Секреты успеваемости

Зосима Панев опыт руководящей работы приобрел на посту директора школы

В Год педагога и наставника «Республика» продолжает публиковать очерки о педагогах нашего региона. Самым молодым директором школы в Коми был Зосима Панев, который впоследствии стал одним из руководителей республики – он занимал должности председателя и заместителя председателя Совета министров, председателя президиума Верховного Совета Коми АССР. Но свой первый опыт руководящей работы он получил в Важкурской школе колхозной молодежи Сторожевского района. И опыт этот был нелегким. Воспоминаниями Зосимы Панева о той поре поделилась его дочь Людмила Сандригайло.

В 1933 году Зосима Панев окончил Усть-Вымский педтехникум. После этого был направлен учителем в Важкурскую школу. Как вспоминал Зосима Панев, учителей не хватало, поэтому нагрузка была большой – по шесть уроков в день. Много времени отнимала и подготовка к урокам, из-за дефицита кадров преподавать приходилось самые разные предметы: русский язык и литературу, коми язык и литературу, физику, историю, географию. Больше всего молодого учителя тревожило поведение учеников. Как пишет Зосима Панев в своей книге воспоминаний «Вехи в пути», «учащиеся опаздывали на уроки, самовольно уходили с них, хулиганили, иногда открыто и дерзко оскорбляли учителей. Сами учащиеся неряшливы, не подстрижены, ходят в грязной обуви. Санитарной культуры никакой».

В этом же году в школу поступил учитель Иакинф Щанов. Он Зосиму Панева поддержал, педагоги пришли к выводу, что в школе молодой Страны Советов обстановка должна быть совсем другой. Вдвоем обратились к директору школы Екатерине Спириной с требованием навести порядок. Она возмутилась и написала на молодых педагогов жалобу в РОНО. В школу приехала комиссия, члены которой убедились в том, что дисциплина в школе, мягко говоря, хромает. Екатерину Спирину освободили от занимаемой должности. Руководить школой стал Иакинф Щанов. Вскоре он был выдвинут школьным инспектором РОНО. С нового учебного года пост директора занял двадцатилетний Зосима Панев.

Школу колхозной молодежи переименовали в неполную среднюю школу. Новый директор был убежден, что терпеть все те безобразия, которые творились в учебном заведении, было невозможно. По его мнению, необходимо было скорей навести полный порядок в школе, укрепить дисциплину, устранить антисанитарию.

Поэтому в каждом классе провели собрания, уговорили родителей учеников помочь в преобразованиях. По воспоминаниям Зосимы Панева, в дни осенних каникул все вместе вымели всю школу, полы, окна, уборные, побелили печи, закупили хозяйственное мыло, приготовили доски, сами таскали и грели воду. Вешалки из коридоров внесли в классы, закрыли их занавесками, на окна поставили цветы, отремонтировали, привели в порядок учебно-наглядные пособия, карты.

Ученики постригли волосы, начали следить за одеждой, стали опрятными, вслед за внешним видом изменилось и поведение: юноши и девушки стали серьезнее, вежливее, повысилась и дисциплина, и успеваемость.

Директор добился установления стипендии для успевающих и особо нуждающихся учеников (по 8-12 рублей в месяц). Весной около школы посадили много саженцев, убрали мусор, сделали волейбольную и крокетную площадки.

По итогам учебного года Важкурская школа была признана лучшей в районе.

В учебных планах того времени еще не было предмета «труд». Но Паневу и раньше была известна сила трудового воспитания: по учебе в техникуме, а больше всего – по домашнему воспитанию у строгого учителя – отца.

«В своей педагогической работе, – пишет Зосима Панев, – я считал обоснованным правильное сочетание высокой требовательности с индивидуальным подходом к каждому в отдельности. Второгодников у нас не было. Слабоуспевающим оказывали помощь более сильные учащиеся, учителя же никаких дополнительных занятий не проводили, для этого у них просто не было времени. Сельский совет старался не перегружать их общественной работой. А мне было определено одно очень важное поручение – вести занятия в политкружке на правах заместителя пропагандиста».

Опыт преодоления трудностей, полученный в Важкурской школе, помог Зосиме Паневу и в дальнейшей работе: его судьба изобиловала невероятными поворотами, пришлось и воевать, и строить мирную жизнь. В возрасте 36 лет Зосима Панев был утвержден на должность председателя Совета министров Коми АССР. За время его руководства в республике именно в тяжелые 1950-1960-е годы были решены вопросы строительства железной дороги в Сыктывкаре, благоустройства города, строительства Национальной библиотеки, СЛПК (сейчас это Монди СЛПК), университета, Музыкального театра, сохранения филиала Академии наук, решен вопрос о новой стратегии в геологии.

Подготовила Светлана СОЛОВЬЕВА

Фото из архива Людмилы Сандригайло

Оставьте первый комментарий для "Секреты успеваемости"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.