Страна на рельсах

Посетители «Поезда Победы» увидели застывшие мгновения войны

Жители двух городов республики посетили или смогут посетить уникальную экспозицию музея на колесах «Поезд Победы». В Сыктывкаре выставочно-лекционный комплекс стоял на железнодорожном пути с 3 по 5 июня. Затем он отправился в Печору.

С эффектом присутствия 

«Поезд Победы» – это первая в мире инсталляция, которая размещена в поезде и обеспечивает максимальный эффект присутствия. Слышны звуки движения поезда, выстрелов, бомбежки, лай собак и даже мяуканье кошек (эшелоны этих мирных домашних питомцев отправляли из тыла в блокадный Ленинград для борьбы с грызунами). А если подойти к открытой двери вагона-теплушки, то чувствуется холодное дыхание зимы 1942 года.

В минувшем году поезд-музей уже был в Коми, но сейчас в нем появился один новый вагон – посвященной событиям 1945 года: Советско-японской войне и Нюрнбергскому процессу.

Из дюжины вагонов поезда десять – выставочные. При входе каждый посетитель получает аудиогид. Экскурсия проходит от первого лица: девушка Лидия, которая в годы войны работала машинистом поезда, рассказывает о своей жизни и войне. Ее рассказ начинается с довоенной весны и лета 1941 года. Прототипом главной героини стала Елена Чухнюк – машинист паровозной колонны, возившей в период Великой Отечественной войны воинские эшелоны с оружием и боеприпасами к линии фронта. Ее биография положена в основу сценария кинофильма «Путь славы» (1948, Мосфильм).

Во всех вагонах сидят, стоят, лежат манекены, изображающие мирных жителей, солдат, врачей, ученых, заключенных концлагерей, на долю которых выпали военные годы. Также есть манекены немецких, японских солдат и подсудимых Нюрнбергского процесса. У посетителей создается ощущение, что они едут в военном поезде, а за окнами вагонов идут бои. Лица людей, их жесты, движущиеся видео за окном, звуки, а также голос Лидии, дают возможность увидеть войну глазами участников тех событий. А музыка, написанная специально для каждой зоны музея, и саунд-дизайн дополняют сюжет и погружают зрителей в атмосферу определенной исторической мизансцены. На всем пути участников экскурсии сопровождают «Волонтеры Победы».

В поезде более четырех тысяч единиц реквизита, оригинальный свет, театральный звук. Это 400 квадратных метров декораций, над которыми трудились 70 художников. Для создания фигур привлекались около сотни натурщиков. В экспозиции задействованы более 50 видеопроекторов, 18 видеостен, около 140 различных мультимедийных поверхностей. Они помогают воссоздать воздушные бои и массированные танковые атаки.

Любопытно, что предметы и книги в этом музее – не муляжи, а настоящие артефакты времен войны. В частности, если раскрыть обложку одной из книг, лежащих на полке, то можно увидеть дореволюционное издание романа Чарлза Диккенса «Тайна Эдвина Друда», а сборник испанской революционерки Долорес Ибаррури содержит ее речи и статьи за 1936-1939 годы. Интересно увидеть журналы «Боец-охотник» за 1936 и 1940 годы. А на странице перекидного календаря, который открыт на дате 22 июня 1941 года, можно прочитать очерк Бориса Житкова «Как я видел огни Эльма» и инструкцию, как сделать походную печку.

Последний день мирной жизни

В нулевом вагоне посетитель получает аудиогид, узнает о количестве и тематике вагонов и с помощью видеоролика знакомится с историей создания и авторами проекта. В первом вагоне действие происходит накануне 22 июня 1941 года. Пассажиры радуются лету, обсуждают свои дела, за окном мирная жизнь, ничто не предвещает беды. В вагоне едут инженеры, летчики, пионеры. Парень на верхней полке держит книгу Аркадия Гайдара «Мои товарищи». Женщина кормит грудью младенца, мужчина играет с сыном. В этом вагоне куда-то едет старушка в экзотичном восточном наряде, группа девушек-велосипедисток возвращается с соревнований. Одна из них мажет зеленкой разбитое колено. В конце вагона сидит дедушка с внуком-подростком, который держит удочку. На куртке юного рыбака значок «Другу ДОБРОХИМА», и за его спиной надпись «Молога». Название города напоминает об одной из трагедий прошлого века. Мологу называют русской Атлантидой. Этот город, располагавшийся при впадении реки Мологи в Волгу, был затоплен при построении Рыбинского водохранилища. В конце вагона гора чемоданов и потрепанный, но еще крепкий на вид велосипед.

