Дорожные расходы

Госсовет Коми намерен актуализировать суммы, выделяемые на ремонт улиц и трасс

В городах и районах Коми начались дорожные работы. Планы на нынешний год – привести в нормативное состояние 84,5 километра региональных дорог и 29,7 километра муниципальных, улучшить освещение на участках трасс протяженностью 1,6 километра. Вопросы, касающиеся ремонта и строительства дорог, мостов в республике, обсудили на рабочем совещании в Госсовете Коми.

Начальник управления дорожного хозяйства министерства строительства и ЖКХ Коми Дмитрий Гордейчук рассказал парламентариям, что объем дорожного фонда в 2023 году чуть больше восьми миллиардов рублей. 3,1 миллиарда от этой суммы – акцизы, 1,2 миллиарда – транспортный налог, 0,8 миллиарда – средства федерального бюджета, порядка миллиарда – прочие поступления. Кроме того, около 1,9 миллиарда – остаток средств, не израсходованных в прошлом году.

Из вышеуказанной суммы 1,521 миллиарда планируется потратить на ремонт дорог регионального значения, 773 миллиона – на приведение в порядок мостов. Почти полмиллиарда получает Сыктывкар по проекту «Безопасные качественные дороги». На содержание дорог и мостов выделено 2,372 миллиарда. По-прежнему солидной суммой расходов остаются концессионные выплаты (своеобразная дорожная ипотека, благодаря которой реконструировали и строили участки дороги между Ухтой и Печорой), в этом году регион должен выплатить 1,31 миллиарда рублей. Отвечая на вопрос о причине, по которой в Дорожном фонде с прошлого года осталась солидная сумма, Дмитрий Гордейчук пояснил, что эти деньги как раз собирались потратить на концессионные выплаты, внеся средства вперед, но этого не произошло. Закроет «дорожную ипотеку» регион в 2025 году. Председатель парламентского комитета по бюджету, налогам и экономической политике Степан Чураков посоветовал минстрою Коми все же проработать вопрос досрочного погашения этого займа.

Также из фонда будут выделены субсидии муниципалитетам – 1,013 миллиарда. Нужны они на содержание дорог местного значения и ледовых переправ, завершение ремонта участков школьных маршрутов, реализацию проектов в сфере «Народного бюджета» и другие направления. Кроме того, сейчас решается вопрос о предоставлении муниципалам еще 293,5 миллиона рублей из резервного фонда правительства Коми на приведение в порядок школьных маршрутов, использование которых ГИБДД не согласовало после обследования осенью прошлого года.

Еще 579 миллионов пойдут на прочие расходы, связанные с дорожной деятельностью.

В этом году ожидается завершение ремонта трех мостов. Через Вычегду в Сыктывдинском районе (возле Слуды) – там остались лишь покрасочные работы, через реку Вуктыль (приток Вычегды) в Усть-Куломском районе и через Дюкачево в Княжпогостском. Также пройдет капремонт моста через реку Ибань в Койгородском районе. Приведут в порядок предаварийный мост через Колву на территории, относящейся к Усинску. В этом же муниципалитете продолжится строительство мостового перехода через реку Лыжа, этот проект намерены завершить в следующем году. Пройдет реконструкция еще девяти разных мостов общим погонажем почти в полкилометра.

Дмитрий Гордейчук напомнил о практике дорожных работ за счет инфраструктурных кредитов. Так, в 2022 году ремонт таким образом сделали на улице 1-й Промышленной в Сыктывкаре. В этом году пройдет капремонт подъезда к Верхнему Чову (4,2 километра), реконструкция 4-й Промышленной (1,4 километра). В 2024 году планируется закончить реконструкцию путепровода через железную дорогу на подъезде к Верхнему Чову.

Представитель минстроя также рассказал о проблемах, связанных с дорожными работами в Коми, с их планированием. В первую очередь они связаны с дефицитом средств Дорожного фонда на содержание дорог, из-за этого невозможно заключать трехгодичные контракты. Исходя из средств, которые имеются, финансовых прогнозов на будущее, удорожания работ, контракты сейчас можно заключать максимум на полтора года вперед. Также из-за недостатка средств есть сложности с реализацией нацпроекта: республика не может улучшить значения показателя «Доля протяженности дорог регионального и межмуниципального значения, отвечающих нормативным требованиям, в их общей протяженности».

Дмитрий Гордейчук пояснил, что ежегодно у нас в ненормативное состояние переходит больше дорог, чем ремонтируется. Чтобы была положительная динамика, нужно каждый год ремонтировать не менее 90 километров региональных трасс. Минстрой пытается привлечь дополнительные средства на ремонт из внебюджетных источников, федеральной казны.

Степан Чураков сообщил, что депутаты рассчитывают актуализировать расходы на дороги на ближайших сессионных заседаниях, поскольку всем понятно, что ремонт и содержание транспортных артерий требуют явно больше средств, чем на это заложено.

