Сделано в СССР и не только

В доме-музее Ивана Морозова можно увидеть игрушки советского прошлого

К Международному дню защиты детей, который отмечается 1 июня, в Сыктывкаре открылась выставка «Игрушки. Сделано в СССР». Ее экспонаты представлены в доме-музее Ивана Морозова (отдел Национального музея Коми). Здесь можно увидеть предметы 1950-1980-х годов из коллекции нацмузея, они помогут тем, кто родился и вырос в советской стране, вспомнить свои любимые игрушки. А современные дети узнают, как и чем играли их родители и дедушки-бабушки. В импровизированном классе музея можно поиграть в популярные на школьных переменках в советских школах игры: «Морской бой», «Крестики-нолики», «Веревочка», «Телефон» и многие другие.

Homo ludens

Известный историк и культуролог Йохан Хёйзинга в своем труде «Homo ludens» (с лат. – «Человек играющий») писал, что вся культура основана на игре. А где игра, там и игрушки. Нет человека, у которого в детстве не было игрушек. Еще наши далекие пращуры, жившие в каменном веке, мастерили из костей, камня, глины и дерева игрушки своим малышам. В основном древние детские игрушки находили в погребениях. Чаще всего сделаны они были из обожженной глины. Были найдены погремушки VI века до нашей эры, которые напоминали современные. Первые описания игрушек были в мифологии Древней Греции. Но век игрушек недолог. Взрослея, люди забывают о них и выбрасывают. Поэтому лишь немногие коллекционеры могут похвастаться игрушками, которым уже более пятидесяти лет.

– На нашей выставке представлено 97 игрушек, – рассказала «Республике» заведующая домом-музеем Ивана Морозова Инна Мамонтова (на снимке). – Посетители выставки обычно сразу вспоминают, какие игрушки были у них. Многие обещают принести свои и приносят. Вспоминают истории про свои игрушки. Так, пришли три родные сестры со своими детьми, увидели сборный домик и вспомнили, что в их семье было два таких набора. При переезде оставили их в старом доме. Когда вспомнили, специально вернулись за наборами, но новые жильцы сказали, что их не было. Обида у «девчонок» до сих пор сохранилась. Многие вспоминают, что разбирали калейдоскоп, чтобы понять, как простые стеклышки складываются в причудливые узоры. И вообще разбирали все, что можно было разобрать. У многих были пластиковые и оловянные солдатики. Во время «Ночи музеев» на ура шел просмотр поучительных диафильмов. Причем в основном их смотрели ностальгирующие взрослые.

Как отметила Инна Мамонтова, на эту выставку она не взяла этнографические и гулаговские игрушки. Хотелось показать то, с чем играли большинство детей позднего советского периода.

– Пять лет назад Кочпонский детский дом передал в музей большую коллекцию игрушек, в том числе елочных 1970-1980-х годов, диапроекторы и пленки диафильмов, – рассказала Инна Мамонтова. – Они закупались по количеству групп, некоторые даже не использовали. Мою родную сестру поставили старшим воспитателем в этом заведении, она стала наводить порядок на складе детского дома и обнаружила много «лишних» игрушек, в том числе и абсолютно новый планетоход «Марс» конца 1980-х. Все это «богатство» передали в наш музей. На выставке мы с посетителями играем в советские игры: крестики-нолики, морской бой, веревочку, вырезаем кукол и наряды из бумаги, делаем жужжалки типа йо-йо из пуговицы и нитки. Но из витрин игрушки не достаем.

Отражение суровой эпохи

История советской игрушки началась в 1918 году, когда наркомпрос основал Музей игрушки с целью изучения истории и этнографии игрушки. Но игрушек тогда практически не выпускали, и дети играли старыми игрушками, оставшимися в семье с дореволюционных времен, либо самодельными деревянными или картонными кубиками и тряпичными куклами. Часто дети и сами мастерили себе игрушки и забавы из того, что было под рукой: гоняли по двору мяч, сшитый из тряпок, собирали незамысловатые тележки-каталки, качали самодельных кукол.

В 1930-х годах началась работа по созданию новой «советской» игрушки, которая бы отражала эпоху. Появились первые небольшие артели по изготовлению детских игрушек в духе нового времени: фигурок красноармейцев, матросов или пионеров с флагом, горном или барабаном. Наряду с «идеологическими» игрушками были в продаже и традиционные куклы с волосами из пакли, которым девочки с удовольствием шили наряды, а также деревянные лошадки на колесах и плюшевые медвежата, набитые опилками.