– Казалось, вот так мы и ехали тогда – одной большой советской семьей солнечным летним днем в жестком, но таком уютном плацкарте, – рассказывает Лидия. – Теперь все это осталось в прошлом. В один миг куда‑то исчезли пряные ароматы цветов, густой дым грузинской махорки, сладковатый запах материнского молока. Все это исчезло 22 июня 1941 года.

Во втором вагоне показано начало войны. За окном гудят-летят вражеские самолеты, родители прячут детей – отец обнимает сыновей, мать прижимает к груди крошку-дочь. На столе лежит раскрытое дореволюционное издание с очерком Ивана Гончарова «Литературный вечер», школьные тетрадки, рядом на скамье – немецко-русский технический словарь. В рамках зеркала фотографии.

Далее показана оборона Брестской крепости. «Умираем, но не сдаемся», – пишет на стене один из ее защитников. Некоторые бойцы стали частью крепости – их фигуры выходят из кирпичных стен.

– Началась война, – продолжает рассказ Лидия. – Странное и страшное ощущение. Почти сразу появилось одно, общее на всех чувство – какая‑то тянущая тревога. Теперь вместо удочек и лыж в руках у пассажиров были винтовки. А главное, сами люди были другие. Поднялась на защиту Родины та самая публика из солнечных летних вагонов.

В следующем вагоне едут на фронт защитники родины – молодые солдаты и добровольцы. Стоит ящик с надписью «Московскiе патроны» и датой 1878 годъ. Группе молодых солдат командир объясняет, как правильно заполнять смертный медальон. Медальон выдавался каждому зачисленному на военную службу. Внутрь вкладывалась записка с указанием основных данных бойца – для его опознания в случае гибели. Известно, что многие из суеверия не заполняли медальоны, а еще эти карболитовые коробочки неудобно было носить. Поэтому современные поисковики редко находят рядом с останками солдат заполненные медальоны. На плакате надпись «Бьемся мы здорово, колем отчаянно. Внуки Суворова, дети Чапаева». Мало кто помнит, что в самом начале Великой Отечественной войны – 31 июля 1941 года – на экраны страны вышел короткометражный агитационный фильм «Чапаев с нами». В этом фильме Василий Иванович чудом уходит от пулеметного огня, выбирается на берег и попадает в лето 1941-го. Его встречают кавалерист и танкист. И узнав, что «опять немцы полезли», Чапаев командует «По коням!».

Следующий вагон показывает сцены боев – лежат трупы врагов, солдаты стреляют из окопов.

Преступления против человечности

На входе в следующий вагон предупреждающая табличка: «Экспозиция вагона «Концлагерь» доступна аудитории 12+, поскольку содержит сцены жестокости, физического и психического насилия, преступления против человечности».

Здесь посетителям «Поезда Победы» напоминают о концентрационных лагерях, местах массового заточения и уничтожения людей. Бесчеловечные эксперименты, пытки, голод, расстрелы, газовые камеры – то, через что пришлось пройти узникам нацистских лагерей.

В начале вагона враги пытают советского офицера, взятого в плен. Связанный воин с кровью на лице, но несломленный – символ стойкости и верности долгу. Лежит газета «Berliner Illustrierte Zeitung» и набор страшных хирургических инструментов. Далее по левой стороне вагона – гора обуви (в том числе и детской), снятой с погибших людей, – страшный символ концлагерей. В ушах звучит рассказ Лидии об ее отце, который прошел через один из лагерей смерти.

Показана перевозка по железной дороге заключенных из одного концлагеря в другой. В конце вагона фигуры трех стоящих из последних сил и поддерживающих друг друга заключенных, средний из которых в шлеме танкиста. А напротив них изможденна фигура красноармейца в буденовке.

В четвертом вагоне показана работа врачей в период войны. Демонстрация тяжелой, но очень важной работы медиков, их великого подвига – главная задача этой тематической зоны. Показана трагедия молодых солдат, столкнувшихся с ужасами войны в самом начале жизненного пути: многие из них на всю жизнь остались инвалидами – слепыми, глухими, без рук и ног. Одного из таких раненых кормит медсестра. «Такие составы курсировали тогда везде, – говорит Лидия. – Сложные операции делали прямо на ходу. Казалось, вся наша огромная страна тогда жила на рельсах».