В свою очередь первый заместитель мэра Сыктывкара Александр Можегов рассказал о работе по нацпроекту «Безопасные качественные дороги». По его словам, по этому направлению в нынешнем году в городе планировалось отремонтировать 19 участков, но получится на два больше – удалось сэкономить средства на аукционах. Плюс еще два вышеупомянутых участка в промзоне за счет инфраструктурных кредитов.

Выступавшие ответили на вопросы депутатов, присутствовавших на встрече общественников. Касались они, в частности, ремонта Краснозатонского моста – его планируют начать в следующем году. Минстрой получил рекомендацию организовать работу так, чтобы не повторилась история с мостом через Вычегду, когда машины стояли в ожидании по часу и больше, чтобы переехать через реку.

Александр Можегов дал пояснения по ремонту улицы Индустриальной, который не завершился в положенное время. Сейчас заключено мировое соглашение с подрядчиком, определены новые сроки сдачи объекта. Дмитрий Гордейчук ответил на вопрос о проектировании и строительстве объездной дороги Максаковка – Морово. По его словам, такой проект прорабатывается, возможно, его будут реализовывать на принципах концессии. Но «ценник» достаточно высокий (более пяти миллиардов), так что основная надежда на федеральную помощь.

Вице-спикер Госсовета Коми Валентина Жиделева обратила внимание присутствовавших на проблему с дворами домов, признанных аварийными, проездов к ним. По ее словам, к ней поступило с полсотни обращений от жильцов таких домов, которые в ожидании переселения (которое непонятно, когда будет) еще и испытывают неудобства из-за разбитого асфальта во дворе. На запросы ответственные ведомства отвечают, что ремонты во дворах «авариек» не могут быть профинансированы из бюджета Коми, поскольку это нецелесообразно – все равно потом все ломать.

– Но проблему все равно надо решать. Или точно людям говорить, что завтра, условно, этот дом снесем. А так, может, они десять лет там еще жить будут, – заявила вице-спикер.

Александр Можегов, заметив, что о сроках переселения жильцы аварийных домов вообще-то знают, сообщил, что ямочные ремонты в таких дворах ведутся с использованием инертных материалов – например, асфальтовой крошки. Но понятно, что делать это приходится уже по остаточному принципу, на все не хватает, приходится распределять ресурсы.

Предложения, касающиеся проведения работ на улицах и трассах, высказал начальник отделения дорожной инспекции управления ГИБДД МВД по Коми Борис Кузнецов. Во-первых, он призвал строителей наладить нормальное взаимодействие с пользователями дорог, то бишь автомобилистами. Нужно своевременное оповещение, что на том или ином участке планируются работы, установка временных средств организации дорожного движения.

– Как показывает практика, данные участки всегда являются зонами повышенной опасности, там происходят ДТП в том числе и из-за того, что пользователи дорог не видели, не знали о введенных временных ограничениях, – пояснил представитель инспекции.

Во-вторых, он подчеркнул, что безопасность дороги не зависит напрямую от ремонта дорожного покрытия, даже наоборот, на гладком участке водители зачастую ведут себя более неосмотрительно, едут быстрее. Поэтому для повышения безопасности нужно активнее, скажем, внедрять инновационные технические средства. Например, специальную подсветку дорожной разметки, это улучшает ее восприятие участниками дорожного движения вне зависимости от времени года и времени суток. Есть недорогие и общедоступные методы вроде установки сигнальных столбиков для разделения автомобильных потоков. Прошлым летом такие поставили на трассе Сыктывкар – Троицко-Печорск в районе Выльтыдора, и аварийность в этом районе сразу сошла на нет.

Также на совещании обсуждался вопрос, возникший в связи с прошлогодней ситуацией с ремонтом дорог в Сыктывкаре. Тогда основной подрядчик останавливал работы то на одном участке, то на другом, ссылаясь на недостаток людей и техники. А на вопросы общественников, представителей органов власти о производственных графиках ответственные лица парировали, что главное – работы будут закончены в сентябре. На вопрос, почему эта же организация в числе подрядчиков, справится ли она с работой, Дмитрий Гордейчук пояснил, что договоры заключаются по результатам торгов. Если предприятие их выиграло, не запретишь же ему работать. Но, учитывая печальный опыт прошлого года, вопрос с производственными графиками решили. Что касается техники, то у подрядчика есть планы по расширению парка. В крайнем случае никто не запрещает ему привлечь другое предприятие на субподряд.

Также на совещании обсуждали темы передачи региональных дорог в федеральную собственность, комплексного подхода к строительным и ремонтным работам.

Анна ПОТЕХИНА

Фото автора и Артура Артеева

Оставьте первый комментарий для "Дорожные расходы"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.