Вечно молодая классика

Старофранцузский «Тартюф» понравился молодым зрителям

Очередную постановку классической драматургии представил на суд зрителей Молодежный театр Коми. Под занавес творческого сезона театр показал комедию Жана-Батиста Мольера «Тартюф». Премьера спектакля прошла 9 июня.

Поставил комедию режиссер из Санкт-Петербурга – профессор кафедры режиссуры Российского института сценических искусств Андрей Андреев. Театралы помнят, что в 2010 году в театре драмы имени Виктора Савина прошли его спектакли «Калевала» и «Прошлым летом в Чулимске». Это дипломные работы учеников Андреева в Российском государственном институте сценических искусств (тогда – Санкт-Петербургской театральной академии), а ныне артистов республиканского драмтеатра. В их числе и Владимир Рочев, сыгравший в новой постановке роль Тартюфа. Также среди учеников Андреева актеры драмтеатра Константин Карманов, Вадим Козлов, Надежда Кожевина и Людмила Попова.

Как Андрей Андреев рассказал во время пресс-конференции, предшествовавшей премьере, комедия поставлена в сокращенном варианте, но все ключевые моменты сюжета сохранены. Временами артисты переходят на старофранцузский язык. Но сценические костюмы явно сшиты не по моде семнадцатого столетия. И только появляющийся в конце комедии король Людовик XIV напоминает о том, что события пьесы Мольера происходили более трех веков назад.

Мольер не относится к числу тех авторов, произведения которых перечитывают на досуге, а из его комедий в школе «проходили» только «Мещанина во дворянстве». Поэтому будет нелишним напомнить содержание «Тартюфа». В доверие к хозяину дома – парижанину Оргону странным образом втирается Тартюф. Оргон считает, что это ученый, скромный, благородный, набожный, бескорыстный молодой человек. Домочадцев, пытающихся доказать обратное, глава семьи называет неблагодарными. Оргон поручает Тартюфу на хранение некий документ мятежников и даже переписывает на него дом, хочет выдать за него свою дочь. Но тут Тартюф показал свое истинное лицо. И только чудесное вмешательство короля, восстанавливающего справедливость, позволяет пьесе остаться комедией. Король-солнце прощает Оргону хранение документов мятежника, а дарственную Тартюфу велит считать недействительной.

– Мы хотели пригласить Андрея Дмитриевича в 2020 году, на юбилей выпуска. Из-за пандемии сроки сдвинулись на несколько лет, но мы не отказались от этой идеи, – рассказал на пресс-конференции директор Молодежного театра Михаил Матвеев. – «Тартюф» – это школьная программа, мы ориентируемся на молодого зрителя и хотим максимально охватить аудиторию «Пушкинской карты».

По мнению Андрея Андреева, пьеса достаточно «тяжелая» для молодого зрителя. Тем не менее, как показала премьера, удержать внимание молодежи классика по-прежнему может. Как рассказал режиссер, он уже неоднократно ставил «Тартюфа» и ему было бы интереснее поработать с другой комедией Мольера.

Добавим, что спектакль создан в достаточно сжатые сроки. В феврале Андрей Андреев на несколько дней приезжал в Сыктывкар, чтобы познакомиться с труппой театра и распределить роли. А к репетициям театр приступил в мае. Автор сценографии – Эрих Вильсон, хореограф – Ангелина Комлева, для создания костюмов приглашена из Санкт-Петербурга художник Марина Еремейчева.

Поставить спектакль помогла поддержка федеральной программы «Театр – детям».

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

 

Премьера комедии Мольера «Тартюф, или Обманщик» состоялась в Версале 12 мая 1664 года. Спустя три с половиной века пьеса по-прежнему живет в репертуаре тысяч театров по всему миру. «Тартюф, или Обманщик» стала одной из самых известных пьес французского драматурга. В ней он подверг беспощадной критике наиболее отвратительные человеческие пороки: лицемерие, жажду наживы, подлость, глупость, сладострастие, эгоизм, робость. Имя Тартюф стало нарицательным и служит синонимом для пройдохи-лицемера. Зрители старшего поколения хорошо помнят экранизацию комедии. В музыкальном фильме Яна Фрида играли такие звезды, как Михаил Боярский, Лариса Удовиченко, Анна Самохина, Ирина Муравьева и Игорь Скляр.

Оставьте первый комментарий для "Вечно молодая классика"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.