Как можно услышать из рассказа аудиогида, многие молодые солдаты, оставшиеся без рук или ног, по ночам выбрасывались из поезда. Причем старались это сделать тогда, когда поезд проезжал по мостам через реки – чтобы разбиться о мост или утонуть в реке.

«Жди меня, и я вернусь…»

В руках одного из раненых бойцов сборник Константина Симонова. Его стихотворение «Жди меня, и я вернусь…» было написано летом 1941 года и напечатано в начале 1942-го. В годы войны оно пользовалось невероятной популярностью. Многократное прочтение этого стихотворения само по себе имело психотехническую функцию. Врач Слава Бескина, работавшая во время войны во фронтовых госпиталях, вспоминала, что раненые солдаты, когда им было особенно больно, читали наизусть «Жди меня». Стихотворение стало знаковым не только для русских солдат. С 1942 года в карманах убитых немцев начали находить переводы «Жди меня». В 1944-м он в качестве примера солдатского фольклора был напечатан в армейском глянцевом иллюстрированном журнале «Сигнал». В 1943 году берлинская газета «Заря», издававшаяся отделом восточной пропаганды вооруженных сил Третьего рейха и адресованная в основном советским военнопленным, перепечатала «Жди меня…» за подписью автора. В 1943 году это стихотворение, переведенное на иврит, стало самой популярной песней еврейских батальонов британской армии. В переводе поэта То Хыу оно стало знаковым и для солдат Северного Вьетнама во вьетнамской войне.

На стенде показаны предметы, которые остановили пулю и спасли человека. В основном это ордена и медали, есть и один портсигар. Рядом с набором мединструментов раскрыта изданная в 1928 году книга доктора Савельева «Что должна знать работница и крестьянка по оказанию помощи раненому и больному».

Наука – в помощь фронту

В этом же вагоне отображен гигантский прорыв в науке, случившийся в СССР во время Великой Отечественной войны. Были разработаны новые техника, оружие, средства связи и медицины. Все это помогло Красной армии вести равный и даже превосходящий противника по силам бой. В вагоне показана походно-полевая лаборатория микробиолога Зинаиды Ермольевой, которая разработала советский антибиотик и лекарство от холеры.

В 1942 году она впервые в СССР получила пенициллин и активно участвовала в организации его промышленного производства. Это спасло сотни тысяч жизней советских солдат во время Великой Отечественной войны. В 1942 году, когда Сталинград стал прифронтовым пунктом для эвакуированных, была направлена в город для предотвращения заболевания населения холерой, где было налажено производство холерного бактериофага. Опубликовала в Москве в том же году результаты исследования, проведенного на себе во время открытия светящегося вибриона в 1922 году. Ермольева выпила раствор холерного вибриона, чтобы заразить себя, и выздоровела после болезни.

В этом же вагоне можно узнать про партизанскую электростанцию – котелок, в котором кипятили воду. Партизанские отряды нуждались в радиосвязи, а для нее требовалось электричество. И был придуман необычный способ для зарядки радиостанций в условиях леса – зарядка от костра.

Физик-техник Юрий Маслаковец создал особый термогенератор, работа которого базировалась на так называемом эффекте Зеебека. Суть этого эффекта сводилась к тому, что в замкнутой электрической цепи контакты одного элемента присоединялись к другим, а место соединений отличалось показателями температур. Эта разница в температурах рождала электроэнергию. Приспособление, созданное советским физиком, напоминало котелок. Сделан он был из сплава цинка и сурьмы, а также константа – особого металла, в состав которого входили медь и небольшие добавления марганца и никеля. Этот генератор-котелок ставился на огонь, и из-за особого сплава металлов разница между температурой воды и температурой пламени костра была колоссальной – до 300 градусов. Этой разницы хватало для создания в термогенераторе электроэнергии. Это позволяло партизанам заряжать батареи для радиоприемников. Изобретение получило негласное название «партизанский котелок» и стало производиться в начале весны 1943 года.