В мае 1932 года был основан Всесоюзный научно-исследовательский институт игрушки в городе Загорске с филиалом в Вятке. В то время это были единственные в мире научные учреждения, занимающиеся игрушками.

С 1935 по 1939 год выходил журнал «Советская игрушка». Он стал своеобразным методическим пособием для производственников, воспитателей, родителей и учителей. «Нигде нет такой заботы о детях, как у нас, – можно было прочитать на страницах журнала. – Наши дети – самые веселые, самые здоровые, самые счастливые дети в мире. В этих условиях приобретают огромнейшее значение те отрасли промышленности, которые призваны обслуживать культурные нужды детей, в том числе и отрасль по производству игрушки».

Изделия северных кустарей

Удивительный факт: в годы Великой Отечественной войны в Коми АССР не было фабрик или заводов по выпуску игрушек, но производство детских игрушек было хорошо налажено. Более десятка кустарных кукол того периода сохранились в Национальном музее Коми. Среди них милитари-куклы в одеждах санитаров.

В Коми АССР в те годы игрушки выпускали игрушечный цех горпромкомбината и сыктывкарская артель «Северный кустарь». Увидеть игрушечный цех горпромкомбината можно на представленном на выставке снимке 1946 года. Артель в основном занималась пошивом теплых вещей. Как-то артельщики сверх плана сшили 437 пар теплых рукавиц и отправили их на фронт. В 1948 году художник-фронтовик Григорий Кудряшев организовал при артели цех фанерной игрушки.

Производили игрушки и в системе ГУЛАГа. В частности, в Княжпогостском районе их выпуском занимался комбинат поселка Ракпас, который находился на территории одного из лагерей Севжелдорстроя НКВД СССР. В 1943 году в Сыктывкаре была организована выставка изобретателей и рационализаторов СЖДС НКВД СССР, и тогда в музей поступили некоторые игрушки, созданные руками заключенных. Это кукла в костюме цветка, кукла в шляпе, две куклы мальчиков-шалунов, купчиха-грелка для чайника, клоун и цирковой слон. Эта коллекция пополнилась куклами из папье-маше и мягконабивными в 1946 году, когда в музей поступили экспонаты с юбилейной выставки «25 лет Коми АССР».

На нынешней выставке представлены модели самолетов 1940-х годов, сделанные мастерами артелей Сыктывкарского горпромкомбината и Устьвымтреста МВД.

Скромны и непритязательны

В 1948 году в СССР был проведен конкурс на новые образцы игрушек. Его участники воспроизвели в моделях кукол образцы советских людей разных специальностей, профессий и занятий. В частности, куклы изображали нахимовца, суворовца, летчика, пограничника, врача, шахтера, рабочего. После 1961 года массово появились игрушки с изображением космонавта.

Но до конца 1950-х производством детских игрушек в СССР занимались в основном артели. Крупное производство советских игрушек было налажено только к началу 1960-х годов. Кукольная промышленность набрала темпы, и игрушки начали изготавливать большими партиями. В производстве игрушек появились новые технологии и материалы. На смену игрушкам из глины и папье-маше пришли пластмассовые куклы. У каждой девочки были куклы-пупсы, которых можно было купать и заворачивать в полотенце, и куклы побольше, которых можно было расчесывать и переодевать. А если родители девочки могли себе позволить, то покупали еще приданое для куклы – коляску и мебель.

Советские куклы были скромны и непритязательны, очень похожи друг на друга, на каждой – простенькое короткое платье из скромного ситца. Самые известные, узнаваемые куклы 1960-1970-х годов в нашей стране – «выпускницы» двух крупных предприятий: «Ленигрушки» и Охтинского химического комбината. В Советском Союзе 95 процентов игрушек выпускалось исключительно отечественными производителями и из натуральных материалов, ни о каких вредных красителях и наполнителях речи не шло. Советские игрушки выдерживали огонь и воду, иногда были довольно тяжеловесны, но всегда долговечны.

