Откровенно о скорой помощи

В Госсовете Коми обсудили вопросы организации скорой медицинской помощи и транспортировки лежачих больных. Рабочее совещание провел председатель постоянной комиссии по вопросам здравоохранения, физической культуры и спорта Андрей Климушев. В мероприятии приняли участие представители профильных министерств, а также в режиме видео-конференц-связи главные врачи центральных районных больниц Ижемского и Удорского районов.

Андрей Климушев отметил, что одной из острых проблем остается техническое обеспечение скорой помощи. Требуется ремонт помещений, в которых располагаются медики, нужен новый автотранспорт. Депутат напомнил, что автотранспорт для скорой ежегодно планово обновляется, но все еще нужно более ста автомобилей.

Только вертолетом можно долететь

О первоочередных нуждах скорой помощи депутаты услышали из первых уст – от руководителя Территориального центра медицины катастроф Коми Михаила Сурина. Он назвал Коми достаточно сложным субъектом для оказания медицинской помощи. Припомнил и труднодоступные территории, и малочисленные населенные пункты, и все еще далекие от идеала дороги.

Для начала Михаил Сурин рассказал об успехах санавиации. С 2016 года, когда началось активное развитие этого вида помощи, практически в 2,5 раза выросло количество вылетов, увеличилось и число эвакуированных пациентов. Пиковым по числу больных, которым требовалась эвакуация, стал пандемийный 2020 год – тогда по воздуху были эвакуированы 1608 пациентов (в том числе рейсовой авиацией). Для сравнения: в 2016 году, который был принят за точку отсчета, были эвакуированы 796 человек. В 2022 году   1091 человек.

– В 2016 году был только один вертолет, который базировался в Печоре. На сегодня в Коми три воздушных судна – в Сыктывкаре, Ухте и Усинске, а также самолет, который находится в Сыктывкаре. Он предназначен для эвакуации пациентов с тяжелыми заболеваниями в любые медицинские организации не только в Коми, но и за ее пределами, – сообщил Михаил Сурин.

По мнению медиков, особенно возрастает роль санитарных вертолетов в тех случаях, когда счет идет на минуты. Правило «золотого часа» гласит, что выживаемость наиболее вероятна, а риск осложнений, соответственно, меньше, если медицинская помощь оказывается в первый час после обращения. Чаще других на бортах вертолетов санавиации оказываются пациенты с инсультами, инфарктами, тяжелыми травмами, пострадавшие в ДТП, беременные женщины с патологиями, дети и новорожденные.

Люди есть, машин не хватает

По словам Михаила Сурина, бригад скорой медицинской помощи в республике достаточно: по нормативу положена одна бригада на десять тысяч человек. При численности жителей республики в норматив «укладываются» 77 бригад, но в регионе их 89. Докладчик пояснил, что в некоторых регионах бригад нужно больше из-за большого радиуса обслуживания и малочисленности населенных пунктов.

Вопреки ожиданиям, Михаил Сурин сказал, что и кадровая проблема не так уж остра, особенно по среднему медицинскому персоналу. А вот из 174 штатных ставок врачей занято меньше половины – около 80. При этом скорая помощь в Коми осуществляет около 300 тысяч выездов в год. По словам Михаила Сурина, самый главный показатель доступности скорой медицинской помощи – скорость прибытия к больному. В 2022 году доля выездов с доездом в 20 минут до места вызова по экстренным показаниям составила 91 процент.

– Это очень хороший процент, – заверил докладчик.

А вот материальная обеспеченность оставляет желать лучшего. Даже флагман скорой помощи в Коми – Центральная подстанция скорой медицинской помощи в Сыктывкаре (в этом году она отметит свое 100-летие) размещается в здании бывшей бани, которое было введено в эксплуатацию в 1954 году и требует капитального ремонта. Сначала в этом здании размещались восемь бригад скорой медицинской помощи, теперь 26 бригад. Разместить там их с комфортом и соблюдением всех необходимых условий не представляется возможным, уверен Михаил Сурин.

– Самая страшная ситуация – в Ухте. Там скорая медицинская помощь располагается в старом доме на трех первых этажах. Четвертый и пятый этаж бесхозные: там дыры в полу и потолках, нет даже окон. Кровля, окна, инженерные системы на четвертом и пятом этажах имеют стопроцентный износ, – описал невеселую картину Михаил Сурин.

Руководитель Территориального центра медицины катастроф не скрывал, что ухтинские медики мечтают о том, чтобы администрация города передала им какое-нибудь другое здание, подходящее для размещения станции скорой помощи. Но пока об этом речь не идет, скорее всего, вопрос о размещении скорой помощи придется решать через суд.