Гигиена – основа здоровья

Из госпиталя посетители музея попадают в баню. Здесь запотевшие окна, маленькие узкие кабинки, повсюду куски мыла, жестяные тазы и кувшины, таблички «В парильном отделении мыться с мылом воспрещается» и веники. Банно-прачечные дезинфекционные поезда в годы войны были одним из средств соблюдения чистоты и гигиены. Гигиена – основа здоровья, ведь болезни значительно ослабляли армию. В вагонах таких поездов находились душевые кабины, сушилки, дезинфекционные камеры. Зачастую это было единственной возможностью для солдат помыться в периоды долгих походов. В окнах вагона – разрушенный Сталинград, освобождение которого стало переломным моментом в войне, хроника конвоирования пленных немецких солдат. А в бане моется сдавшийся в плен немецкий военачальник (с 1943 года – генерал-фельдмаршал) и командующий 6-й армией, окруженной и капитулировавшей под Сталинградом – один из авторов плана Барбаросса – Фридрих Вильгельм Эрнст Паулюс. Из аудиогида можно узнать, что пленник потребовал хорошее мыло и пропарить его костюм от вшей.

Рассказ о Великой Победе был бы неполным без истории о том, как в военных штабах рождались планы важнейших битв и сражений, во многом предопределивших исход войны. Героем инсталляции стал любимый солдатами маршал Константин Рокоссовский, получивший маршальскую звезду, а потом и звание Героя Советского Союза за наступательную операцию «Багратион». Посетители видят рабочее место штаба 1-го Белорусского фронта в период подготовки этой операции. Она ознаменовала выход Красной армии к границам СССР и прямую дорогу к Берлину. В вагоне можно увидеть, как генерал штаба Рокоссовского изучает и примеряет «мокроступы» – самодельные приспособления для преодоления болотистой местности.

«Кухня дьявола»

Далее посетители проходят через бронепоезд и попадают в вагон, рассказывающий о войне с Японией. Экспозиция здесь посвящена «кухне дьявола». Так писатель Сэйити Моримура назвал страшное порождении японского милитаризма – «отряд 731», в котором с начала 1930-х разрабатывалось, производилось и применялось бактериологическое оружие. В отряде с этой целью проводились многочисленные опыты над живыми людьми. После окончания Второй мировой войны убийцы из «отряда 731» нашли убежище в армии США, которая переняла их преступный опыт. На инсталляции показано, как 12 июня 1945 года в ходе эксперимента в газовой камере были убиты Мария Иванова 35 лет и ее четырехлетняя дочь. По воспоминаниям сотрудников «отряда 731», всего за время его существования в стенах лабораторий погибло около трех тысяч человек. По другим данным, около десяти тысяч человек.

Здесь же стоит фигура молодой китайской девушки. Девушка, которая пренебрежительно улыбается перед камерой, – китайская партизанка Чэн Бенхуа, приговоренная к смерти. Ей было 24 года, когда отряд попал в засаду. В японском плену девушка пережила пытки и групповое изнасилование. Затем ее привели посмотреть на казнь товарищей. Она скрестила руки на груди, презрительно улыбнулась и решительно посмотрела в лицо смерти. В этот момент японский военный корреспондент и сделал снимок гордой китайской партизанки. Через несколько минут японские солдаты взяли в руки винтовки. Но они не стали расстреливать девушку, а закололи штыками.

Вагон Победы

В вагоне, посвященном Победе, воссоздан сидячий вагон, и судя по афишам на стене – немецкий. В середине вагона компания фронтовиков фотографируется на память, перед группой солдат и офицеров фотограф с камерой в руках, готовый сделать снимок. Недалеко от супружеской пары сидит фронтовой художник, у него в руках книга, в которой он создает зарисовки. Его прототипом стал Борис Неменский, во время войны он писал этюды в Берлине. В конце вагона несколько солдат, проводивших в последний путь погибшего товарища, – молчание, печальные лица на контрасте с царящей вокруг атмосферой победы и праздника, в скорбном жесте сняты головные уборы.

Перед выходом из поезда посетители попадают в тематическую зону, которая выглядит как современная электричка, только на скамейках нет ни одной скульптуры. Если сесть, то в отражении окон можно увидеть тех, кто пожертвовал своей жизнью ради будущих поколений.

«Поезд Победы» – первая в мире иммерсивная, то есть обеспечивающая максимальный эффект присутствия, инсталляция, размещенная в движущемся поезде. Экспозиция была создана в 2020 году в рамках Года Памяти и Славы.

После Сыктывкара поезд отправился в Лабытнанги, а на обратном пути остановится в Печоре – в этом городе он пробудет 10 и 11 июня

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Страна на рельсах"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.