Несмотря на то, что в СССР игрушки штамповали миллионными тиражами, до наших дней дожили лишь единицы. Так, в изданный несколько дет назад набор открыток «Куклы XX века» (в рамках серии «Раритеты Национального музея РК») попали шесть кукол 1950-1980-х годов. Среди них Карлсон, Айболит, Неваляшка и негритенок Чунга-Чанга. И завершает каталог самая знаменитая кукла в истории – иностранка Барби. Кстати, американские и европейские девочки начали играть с ней еще в 1959 году.

Целлулоидные пупсы, медведи, солдатики, пистолетики, кубики, негнущиеся куклы, кричащие «Мама!», металлические машинки – таков игрушечный набор нашего детства.

Кубик Рубика и Чебурашка

В начале нынешнего века в Россию пришла мода на развивающие игрушки. Но уже в советское время появились кубик Рубика, «Пятнашки» и прочие головоломки. Венгерский скульптор и преподаватель архитектуры Эрнё Рубик запатентовал свой кубик еще в 1975 году. В 1980-х эта цветная головоломка стала популярной в СССР. В журналах печатали не только алгоритмы его сборки, но и инструкцию, как своими руками сделать кубик из дерева. Но даже собрать кубик правильно могли далеко не все. Сейчас соревнования по его скоростной сборке официально организует Всемирная ассоциация спидкубинга.

В советское время была разработана целая программа по воспитанию детей с помощью игрушек. В частности, через игрушки детей знакомили с домашними делами. Были игрушечные кухни, стиральные машинки, утюжки. Все эти предметы обихода обычно являлись уменьшенной копией настоящих. Для мальчиков выпускали автомобили, а к ним гаражи и заправки. Один из экспонатов выставки – это игрушечная заправка. Практически каждый мальчик собирал коллекцию миниатюрных моделей машин. Ну а у детей богатых родителей были настоящие детские машины с педалями, в них можно было ездить. В музее никак не могут найти такую игрушку.

Благодаря детским конструкторам будущие инженеры учились конструировать. Конструкторы были простые пластмассовые и более сложные – металлические. Из металлических собрали разные виды машин, самолеты, тракторы, дома, мосты. Делались даже попытки сборки «вечных двигателей», но обычно они работали недолго. А еще выпускали заводные игрушки, пружина в которых заводилась при помощи небольшого ключика.

Компьютеров не было, на дисковых телефонах играть было невозможно, поэтому большим спросом пользовались настольные игры с кубиком и фишками. В них играли вдвоем, втроем, целой компанией. Бросали кубик с цифрами и делали ходы фишками по бумажному игровому полю.

Среди плюшевых игрушек были понятные звери – в основном собачки и мишки. Никаких диковинных лунтиков, непропорциональных смешариков и прочих. Хотя и тогда существовал один невиданный зверь – Чебурашка. Это персонаж, придуманный писателем Эдуардом Успенским в 1966 году, один из главных героев книги «Крокодил Гена и его друзья» и ее продолжений. Образ Чебурашки с огромными ушами и большими глазами впервые появился в мультфильме Романа Качанова «Крокодил Гена» в 1969 году и был создан при непосредственном участии художника-постановщика фильма Леонида Шварцмана. После выхода мультфильма, снятого по этой книге, персонаж стал суперзвездой. И до сих пор он не потерял своей популярности – недавно на экраны вышел новый фильм про ушастого героя.

Еще один символ поздней советской эпохи, который можно увидеть на выставке, это олимпийский мишка. Он был символом прошедших в СССР летних Олимпийских игр 1980 года, а затем стал узнаваемым брендом и игрушкой.

На выставке можно увидеть пластмассовых солдатиков, плюшевых медведей и собачек, деревянные кубики, лошадку на колесиках, целлулоидных пупсов. Из бытовой техники – диапроектор и ленты диафильмов к нему. Такие мультики смотрели по вечерам в полной темноте. На белой стене сменяли друг друга картинки с подписями под ними. Двадцать три диафильма по сказкам народов мира (японская, грузинская, английская, немецкая, чувашская, якутская и коми сказка «Девочка с веретенце») нарисовал коми художник Василий Игнатов.

По мнению Инны Мамонтовой, наиболее интересные экспонаты выставки – это кукольная мебель из черной пластмассы. Ее изготовили в 1960-х годах в Одессе. И этот набор принадлежал жене известного историка Михаила Рогачева. Все обращают внимание на большую лошадку из папье-маше 1940-х годов, куклу-негритянку Чунга-Чанга 1980 года, изготовленную в Ленинградском производственном объединении «Игрушка». Металлическая пушка 1980-х годов сделана на Мичуринском приборостроительном заводе. Многие отмечали ее отличный механизм. Можно было в дуло вставлять карандаши, стреляла ими отменно.