На 89 бригад у скорой помощи 240 машин по всей республике. Вроде бы ситуация неплохая: по нормативу-то на одну бригаду две машины положено. Но 75 машин скорой помощи уже отслужили свой срок – пять лет.

– Их просто боятся списывать, потому что завтра на них, возможно, придется оказывать помощь. Мы получаем новые машины благодаря депутатам и правительству Коми, но этого количества недостаточно. На сегодня мы нуждаемся как минимум в 75 машинах скорой помощи. Срок эксплуатации машин скорой помощи – три-пять лет. Наши машины, в наших условиях три-пять лет не работают. Для нашей республики было бы актуальным три года и не более того, – сказал Михаил Сурин.

Он назвал и причины, которые так значительно сокращают срок эксплуатации транспорта: работа автомобилей в режиме 24 на 7, большие пробеги, низкое качество запчастей, расходников. Реальная потребность в автомобилях скорой помощи – 141 машина.

С 1 сентября сотрудники скорой помощи – врачи и фельдшеры – получают дополнительные выплаты. Михаил Сурин обратил внимание депутатов на то, что материальное поощрение не получают водители, которые тоже играют важную роль в оказании скорой медицинской помощи. Он предложил рассмотреть возможность введения стимулирующих выплат и для тех, кто отвечает за скорую доставку медиков к больному.

От дома до больницы – по закону

На совещании обсудили и проблему сопровождения лежачих больных от места проживания до медицинского учреждения и обратно. Представитель сообщества пациентов Анна Миронец привела пример из личной практики. Она рассказала, с каким трудом, с какими эмоциональными и материальными затратами организовывала перевозку своего тяжело больного родственника в онкологический диспансер для проведения необходимых ему процедур. Даже в столице Коми есть возможности только для транспортировки больных, которые могут хотя бы сидеть. Если пациент лежачий, родственники вынуждены решать вопрос его транспортировки самостоятельно – а немногочисленные перевозчики, которые предоставляют такие услуги, требуют за них немалые деньги. Одна перевозка лежачего пациента в лечебное учреждение и обратно обходится в пять тысяч рублей. А процедуры надо проводить регулярно.

Председатель регионального отделения Всероссийской организации родителей детей-инвалидов Юлия Белоусова предложила выработать алгоритм действий и разработать нормативную базу, чтобы помочь тем, кто нуждается в сопровождении. Пока минздрав и минтрудсоц не имеют в своих нормативных актах четких формулировок, кто должен этим заниматься. Минздрав сопровождает своих пациентов только из одного медучреждения в другое. Транспортировка к месту жительства, так же как и транспортировка из дома на отдельные процедуры или медобследование, не предусмотрена.

Замглавврача Коми республиканского онкодиспансера Андрей Галин подтвердил, что на базе медучреждения есть автомобили только для сидячих пациентов.

Сегодня в республике проживают 57 тысяч человек с инвалидностью, из них 3,5 тысячи – это дети, проинформировала собравшихся первый замминистра труда, занятости и соцзащиты Наталья Вытегорова. Она согласилась, что сопровождение нуждающихся в нем людей обозначено в законодательстве абстрактно, для решения вопроса в нормативную базу необходимо внести поправки. Минтрудсоц Коми уже направил свои предложения на федеральный уровень.

– Зачастую маломобильному гражданину трудно даже просто выйти из дома, чтобы сесть в спецтранспорт. А соцработники в основном женщины, и им не под силу спустить тяжелого больного на носилках с верхних этажей. Эти вопросы также требуют решения, – подчеркнула она.

Андрей Климушев, комментируя итоги рабочего совещания, отметил, что большинство граждан, нуждающихся в транспортировке, как правило, люди небогатые и не могут оплачивать услуги за свой счет. Для решения вопросов медицинского сопровождения пациентов с инвалидностью или людей, которым требуется паллиативная помощь, он предложил оперативно создать рабочую группу, изучить опыт других регионов и выработать свой алгоритм действий.

Председатель комиссии согласился также, что для ремонта пунктов скорой помощи требуется серьезное финансирование и автопарк карет скорой помощи необходимо планово пополнять. С другой стороны, он подчеркнул, что в прошлом году в Коми поступили 13 машин службы «03» и еще 72 транспортные единицы в больницы. В этом году 9 машин уже получены для скорой помощи, и в течение года в поликлиники и больницы для выездов к пациентам поступят еще 66 машин.

Есть хорошая динамика по наращиванию финансирования для нужд санавиации.

– Госсовет и дальше будет содействовать в увеличении необходимого финансирования. Спасенные жизни, здоровье наших граждан – это тот приоритет, на который мы работаем, – подчеркнул Андрей Климушев.

Людмила ВЛАСОВА

Фото из архива «Республики»

Оставьте первый комментарий для "Откровенно о скорой помощи"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.