деятельностью, проводим образовательные мероприятия, организуем выезды мастеров на конкурсы и фестивали в Россию и за рубеж, – рассказала Кристина. – Сама я занимаюсь росписью по дереву, преимущественно верхневычегодской. Я влюблена в верхневычегодские прялки. Конечно, они практически утратили свою актуальность, но, на мой взгляд, их образы, одновременно выразительные и простые, обязаны жить в современных изделиях. Так появилась моя первая небольшая коллекция «Уна рöма рöмпöштан» («Разноцветное зеркало») – это зеркала, созданные по образам прялок из Национального музея Коми. Форма, композиция, цветовая гамма старинных образцов нашли применение в современных вещах. В творчестве одними из главных критериев для меня являются утилитарность и возможность вписать изделия в современный интерьер – так они всегда будут востребованы. Вместе с тем я стараюсь придерживаться традиций верхневычегодской росписи.

Год назад Кристина реализовала проект «Летняя школа верхневычегодской росписи». В течение двух месяцев она обучала трех девочек 8-10 лет основам верхневычегодской росписи. На итоговой выставке ученицы представили полноценные изделия – разделочные доски, подносы, чайные домики, коллективное панно из расписанных спилов. Итоги занятий превзошли ожидания Кристины – одна из учениц так углубилась в изучение верхневычегодской росписи, что разработала проект по этой теме и съездила на родину вычегодских прялок. И ученицы, и их родители пожелали продолжить обучение.

– К сожалению, этим летом школу организовать не удалось, но мы обязательно возобновим занятия, – заверила Кристина.

Ольга Томилова. Текстиль и куклы

– С 1986 по 1990 год училась в СПТУ-22 по специальности «Художник росписи по дереву, художник-оформитель», – рассказала о себе Ольга Томилова. – В 2005 году поступила в Сыктывкарский государственный университет. В 2009 году окончила, получив квалификацию «Художественный руководитель студии декоративно-прикладного творчества, преподаватель по специальности «Народное художественное творчество».

Основные направления творческой деятельности Ольги – это художественная роспись по дереву, авторская и народная кукла, игрушка, узорное вязание. Работает заведующей сектором по направлению «Художественная обработка текстиля» в сыктывдинском Доме народных ремесел «Зарань», преподает детям и взрослым художественную обработку текстиля и узорное вязание коми.

– На протяжении пятнадцати лет учусь сама, повышаю свое мастерство и передаю свои знания окружающим, всем тем, кто интересуется декоративно-прикладным творчеством, народными художественными промыслами, – говорит мастер. – Провожу творческие встречи, мастер-классы в детских садах, школах, детских лагерях, учреждениях культуры по разным направлениям: роспись по дереву, народная кукла, игрушка, плетение, валяние из шерсти, узорное вязание. Также участвую в выставках, фестивалях, конкурсах. Провожу мастер-классы для всех интересующихся народными художественными промыслами, участвую в обучающих проектах и семинарах для педагогических работников учреждений дополнительного образования и работников культуры офлайн и онлайн. В наши дни изделия мастеров больше интересны для ценителей народного искусства, для любителей этностиля, для тех, кто за экологию, за сохранение своих традиций. С каждым годом этих людей становится все больше. В основном это взрослые люди, но и молодежь, дети все больше интересуются. И мы, мастера, педагоги, всячески этому способствуем – делимся своими знаниями, умениями, опытом.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Золотые руки мастеров"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.