Немецкая кукла и японская неваляшка

Современные игрушки в основном к нам привозят из Китая. А вот мечтой многих мальчишек и девчонок 1960-1980-х годов были игрушки из Германской Демократической Республики (ГДР) с их яркими цветами жести и пластмассы, прорисовкой мельчайших деталей и более сложными механизмами. Наклейки на английском и немецком языках считались крутыми. Самые желанные игрушки – железная дорога PIKO и куклы Pluti Sonneberg с красивыми личиками, мягкими волосами и стильными платьями. Несмотря на то, что они стоили в два-три раза дороже советских, на прилавках не залеживались.

Покупка немецкой железной дороги влекла за собой поиск и покупку ее инфраструктуры: домиков, перронов, семафоров, машинок и даже фигурок людей. Производила эти игрушки в городе Карл-Маркс-Штадт (ныне Хемниц) компания PIKO.

Казалось бы, такая простая игрушка, как неваляшка, имеет интересную историю. Ее корни в Японии, где имеется схожая кукла под названием дарума. В СССР неваляшки традиционно выпускались на Тамбовском пороховом заводе. В 1958 году для завода разработали модели кукол из целлулоида – отработанного материала при производстве пороха. Позже из-за легкой воспламеняемости его заменили на ПВХ. Сейчас предприятие выпускает более 100 тысяч неваляшек в год, в том числе для поставок в Германию, Белоруссию, Казахстан и Вьетнам.

Бабушка Акань

Игрушки составляют немалую часть собрания Национального музея Коми. Одних только кукол здесь собрано более трехсот экземпляров. Одни из самых старых игрушек в коллекции музея – это ижемские Акань, изготовленные еще в конце позапрошлого века. Этих тряпичных кукол привез в музей в 1925 году этнограф и собиратель Даниил Янович. Он обратил на них внимание во время своей экспедиции по Ижмо-Печорскому уезду. Сейчас в коллекции музея четыре куклы-женщины Акань и одна кукла-мужчина. Они изготовлены из лоскутов и дерева. У кукол-женщин черты лица не обозначены, а у «мужичка» прорисованы. Куклу оставляли безликой, оберегая от недобрых глаз. Обычай не расписывать лицо кукол сохранился у многих народов.

Самодельные куклы одеты в традиционные ижемские костюмы, которые шились из тех же тканей, что и настоящие сарафаны. Кстати, наряды для Акань шились только из новой ткани, ни в коем случае нельзя было использовать лоскутки от одежды, которая кем-либо носилась. По поверьям, одежда, пропитанная запахом живого человека, является его тенью, а закопав в землю куклу, одетую в такую одежду, можно наслать неминуемую болезнь или даже гибель на ее реального «двойника». По коми поверьям, игры девочек с тряпичными Акань влияли на их будущее семейное счастье. Считалось, что у девочки, которая в ходе игры раздает своих Акань подругам, не будет семейного счастья и благополучия. Если дети играли в похороны и закапывали с причитаниями кукол, считалось, что в семье скоро кто-то умрет. А «похоронив» куклу, ее уже не выкапывали, чтобы не навлечь на себя беду. У каждой девочки количество тряпичных кукол в игрушечной семье, как правило, соответствовало количеству членов реальной семьи ребенка. Но при этом Акань никогда не давали имена реальных членов семьи, чтобы исключить возможность сглаза и порчи. Некоторые обряды напоминали использование кукол в магии вуду. По поверьям коми-пермяков, в гроб умершему колдуну обязательно надо положить семь Акань, иначе он может увести за собой в могилу семь человек.

Другая старинная игрушка в музее – это изготовленная из папье-маше кукла 1920-х годов. Она принадлежала семье коми ученого-этнографа Василия Налимова и сохранилась благодаря его младшей дочери – Ирине Васильевне. Одежда куклы сшита из ткани коми-пермяцкого сарафана второй жены ученого Ольги Логачевой, происходившей из коми-пермяцкой семьи.

Выставка будет работать до середины августа.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Сделано в СССР и не только"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.